Сегодня каждый житель Земли входит в несколько сообществ: все мы, земляне, представляем сообщество людей — человечество; живущие в России, граждане одной страны, — россияне. Однако все мы уже с рождения принадлежим к определенному сообществу — народу. Жители нашей страны говорят о себе: «мы — якуты», «мы — калмыки», «мы — татары», «мы — русские». Даже когда мы вовсе не осознаем этой принадлежности, тем не менее она существует. Каждый из жителей нашей планеты четко идентифицирует себя по отношению к какому-либо этническому сообществу, говоря о себе, кто он — «русский», «француз» или «японец». Приезжая в другую страну, мы сразу разделяем для себя понятия — «мы и они»: мы — русские, они — испанцы. Этнические различия людей очевидны в особенностях внешнего облика и национального характера, в типе одежды и жилища, в языке и религии. Все многообразие людей можно разделить на различные общности: социальные и этнические. Появление этнических общностей шло постепенно — от ранних форм к более поздним. Этническая структура человечества исключительно разнообразна, что определяется как обилием форм существования этноса, так и их иерархичностью (рис. 2.1). К сожалению, зачастую одни и те же термины, используемые этнографами, имеют разное содержание, обозначают разные этнические явления.
|
|
Род — это группа людей, связанных единым происхождением по одной линии: материнской или отцовской. Род возникает из первобытного человеческого стада и дает начало виду этнических особенностей.
Племя — первая форма этнической общности, возникшая в первобытно-общинном строе из нескольких родов на основе их кровных связей.
В качестве базовых характеристик подобных обществ можно назвать: присваивающее хозяйство (охота, собирательство, рыболовство, опирающееся на «кормовые» ресурсы территории), половозрастное («естественное») разделение труда; дополитическая, догосударственная форма организации власти в масштабах срав-
Рис. 2.1. Виды этнических общностей
нительно небольших родственных коллективов: распределительные отношения в виде дележа, отсутствие обмена внутри коллективов, неразвитость обмена между коллективами людей. Для доклассовых обществ характерно единство социума, объединенного родственными отношениями, и «протоэтноса» как группы, имеющей общую культуру и самосознание. Этот социальный организм отделен территориальными и брачными (эндогамными) границами от других подобных организмов.
Признаки племени: наличие племенной территории, хозяйственная общность, самосознание и самоназвание, наличие собственного диалекта. В настоящее время такая реликтовая форма организации этноса сохранилась: это индейцы (США, Мексика), адиваси (зарегистрированные племена в горных районах Индии).
|
|
До сих пор обсуждается вопрос о том, что уже племена имели собственно этнические свойства. С другой стороны, племя одновременно являлось и социальной единицей со своими органами власти и пр. Были ли на этапах родо-племенных отношений (палеолита) другие этнические подразделения? Ведь в то время существовали обширные культурные ареалы: некоторые охватывали целые субконтиненты. Тем не менее очевидно, что население и столь обширных регионов в то время не могло обладать чувством своего единства. По существу, это историко-этнографические провинции. Они были ограничены крупными гористыми или гидрографическими рубежами, то есть находились в определенных физико-географических рамках, а не соотносились с определенными ландшафтно-климатическими зонами (например, племена Сибири).
Народность — этническая общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации (утратившие племенные отношения и не ставшие нациями малые народы Севера). Трансформация первобытного социума — протоэтноса в раннеклассовое общество происходила независимо во многих уголках мира, и прежде всего в районах, наиболее пригодных для примитивного земледелия.
В отличие от других объединений (например, этнолингвистических) народности складывались в ходе этнической консолидации, чрезвычайно сложной и противоречивой. Одним из факторов консолидации племенных общностей в народности было усиление межплеменных контактов по мере роста общей численности населения, что способствовало не только внутреннему сплочению племен, но и их сплочению по отношению к внешнему миру. Постепенно это привело к появлению союзов родственных племен, а в дальнейшем к еще более важному фактору — к раннеклассовым государствам. То есть при наличии близости языка и культуры государство оформляло консолидирующиеся племена в территориально-политическом отношении, создавая общность политических, экономических, социальных и иных интересов. Как правило, процессы формирования народностей проходили в рамках обширных политических образований, охватывавших целую группу племен или союзов племен. В иных случаях интенсивность процессов консолидации была высока в пределах небольших политических единиц, объединявших лишь несколько племен (примером последнего может служить формирование спартанской, афинской и других древнегреческих народностей, на базе которых сформировалась более крупная народность — эллинская. Здесь можно говорить о формировании народностей разных уровней).
Этносы раннеклассовых (доиндустриальных) обществ характеризуются следующими чертами: производящим хозяйством, при котором основным источником ресурсов является плодородие почв; кастово-сословной формой разделения труда; политической формой организации власти; распределительными отношениями в виде натурального обмена и центрами государственного перераспределения прибавочного продукта, профессионально-именной схемой социального кодирования, представляющей собой унифицированные наборы навыков различных социально-профессиональных групп (ремесленников, земледельцев, воинов).
С появлением сильной государственной власти одним из серьезных механизмов этногенеза стал политический фактор (государство), ускоряющий объединительные, консолидационные процессы. Хотя государство следует признать одним из факторов этногенеза, в раннеклассовых обществах оно носило по преимуществу внеэтнический характер: это тип город—государство или полиэтническая империя. Границы этнических общностей обычно
|
|
или шире, или уже политических границ раннеклассовых государств.
Понятно, что народности принципиально отличались от более ранних формирований — племен. Прежде всего это была совершенно отличная социальная структура. Основным фактором, связывающим народность, выступали не брачно-родственные отношения, а такая политическая сила, как государство со всеми его атрибутами. Народность отличалась от племени и в сфере этнических свойств. По сравнению с племенами появление классов влекло за собой ослабление культурного разнообразия в рамках народности. С другой стороны, культурная однородность в пределах территории, занимаемой народностью, была выше, то есть происходило усиление культурных связей в пределах большей территории либо даже расширение культурных рамок однородной культуры. Важную роль в этом играли массовые сборы людей на совместные общественные работы или в военных целях, создание внутригосударственных коммуникаций всех видов, передача информации, развитие письменности. Все это приводило к постепенному нарастанию процессов самоконсолидации.
Если национальность — это принадлежность человека или группы людей к определенной этнической общности, то нация — это социально-этническая общность людей, отличающаяся от народности сложившимися устойчивыми социально-культурными и хозяйственными связями и развитием национального самосознания, сформировавшимся на основе единого национального языка, культуры, этнической психологии. Народности, оказавшиеся в разных государственных образованиях, могут дать начало нескольким нациям, в то же время несколько наций в одном государстве могут дать начало одной нации.
Для этносов развитых классовых (индустриальных) обществ характерно производящее хозяйство в форме индустрии, все более эволюционирующее от преимущественного использования ресурсов земных недр к ресурсным возможностям информации и связанного с ней творческого потенциала человека; при этом разделение труда осуществляется в индивидуально-профессиональной форме. Создаются различные варианты национального государства. Новое качество появляется за счет сопряженности этноса, государства (национальное государство) и социально-профессио- нальной структуры, охватывающей весь этносоциальный организм.
|
|
Промежуточный элемент между личностью и человечеством — нация выполняет особую функцию, аккумулируя индивидуальные достижения и делая их по-человечески значимыми. Нельзя не отметить, что по поводу национального государства стало модным высказываться критически. Тон здесь задают западные обществоведы. Вот, например, характерное высказывание такого рода: национальное государство исчерпало свой потенциал и стало не
пригодным в нынешних условиях. Однако речь должна идти скорее не об исчезновении национального государства, а об уточнении его функций путем делегирования ряда полномочий мировому сообществу, общим органам складывающихся региональных интеграционных систем, то есть «наверх», а также органам местного самоуправления, то есть «вниз».
Рыночная форма экономических связей или распределения может устойчиво функционировать лишь в культурно-однородной среде. Складывается национальный рынок, охватывающий территорию с этнически-однородным (или этнически-родствен- ным) населением. Параллельно идет процесс консолидации этнических групп в нацию, отражающийся в создании литературного национального языка. Литературный язык обслуживает не только нужды национального рынка, но и (через социокод) систему этносоциального (национального) воспроизводства. Ведущую роль в этом процессе играет национальная интеллигенция — основная носительница национальной идеи.
Все жители Земли при общем сходстве не похожи друг на друга — их отличает цвет кожи, цвет и разрез глаз, то есть расовые признаки. Каждая из больших рас охватывает большое число родственных народов. Представители европейских народов имеют светлую кожу, африканских — темную. Люди, входящие в китай- ско-тибетскую группу народов, почти на 100 % относятся к монголоидной расе. Среди алтайских народов встречаются представители и монголоидов, и европеоидов. Итак, одного признака расовых различий недостаточно, чтобы определить понятие «этнос». Основоположник теории этногенеза Л. Н. Гумилев считает, что мо- норасовых этносов не существует и этносы состоят из нескольких расовых компонентов. Таким образом, этнос — это не раса.
В многолюдной толпе на улицах больших городов мира мы всегда отличим представителя одного народа от другого по языку, на котором он говорит. Возможно, что этнос — это порождение культуры на базе общего языка? По языку народы объединяются в языковые семьи, в которых собраны языки, имеющие общие корни. В мире на 13 наиболее распространенных языках говорят 2/3 населения. Есть среди них немало двух- и даже трехъязычных народов: французы и швейцарцы говорят на четырех языках, но образуют единый этнос. Мексиканцы, боливийцы, аргентинцы говорят на испанском языке, но они не испанцы; для многих узбеков родной язык таджикский; русский считают родным многие народы России, но они не русские.
По мере развития человечества вместе с языками развивалась и письменность. На смену клинописи на шумерских глиняных табличках и рисункам на египетских папирусах пришла особая система знаков. У многих народов, говорящих на разных языках романской и германской групп, системы письменности (на-
пример, латиница) совпадают. Таким образом, и язык, и письменность не являются принадлежностью определенного этноса.
Тогда может быть, этнос — порождение религии. Действительно, религия является важным признаком, соединяющим людей в один народ. История человечества знала немало таких вероучений. Некоторые из них сохранились только у тех народов, где они зародились; их называют традиционными верованиями. Центрами образования широко распространенных религий стали два региона: Юго-Западная Азия, где зародились иудаизм, христианство и ислам, и Южная Азия — родина индуизма и буддизма. Один народ может исповедовать одну религию, в то же время одна религия может быть у множества разных народов.
Этнос не социальное, не биологическое явление, скорее, по мнению Л. Н. Гумилева, его следует «...считать явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы». Для каждого этноса понятие «Родина» связано прежде всего с определенным ландшафтом. Для русского — это равнины с березовыми рощами, для алтайца — величественные горные вершины, для араба — бескрайняя пустыня с барханами. Живущие на единой территории народы зачастую связывает общее происхождение, наличие какого-либо общего предка. Так, тибетцы считают, что произошли от обезьяны, уйгуры — от волка, арабы называют своим прародителем Исмаила, евреи — Авраама. Общий предок и место обитания народов дали им имена — этнонимы. Живущие в пустынях Азии бедуины получили свое название от арабского слова «беду» — «пустыня». Селькупы Сибири — «таежные люди», бушмены на юге Африки — «люди кустарника». Таким образом, только сумма признаков дает нам возможность понять, что такое этнос;
Этнос (народ) — это устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью расовых признаков, языка, территории зарождения, особенностями быта, культуры, общим национальным и религиозным сознанием.
Этнос обладает определенными свойствами, к числу которых необходимо отнести мозаичность, структурность, изменчивость.
В настоящее время существуют тысячи этносов, говорящих на 3 тысячах языках и 8 тысячах диалектах, каждый из которых находится на разных стадиях своего развития (рис. 2.2). Этносы взаимодействуют с природной средой и друг с другом. В процессе их формирования наблюдаются самые разнообразные смешения и выделения этнических групп, отличающиеся устойчивостью и жизнеспособностью, что определяет мозаичность этноса. В пределах великоросского этноса в XVII в. в результате раскола церкви из-за реформы патриарха Никона выделилась отдельная группа —
Языковые семьи, Индоевропейская, Афразийская Австроазиатская, Картвельская, Северокавказская, Паратайская, Австронезийская, Австралийская, Дравидийская, Уральская, Эскимосско-алеутская, Сино-тибетская, Койсанская, Алтайская, Чукотско-камчатская, Нигеро-кордофанская, Индейские семьи, Папуасские семьи, Нил о - сахарская
Рис. 2.2. Языковые семьи народов мира
старообрядцы. В конце следующего века они еще сохраняли свою этническую самобытность, обычаи и обряды, стереотип поведения, структуру питания и тип одежды.
В настоящее время старообрядцы доживают свой век в состоянии этнического реликта (например, такой была семья Лыковых в чащобах горных лесов Алтая).
Структурность этноса — важнейшее из его свойств, обеспечивающее этносу устойчивость и способность выживать и адаптироваться к новым условиям. Таксонометрические единицы, создающие структуру этноса, находятся в определенной иерархической соподчиненности и не нарушают его единства. Разработанную Л. Н. Гумилевым этническую иерархию можно легко применить к различным этносам. Русский этнос, который закладывался в XIV—XV вв., был чрезвычайно мозаичен. По мере своего развития он сам стал выделять суперэтносы: на севере — поморы, на юге — казаки, образовавшие сословия. По мере освоения Сибири к ним добавились чалдоны — сибирский субэтнос, представляющий собой смесь православных землепроходцев и аборигенов (рис. 2.3).
Чтобы оценить процесс развития этноса, следует опуститься к нижним таксонам его структуры — консорциям (от лат. sovs — судьба) и конвиксиям (от лат. vies — группа). обществам, что определяется ощущением комплиментарное™ (с в о й — чужой) и отличается своеобразным стереотипом поведения.
Комплимептарность — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнического сообщества, определяющее деление на «своих» и «чужих». Ком пли ментарность следует отнести к подсознательной сфере в жизнедеятельности людей. Она определяется тем, что человек — часть живой природы, и в своем развитии он прошел большой путь биологической эволюции. Следовательно, для того чтобы лучше разобраться в том, что же такое этнос, мы должны обратиться к учению о биологических процессах, протекающих на поверхности Земли, или к учению о биосфере.
Стереотип поведения — система поведенческих навыков, передаваемая из поколения в поколение через обучение и воспитание и в большей мере через условный рефлекс подражания. Первое относится к сознательным действиям — ксоциосфере, второе к подсознательным — к биосфере, а также к этносфере.