Главная цель электронной обучающей среды (ЭОС)- формирование у будущих специалистов ретроспективного видения науки.
ЭОС способствует развитию: о умений логично формулировать, излагать и аргументировано
отстаивать собственное видение истории науки о способности самостоятельно решать профессиональные проблемы на
основе историко-научной культуры. Электронная обучающая среда включает:
1. Программу, основными разделами которой являются:
■ пояснительная записка
■ тематический план
■ рабочая программа
■ учебно-методическое обеспечение
2. Обзор Интернет-ресурсов
3. Текстовую часть, содержащую структурированную учебную информацию;
4. Практикум;
5. Тестирующую программу;
6. Приложения:
• Оригинальные тексты
• История науки в датах
• История науки в лицах
• Научные династии
• "Золотая сотня" науки и техники XX века
• Десять самых громких научных открытий XX века 7. Терминологический словарь
В текстовой части ЭОС излагаются принципиальные, узловые моменты истории науки на основе сочетания социально-экономического и социально-культурного подходов. Здесь используется все позитивное, накопленное в отечественных и зарубежных историко-научных исследованиях, в философии и методологии науки. В ней развернута панорама развития мировой и отечественной науки. Завершается текстовая часть изложением истории становления и развития науки на Ставрополье.
Текстовая информация сопровождается иллюстративным материалом в виде портретов ученых. Она содержит также структурно-логические схемы. Каждая схема по сути своей является тезисным изложением рассматриваемых вопросов. Она представляет только один из множества вариантов их решения. Являясь «методическим ключом», структурно-логические схемы способствуют более глубокому усвоению и пониманию конкретных проблем. Портреты, хронологические схемы и таблицы придают наглядность тестовому материалу и способствуют его лучшему усвоению.
В изложении некоторых вопросов наряду с авторскими разработками используется фактический и иллюстративный материал, позаимствованный из словарей, энциклопедий, справочников, монографий и статей.
Практикум - наиболее важная часть электронной обучающей среды. Здесь содержится программа самостоятельного поэтапного освоения темы. Она следует за каждым разделом тестовой информации. Перед обучающимся ставится цель учебной деятельности, а затем предлагаются следующие этапы ее достижения:
1. Для успешного усвоения данного раздела необходимо овладеть категориальным аппаратом, который составляет теоретический фундамент и раскрывает содержание изучаемой проблемы. (К каждой теме курса дается перечень ключевых понятий, которые студент должен усвоить. Он может обратиться к терминологическому словарю, где содержатся определения этих понятий, или же к словарям, имеющимся в Интернете).
2. Рекомендуем вам познакомиться с оригинальными текстами.
3. Теперь можно перейти к выяснению следующих вопросов,
4. Закрепите полученные знания, ответив на следующие вопросы.
5. Для более глубокого усвоения темы рекомендуем выполнить следующие задания (предлагается проанализировать положение, в котором надо выделить логические блоки, соподчинять понятия, найти ключевое слов, ключевое предложение, ключевую мысль).
6. Подготовьтесь к участию в круглом столе: ПАРАДОКСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Или:
I Пщшп^2т^№е~в-ди£и^[^фАУКА КАК ПРИЗВАНИЕ И КАК
J ПРОФЕССИЯ»
7. " Пройдите тестирование.
\/ Темы рефератов и микроисследований
1. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ.
2. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки.
3. Цели и задачи истории науки в научном исследовании.
4. Место истории науки в системе наук.
**■(£) Методы истории наук Малмыгина Р.А.. *
6. История науки как сопереживание, как погружение.
7. Новая информационная среда истории науки
Литература