Современные концепции этноса

С середины XIX в. в этнологии появились различные концеп­ции, школы и направления. Некоторые из них благодаря строгому научному подходу на определенное время становились наиболее влиятельными и популярными. К их числу следует отнести эволю­ционизм, диффузионизм, функционализм и другие (рис. 2.4).

Совершившая переворот в разных областях естествознания и ставшая поэтому самой популярной идея эволюции проникла и в науку об этносе. Формирование теории эволюционизма в середине XX в. заключалось в открытии и обосновании общих закономер­ностей развития человеческой культуры, в составлении таких ря­дов у разных народов. С возникновением эволюционного направ­ления завершилось формирование этнологии как науки.

Основоположником эволюционной школы в этнологии заслу­женно принято считать выдающегося английского ученого Эдуар­да Тайлора. В работе «Исследования в области древней истории человечества» он обосновал идею о том, что существующие раз­личия народов обусловлены не расовыми особенностями, а явля­ются лишь разными ступенями развития культур народов, нахо­дящихся на разных исторических этапах. Тайлор не отрицал воз­можности регрессивных изменений в культуре отдельных народов «следствие исторических и природных катаклизмов, но основным считал эволюционное их развитие. По его мнению, все люди оди­наковы по своим интеллектуальным задаткам, у них одинаковые черты культуры, их развитие идет сходным образом, разнообра-

Рис. 2.4. Основные зарубежные этнологические школы

зие же форм Тайлор понимал как «стадии постепенного разви­тия, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего». Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представля­ли религиозные верования «отсталых» народов, к ним Тайлор подходил с позиции единства человечества и его культуры. Эво­люционистские взгляды Тайлора представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры.

Другой сторонник теории эволюционизма в этнологии Герберт Спенсер полагал, что по мере развития человечества происходит изменение качеств личности, они постепенно накапливаются и закрепляются, передаваясь через традиции. В силу различных ус­ловий и обстоятельств существования человеческих сообществ эти качества оказываются у них неодинаково развитыми. Однако эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совер­шенствоваться. Общество, по Спенсеру, развивается под влияни­ем внешних (влияние географической среды и соседних народов) и внутренних (разнообразие рас, особые психические качества каждого народа) факторов. Спенсер считал, что члены первобыт­

ных обществ физически, культурно и умственно отсталые. Таким образом, эволюционизм Спенсера носил в основном расистский характер.

Основополагающей в эволюционном учении немецкого этно­графа и врача Адольфа Бастиана, основателя Берлинского музея народоведения, была мысль о закономерном развитии человече­ской истории — от несовершенного к совершенному. Каждый на­род, считал он, формирует круг собственных идей, который оп­ределяет содержание его культуры. Пока данный народ живет обо­собленной жизнью, эти идеи не меняются, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, ко­торые стимулируют развитие культуры. На примере великих куль­тур Бастиан доказывал цикличность развития человечества. Ос­новной его вывод: чем больше народ связан со своей географи­ческой средой, тем меньше он подвергается историческим изме­нениям. Бастиан, как и другие эволюционисты, был убежден, что человеческий дух развивается во времени, а порождающие его причины и факторы составляют предмет этнологии, которую он относил к категории естественных наук.

Большой вклад в развитие теории эволюционизма внес амери­канский ученый Льюис Генри Морган. Значительную часть своей жизни он посвятил изучению первобытного общества, особенно индейских племен США. В книге «Древнее общество» он предло­жил разделить историю человечества на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, отметив для каждого конк­ретные признаки. Предложенная периодизация позволила связать воедино этнографические и исторические факты, определив мес­то каждого народа в общем ходе истории, сравнить уровни разви­тия различных народов. По существу, это была первая универ­сальная система периодизации всемирной истории.

Эволюционная школа дала первую, довольно стройную кон­цепцию развития человека и его культуры, утвердив следующие принципы:

- общественное развитие подчиняется тем же законам эволю­ции, что и живая природа;

- развитие любого элемента культуры предопределено, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в со­ответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех куль­тур в мире;

- в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.

Основоположником теории диффузионизма был немецкий гео­граф Фридрих Ратцель, создатель так называемой антр опогео-! рафической школы. Научная деятельность Ф. Ратцеля вклю­чала изучение путей распространения культуры и ее изменения,

взаимоотношений природы и человека. Одним из первых Ф. Рат- цель выдвинул проблему этногенеза, происхождения народов и культур, предложил классифицировать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия. Сторон­ником диффузионизма был немецкий археолог, этнограф и фоль­клорист Лео Фробениус. Теоретические труды JI. Фробениуса со­ставили основы учения о «душе культуры», отличавшегося био- логизацией исторических и культурных явлений, которые он рас­сматривал как живые организмы. Особенно весом вклад Фробе­ниуса в исследование африканских культур и в составление эт­нографических карт Африки.

На основе работ Ф. Ратцеля и JI. Фробениуса немецкий ученый Фритц Гребнер создал теорию «культурных кругов», представляю­щую собой попытку глобальной реконструкции всей первобыт­ной истории. Ему удалось объединить культурные достижения на­родов всей Земли в шесть культурных кругов (или культур), каж­дый состоит из явлений материальной и духовной культуры. Сход­ные явления культуры, в каком бы круге они ни встречались, Гребнер объявляет принадлежащими к одному определенному кругу, происходящими из одного географического центра. На ос­новании этих рассуждений Гребнер сделал вывод, что в истории человечества и его культуре нет повторяемости и они не имеют никаких закономерностей. Постепенно диффузионизм стал терять популярность, поскольку не удавалось обосновать гипотезу о ходе культурных процессов, и стала очевидной искусственность сконструированных теорий «культурных кругов».

В англоязычных странах появилось «функциональное» направ­ление, на формирование которого повлияла идея непознаваемо­сти исторического процесса. В Англии оно оказало значительное воздействие на развитие социальной антропологии. Для этноло­гии функционалисты собрали большой и достоверный этногра­фический материал. Функционализм был призван изучать культуру каждого общества как единое явление, элементы которого связа­ны между собой.

В конце XIX—начале XX в. в США возникло новое этнологи­ческое учение — американская школа исторической этнологии. Ее последователи относились отрицательно к возможности установ­ления общеисторических закономерностей и к идее общности че­ловеческой культуры, считая, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Школой исторической этнологии разра­ботано учение о культурных ареалах, положительной сто­роной которого была последовательная борьба с расизмом и ко­лониализмом. Сторонник диффузионизма Франц Боас, соглаша­ясь с Ф.Гребнером в том, что невозможно существование абсо­лютно одинаковых культурных явлений в различных географичес­ких регионах, утверждал, что любое культурное явление можно

объяснить или причинами внутреннего развития данной культу­ры, или ее отношениями с соседними культурами, ближними и дальними. Поэтому для развития каждой местной культуры суще­ственное значение имеет диффузия, она и является основным фактором, вызывающим сходство в культурах разных народов.

При всем разнообразии позиций сторонников диффузионизма в разных странах можно выделить базовые идеи, общие для этого направления в целом:

- каждая культура рождается и развивается в определенных географических условиях, в конкретном регионе и оттуда рас­пространяется по всему земному шару; нахождение центров каждой культуры — главная задача этнологии;

- каждый элемент культуры возникает только однажды; соста­вив карту его распространения, можно определить первона­чальное место зарождения каждого элемента;

- факторами развития культуры являются заимствования, пе­реносы, смещение культурных элементов; перемещение куль­тур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, обычаи, традиции;

- методом исследования культур является изучение «культур­ных кругов» или ареалов распространения, элементов куль­туры.

Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в середине XIX в. и на ее развитие немалое влияние оказал эволюционизм (рис. 2.5). Наиболее известными представи­телями этого направления были М. М. Ковалевский, Ю.Э. Петри, Л. Я. Штернберг. Но в начале XX в. появляются работы, где эволю­ционизм подвергался серьезной критике. В то же время получает распространение марксизм, оказавший свое воздействие на раз­витие русской этнологической мысли. Особое значение в популя­ризации марксизма применительно к этнографии имели труды Н. И. Зибера, исследовавшего производственные отношения в до­классовом обществе. На идеях марксизма основывались взгляды Ф. Кона.

Характерной особенностью этнологии в России был ее после­довательный гуманизм, глубоко враждебный любым проявлени­ям расизма. Дореволюционные ученые-этнографы проводили ис­следования как русского населения, так и народов, живших в царской России, Центральной и Восточной Азии, в Океании. При этом большое внимание уделялось изучению общественной жиз­ни, общины, семьи, материальной и духовной культуры, устного народного творчества (фольклора). Крупнейшие ученые — Д. Н. Анучин, В. Т. Богораз, В. И. Иохельсон, Л. Я. Штернберг и дру­гие разрабатывали труды по проблемам этнологии. Широким при­знанием и в наше время пользуется концепция Д. Н. Анучина о комплексном методе исследования при решении сложных историко-культурных проблем с использованием данных этнографии, антропологии и археологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: