Этнические общности. Понятие об этносе

Сегодня каждый житель Земли входит в несколько сообществ: все мы, земляне, представляем сообщество людей — человече­ство; живущие в России, граждане одной страны, — россияне. Однако все мы уже с рождения принадлежим к определенному сообществу — народу. Жители нашей страны говорят о себе: «мы — якуты», «мы — калмыки», «мы — татары», «мы — русские». Даже когда мы вовсе не осознаем этой принадлежности, тем не менее она существует. Каждый из жителей нашей планеты четко иденти­фицирует себя по отношению к какому-либо этническому сооб­ществу, говоря о себе, кто он — «русский», «француз» или «япо­нец». Приезжая в другую страну, мы сразу разделяем для себя по­нятия — «мы и они»: мы — русские, они — испанцы. Этнические различия людей очевидны в особенностях внешнего облика и на­ционального характера, в типе одежды и жилища, в языке и ре­лигии. Все многообразие людей можно разделить на различные общности: социальные и этнические. Появление этнических общ­ностей шло постепенно — от ранних форм к более поздним. Этни­ческая структура человечества исключительно разнообразна, что определяется как обилием форм существования этноса, так и их иерархичностью (рис. 2.1). К сожалению, зачастую одни и те же термины, используемые этнографами, имеют разное содержание, обозначают разные этнические явления.

Род — это группа людей, связанных единым происхождением по одной линии: материнской или отцовской. Род возникает из первобытного человеческого стада и дает начало виду этнических особенностей.

Племя — первая форма этнической общности, возникшая в первобытно-общинном строе из нескольких родов на основе их кровных связей.

В качестве базовых характеристик подобных обществ можно назвать: присваивающее хозяйство (охота, собирательство, рыбо­ловство, опирающееся на «кормовые» ресурсы территории), по­ловозрастное («естественное») разделение труда; дополитическая, догосударственная форма организации власти в масштабах срав-

Рис. 2.1. Виды этнических общностей

нительно небольших родственных коллективов: распределитель­ные отношения в виде дележа, отсутствие обмена внутри коллек­тивов, неразвитость обмена между коллективами людей. Для до­классовых обществ характерно единство социума, объединенного родственными отношениями, и «протоэтноса» как группы, име­ющей общую культуру и самосознание. Этот социальный орга­низм отделен территориальными и брачными (эндогамными) гра­ницами от других подобных организмов.

Признаки племени: наличие племенной территории, хозяй­ственная общность, самосознание и самоназвание, наличие соб­ственного диалекта. В настоящее время такая реликтовая форма организации этноса сохранилась: это индейцы (США, Мексика), адиваси (зарегистрированные племена в горных районах Индии).

До сих пор обсуждается вопрос о том, что уже племена имели собственно этнические свойства. С другой стороны, племя одно­временно являлось и социальной единицей со своими органами власти и пр. Были ли на этапах родо-племенных отношений (па­леолита) другие этнические подразделения? Ведь в то время су­ществовали обширные культурные ареалы: некоторые охватывали целые субконтиненты. Тем не менее очевидно, что население и столь обширных регионов в то время не могло обладать чувством своего единства. По существу, это историко-этнографические про­винции. Они были ограничены крупными гористыми или гидро­графическими рубежами, то есть находились в определенных фи­зико-географических рамках, а не соотносились с определенны­ми ландшафтно-климатическими зонами (например, племена Сибири).

Народность — этническая общность людей, следующая за пле­менем и предшествующая нации (утратившие племенные отно­шения и не ставшие нациями малые народы Севера). Трансфор­мация первобытного социума — протоэтноса в раннеклассовое общество происходила независимо во многих уголках мира, и преж­де всего в районах, наиболее пригодных для примитивного зем­леделия.

В отличие от других объединений (например, этнолингвисти­ческих) народности складывались в ходе этнической консолида­ции, чрезвычайно сложной и противоречивой. Одним из факто­ров консолидации племенных общностей в народности было уси­ление межплеменных контактов по мере роста общей численнос­ти населения, что способствовало не только внутреннему сплоче­нию племен, но и их сплочению по отношению к внешнему миру. Постепенно это привело к появлению союзов родственных пле­мен, а в дальнейшем к еще более важному фактору — к ранне­классовым государствам. То есть при наличии близости языка и культуры государство оформляло консолидирующиеся племена в территориально-политическом отношении, создавая общность политических, экономических, социальных и иных интересов. Как правило, процессы формирования народностей проходили в рам­ках обширных политических образований, охватывавших целую группу племен или союзов племен. В иных случаях интенсивность процессов консолидации была высока в пределах небольших по­литических единиц, объединявших лишь несколько племен (при­мером последнего может служить формирование спартанской, афинской и других древнегреческих народностей, на базе которых сформировалась более крупная народность — эллинская. Здесь можно говорить о формировании народностей разных уровней).

Этносы раннеклассовых (доиндустриальных) обществ харак­теризуются следующими чертами: производящим хозяйством, при котором основным источником ресурсов является плодородие почв; кастово-сословной формой разделения труда; политической фор­мой организации власти; распределительными отношениями в виде натурального обмена и центрами государственного перераспреде­ления прибавочного продукта, профессионально-именной схемой социального кодирования, представляющей собой унифицирован­ные наборы навыков различных социально-профессиональных групп (ремесленников, земледельцев, воинов).

С появлением сильной государственной власти одним из серь­езных механизмов этногенеза стал политический фактор (госу­дарство), ускоряющий объединительные, консолидационные про­цессы. Хотя государство следует признать одним из факторов эт­ногенеза, в раннеклассовых обществах оно носило по преимуще­ству внеэтнический характер: это тип город—государство или по­лиэтническая империя. Границы этнических общностей обычно

или шире, или уже политических границ раннеклассовых госу­дарств.

Понятно, что народности принципиально отличались от более ранних формирований — племен. Прежде всего это была совер­шенно отличная социальная структура. Основным фактором, свя­зывающим народность, выступали не брачно-родственные отно­шения, а такая политическая сила, как государство со всеми его атрибутами. Народность отличалась от племени и в сфере этничес­ких свойств. По сравнению с племенами появление классов влек­ло за собой ослабление культурного разнообразия в рамках народ­ности. С другой стороны, культурная однородность в пределах тер­ритории, занимаемой народностью, была выше, то есть происхо­дило усиление культурных связей в пределах большей территории либо даже расширение культурных рамок однородной культуры. Важную роль в этом играли массовые сборы людей на совместные общественные работы или в военных целях, создание внутригосу­дарственных коммуникаций всех видов, передача информации, развитие письменности. Все это приводило к постепенному нара­станию процессов самоконсолидации.

Если национальность — это принадлежность человека или груп­пы людей к определенной этнической общности, то нация — это социально-этническая общность людей, отличающаяся от народ­ности сложившимися устойчивыми социально-культурными и хо­зяйственными связями и развитием национального самосознания, сформировавшимся на основе единого национального языка, куль­туры, этнической психологии. Народности, оказавшиеся в разных государственных образованиях, могут дать начало нескольким на­циям, в то же время несколько наций в одном государстве могут дать начало одной нации.

Для этносов развитых классовых (индустриальных) обществ ха­рактерно производящее хозяйство в форме индустрии, все более эволюционирующее от преимущественного использования ресур­сов земных недр к ресурсным возможностям информации и свя­занного с ней творческого потенциала человека; при этом разде­ление труда осуществляется в индивидуально-профессиональной форме. Создаются различные варианты национального государ­ства. Новое качество появляется за счет сопряженности этноса, государства (национальное государство) и социально-профессио- нальной структуры, охватывающей весь этносоциальный организм.

Промежуточный элемент между личностью и человечеством — нация выполняет особую функцию, аккумулируя индивидуаль­ные достижения и делая их по-человечески значимыми. Нельзя не отметить, что по поводу национального государства стало мод­ным высказываться критически. Тон здесь задают западные обще­ствоведы. Вот, например, характерное высказывание такого рода: национальное государство исчерпало свой потенциал и стало не­

пригодным в нынешних условиях. Однако речь должна идти ско­рее не об исчезновении национального государства, а об уточне­нии его функций путем делегирования ряда полномочий мирово­му сообществу, общим органам складывающихся региональных интеграционных систем, то есть «наверх», а также органам мест­ного самоуправления, то есть «вниз».

Рыночная форма экономических связей или распределения может устойчиво функционировать лишь в культурно-однород­ной среде. Складывается национальный рынок, охватывающий территорию с этнически-однородным (или этнически-родствен- ным) населением. Параллельно идет процесс консолидации эт­нических групп в нацию, отражающийся в создании литературно­го национального языка. Литературный язык обслуживает не только нужды национального рынка, но и (через социокод) систему эт­носоциального (национального) воспроизводства. Ведущую роль в этом процессе играет национальная интеллигенция — основная носительница национальной идеи.

Все жители Земли при общем сходстве не похожи друг на дру­га — их отличает цвет кожи, цвет и разрез глаз, то есть расовые признаки. Каждая из больших рас охватывает большое число родственных народов. Представители европейских народов имеют светлую кожу, африканских — темную. Люди, входящие в китай- ско-тибетскую группу народов, почти на 100 % относятся к мон­голоидной расе. Среди алтайских народов встречаются представи­тели и монголоидов, и европеоидов. Итак, одного признака расо­вых различий недостаточно, чтобы определить понятие «этнос». Основоположник теории этногенеза Л. Н. Гумилев считает, что мо- норасовых этносов не существует и этносы состоят из нескольких расовых компонентов. Таким образом, этнос — это не раса.

В многолюдной толпе на улицах больших городов мира мы все­гда отличим представителя одного народа от другого по языку, на котором он говорит. Возможно, что этнос — это порождение куль­туры на базе общего языка? По языку народы объединяются в языковые семьи, в которых собраны языки, имеющие общие корни. В мире на 13 наиболее распространенных языках говорят 2/3 насе­ления. Есть среди них немало двух- и даже трехъязычных народов: французы и швейцарцы говорят на четырех языках, но образуют единый этнос. Мексиканцы, боливийцы, аргентинцы говорят на испанском языке, но они не испанцы; для многих узбеков родной язык таджикский; русский считают родным многие народы Рос­сии, но они не русские.

По мере развития человечества вместе с языками развивалась и письменность. На смену клинописи на шумерских глиня­ных табличках и рисункам на египетских папирусах пришла осо­бая система знаков. У многих народов, говорящих на разных язы­ках романской и германской групп, системы письменности (на-

пример, латиница) совпадают. Таким образом, и язык, и пись­менность не являются принадлежностью определенного этноса.

Тогда может быть, этнос — порождение религии. Дей­ствительно, религия является важным признаком, соединяющим людей в один народ. История человечества знала немало таких вероучений. Некоторые из них сохранились только у тех народов, где они зародились; их называют традиционными верованиями. Цен­трами образования широко распространенных религий стали два региона: Юго-Западная Азия, где зародились иудаизм, христиан­ство и ислам, и Южная Азия — родина индуизма и буддизма. Один народ может исповедовать одну религию, в то же время одна ре­лигия может быть у множества разных народов.

Этнос не социальное, не биологическое явление, скорее, по мнению Л. Н. Гумилева, его следует «...считать явлением геогра­фическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, кото­рый кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Зем­ли разнообразны, разнообразны и этносы». Для каждого этноса понятие «Родина» связано прежде всего с определенным ланд­шафтом. Для русского — это равнины с березовыми рощами, для алтайца — величественные горные вершины, для араба — бес­крайняя пустыня с барханами. Живущие на единой терри­тории народы зачастую связывает общее происхождение, нали­чие какого-либо общего предка. Так, тибетцы считают, что про­изошли от обезьяны, уйгуры — от волка, арабы называют своим прародителем Исмаила, евреи — Авраама. Общий предок и место обитания народов дали им имена — этнонимы. Живущие в пусты­нях Азии бедуины получили свое название от арабского слова «беду» — «пустыня». Селькупы Сибири — «таежные люди», буш­мены на юге Африки — «люди кустарника». Таким образом, толь­ко сумма признаков дает нам возможность по­нять, что такое этнос;

Этнос (народ)это устойчивая группа людей, характеризую­щаяся общностью расовых признаков, языка, территории зарождения, особенностями быта, культуры, общим национальным и религиозным сознанием.

Этнос обладает определенными свойствами, к числу которых необходимо отнести мозаичность, структурность, изменчивость.

В настоящее время существуют тысячи этносов, говорящих на 3 тысячах языках и 8 тысячах диалектах, каждый из которых нахо­дится на разных стадиях своего развития (рис. 2.2). Этносы взаимо­действуют с природной средой и друг с другом. В процессе их формирования наблюдаются самые разнообразные смешения и выделения этнических групп, отличающиеся устойчивостью и жизнеспособностью, что определяет мозаичность этноса. В преде­лах великоросского этноса в XVII в. в результате раскола церкви из-за реформы патриарха Никона выделилась отдельная группа —

Языковые семьи, Индоевропейская, Афразийская Австроазиатская, Картвельская, Северокавказская, Паратайская, Австронезийская, Австралийская, Дравидийская, Уральская, Эскимосско-алеутская, Сино-тибетская, Койсанская, Алтайская, Чукотско-камчатская, Нигеро-кордофанская, Индейские семьи, Папуасские семьи, Нил о - сахарская

Рис. 2.2. Языковые семьи народов мира

старообрядцы. В конце следующего века они еще сохраняли свою этническую самобытность, обычаи и обряды, стереотип поведе­ния, структуру питания и тип одежды.

В настоящее время старообрядцы доживают свой век в состоя­нии этнического реликта (например, такой была семья Лыковых в чащобах горных лесов Алтая).

Структурность этноса — важнейшее из его свойств, обеспе­чивающее этносу устойчивость и способность выживать и адапти­роваться к новым условиям. Таксонометрические единицы, со­здающие структуру этноса, находятся в определенной иерархи­ческой соподчиненности и не нарушают его единства. Разрабо­танную Л. Н. Гумилевым этническую иерархию можно легко при­менить к различным этносам. Русский этнос, который заклады­вался в XIV—XV вв., был чрезвычайно мозаичен. По мере своего развития он сам стал выделять суперэтносы: на севере — поморы, на юге — казаки, образовавшие сословия. По мере освоения Си­бири к ним добавились чалдоны — сибирский субэтнос, пред­ставляющий собой смесь православных землепроходцев и абори­генов (рис. 2.3).

Чтобы оценить процесс развития этноса, следует опуститься к нижним таксонам его структуры — консорциям (от лат. sovs — судьба) и конвиксиям (от лат. vies — группа). обществам, что определяется ощущением комплиментарное™ (с в о й — чужой) и отличается своеобразным стереотипом поведения.

Комплимептарность — ощущение подсознательной вза­имной симпатии (антипатии) членов этнического сообщества, определяющее деление на «своих» и «чужих». Ком пли ментарность следует отнести к подсознательной сфере в жизнедеятельности людей. Она определяется тем, что человек — часть живой приро­ды, и в своем развитии он прошел большой путь биологической эволюции. Следовательно, для того чтобы лучше разобраться в том, что же такое этнос, мы должны обратиться к учению о био­логических процессах, протекающих на поверхности Земли, или к учению о биосфере.

Стереотип поведения — система поведенческих навыков, пере­даваемая из поколения в поколение через обучение и воспитание и в большей мере через условный рефлекс подражания. Первое относится к сознательным действиям — ксоциосфере, вто­рое к подсознательным — к биосфере, а также к этносфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: