Этнические процессы

Этнос — динамическая система. Для него характерны не толь­ко преемственность, непрерывность развития, но и изменения во времени — этнические процессы. Этнический и расовый состав населения стран, регионов и даже целых частей света претерпева­ют довольно быстрые изменения. Еще тринадцать веков назад Се­верная Африка была заселена различными берберскими народа­ми и потомками древних египтян — коптами, а ныне во всех севе­роафриканских странах резко преобладают арабы. Еще 500 лет на­зад все население Америки составляли индейцы да расселенные на Крайнем Севере эскимосы и алеуты, теперь основную часть жителей образуют молодые нации, говорящие на испанском, пор­тугальском, английском и французском языках. Если 200 с не­большим лет назад австралийский континент занимали лишь от­сталые племена аборигенов, промышляющие охотой и собира­тельством, то теперь 97 % населения Австралии приходятся на пред­ставителей молодой англоавстралийской нации и постепенно сли­вающихся с ней иммигрантов европейского происхождения.

Многие исследователи считают, что к этническим относятся те процессы, которые ведут к изменениям этноса, этнической принадлежности людей. По мнению Ю. В. Бромлея, это чрезвы­чайно сужает понятие этнических процессов (ЭП). Любое измене­ние любого компонента этноса является происходящим в нем процессом, следовательно, может быть квалифицировано как эт­нический процесс. Но в житейском, прикладном значении ЭП, как правило, воспринимается как изменение этнической принад­лежности. В понимании Ю. В. Бромлея, это эволюционное изме­нение отдельных компонентов этнической системы. В житейском плане оно носит скачкообразный характер.

Первый вариант ЭП называется этноэволюционным, поскольку система эволюционирует, практически полностью сохраняясь. Этнические же процессы, связанные со скачкообразным измене­нием этноса, с разрывом постепенности, называются этнодиск- ретными. Они играют особую роль в переходе этносов в новое эт­ническое состояние.

Этническими называются процессы, при которых происходит из­менение различных компонентов этноса: отдельных элементов ма­териальной и духовной культуры, языка, социальной структуры, само­сознания.

Прежде всего среди этнических процессов выделены этноэво- люционные и этнотрансформационные. Процесс называется этно­эволюционным в том случае, когда при изменении отдельных ком­понентов этнос или какая-либо его группа тем не менее Остаются самими собой, то есть их этническое самосознание не изменяется; при этнотрансформационном процессе оно меняется, и этничес­кая принадлежность человека становится иной.

В зависимости от преобладания центростремительных или цен­тробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое о б ъ е д и нение и этническое разделение. Как мы далее увидим, конкретные типы этнических процессов каждой из этих групп, по своей сути, могут быть и этноэволюционными, и этнотрансфор- мационными, и смешанными эволюционно-трансформационны­ми. Весьма широко распространены этноразделительные процес­сы, теперь повсюду преобладают процессы этнообъединительные.

Этноразделительные процессы характеризуются отделением от. этноса той или иной общности, и, когда он образует несколько новых групп, каждая из них становится новым самостоятельным народом. Подобного рода процессы особенно характерны для пле­менных отношений, тоща разделение этноса происходило в результате истощения ресурсной базы в пределах племенной территории. Именно эти процессы и лежат в основе расселения человека — миграции по земному шару из области (или областей) формирования Человека разумного. Процессы этнического разделенияи связанные с ними массовые миграции послужили основанием для возникновения многих народов.

При этнической парциации происходит разделение прежде еди­ного этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии — слияния). Так, в результате рассечения тер­ритории некогда единого древнерусского народа государственны­ми границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.

При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в из­вестной мере считать антиподом ассимиляции). Этническая сепара­ция вызывается разными причинами: переселением какой-то груп­пы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.

Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансфор­мационная только для той части исходного этноса; которая обособляется в отдельный народ. Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновремен­ной ассимиляцией им иммигрантских групп).

Переселение англичан, французов, испанцев за океан в пери­од Великих географических открытий привело к возникновению новых этнических общностей в Америке, Африке, Австралии. В наше время процессы этнического разделения исключительно редки, главным образом — это результат расчленения прежде еди­ного государства новыми границами в результате войн.

Уже с древнейших времен среди этнических процессов преоб­ладает этническое объединение. Это сближение или слияние от­дельных этносов в зависимости от глубины процесса. И здесь вы­деляют процессы консолидации, ассимиляции и интеграции.

Процессы этнической (национальной) консолидации — это слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность (теленгитов,челканцев, кумандинцев, телеутов в алтайский народ). В определенном отноше­нии они обратны процессам этноразделительным, поскольку объ­единяются родственные в этнолингвистическом отношении на­роды, разделившиеся ранее в силу каких-либо причин.

Процессы этнического объединения весьма различны по свое­му характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде

всего для любой его формы свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц. Постепенно нивелируют­ся, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людь­ми различия.

Этнической фузией называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в еди­ный новый, более крупный этнос. Этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ.

На процесс консолидации оказывают также воздействие гео­графические условия, в которых живет население. Например, ров­ная открытая местность обычно благоприятствует этническим кон­тактам, а последние, безусловно, ускоряют этническую фузию.

Весьма существенна для интенсивности протекания этничес­кой консолидации также степень языковой, культурной, религи­озной и расовой близости групп, участвующих в процессе. Как указывалось в самом определении этнической фузии, в нем обыч­но участвуют родственные между собой общности, однако сте­пень родства может быть различной, и чем оно ближе, тем быст­рее процесс.

Некоторое влияние оказывает сложность этнической структу­ры населения территории, где идет процесс, поскольку обилие мелких этнических образований (пусть даже очень близких друг другу в языково-культурном отношении), несомненно, замедлит его ход.

Большое значение в процессах этнической консолидации име­ет наличие у складывающейся этнической общности письменно­сти. Конечно, ускорение этого процесса возможно только в том случае, если для всего этнического массива избран какой-нибудь один диалект. Этническая консолидация заключается во внутрен­нем сплочении более илй менее значительного этноса в ходе сгла­живания различий между имеющимися внутри него локальными группами, что характерно для подавляющего большинства круп­ных и средних этнических общностей. Например, после того как русские сложились в единый народ, в течение длительного вре­мени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель).

К процессам этнической ассимиляции относится растворение небольших групп (или отдельных представителей одного народа) среди другого народа, и существует два их вида — насильствен­ный и естественный.

Этническая ассимиляция весьма распространена в экономи­чески развитых странах, особенно в тех, где много иммигрантов. Она состоит в растворении прежде самостоятельного этноса или

его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, для одной стороны (ассимилируемых) это будет про­цесс изменения этнического самосознания, для другой же сторо­ны (тех, кто ассимилирует) этническая ассимиляция будет про­цессом этноэволюционным, так как самосознание ассимилирую­щего народа останется прежним.

Хотя такого рода процессы наиболее характерны для совре­менных развитых стран, их знали все периоды истории. Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена Ме­щера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским наро­дом. Объекту ассимиляции предоставляется альтернатива: поте­рять либо совесть, либо жизнь, то есть спастись, отказавшись от всего дорогого. Но это не означает потерю национальной само­бытности: англичан в этом убедили ирландцы, испанцев — парти­заны Симона Боливара.

Ассимиляционные процессы длятся по-разному. Скорость здесь зависит от сочетания таких факторов, как: численность ассими­лируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде; род ее занятий и хозяйственные связи с основным населением территории; социально-правовое состоя­ние и семейное положение ассимилируемых; частота вступления в смешанные браки; наличие или отсутствие контактов с роди­ной (если речь идет об иммигрантских группах); отношение к ас­симилируемой группе со стороны окружающей этнической сре­ды; близость тех и других по языку, культуре, религии, расе; со­отношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства; уровень развития этнического самосознания и т,д. Некоторые из перечисленных факторов порой так тесно переплетены, что расчленить их невозможно. Поэтому остановимся на тех факторах, чье воздействие носит сложный и дифференцированный в разных случаях характер.

На первый взгляд может показаться, что сходство хозяйствен­ных занятий должно непременно ускорять сближение. На самом же деле влияние этого фактора противоречиво. В большинстве слу­чаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса. Попадая в близкую ей хозяйствен­ную среду, ассимилируемая группа быстро с ней сливается, од­нако иногда именно это вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить их сближение.

Интересна роль и такого фактора, как семейное положение ассимилируемых. По этому признаку всех иммигрантов (речь идет о мужчинах, так как именно они чаще преобладают среди приез­жих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых. Быстрее всех ассимилируются холостяки: многие из них вступают в брак с

местными девушками. Лица, прибывшие на новое местожитель­ство со своими семьями, хотя в большинстве своем и остаются здесь навсегда, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность. Еще более затруднена ассимиляция им­мигрантов, оставивших свои семьи на родине. Живя думами о воз­вращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, вместе с тем они не желают раствориться в новой среде.

Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких по языку и Культуре этноса (например, русские и белорусы), адаптация резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих ее консолидационным и фузионным процессами. Слияние существенно отличается от обычного ассимиляционно­го процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весь­ма отдаленно родственных народа. Было предложено назвать этот подтип (или, может быть, самостоятельный тип) этнической конверсацией.

Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри Я государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов и в появлении у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ. Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, обладающих элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.). Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдель­ных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосозна­ния у межэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальностадии этнической трансформации.

Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительна но существующим полиэтничным государствам. Они шли в той «Или иной форме в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т.д. Естественно, что с распадом многонационального государства межэтническая интеграция прекращается.

Довольно редкий ныне тип этнообъединительных процессов — 1 этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Иногда он как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако в отличие от нее имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. В свою очередь, завершив в целом формирование нового Я

этноса, этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию. Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. К примеру, башкирский этнос образо­вался как из тюркских, так и финно-угорских групп и включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.

Под межэтнической интеграцией понимается взаимодействие существенно различающихся по своим языково-культурным па­раметрам основных этнических единиц (племен, народностей, наций), ведущее к появлению новых этнических черт. С подобны­ми процессами связано формирование в рамках многонациональ­ных государств этнополитических общностей (советский народ и пр.).

Аккомодация (адаптация, приспособление) — это врастание людей в новую этническую среду или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования. В верховьях Конго народы банту и пигмеи живут в таком симбиозе. Без помощи пигмеев бан­ту не пойдут в лес, где они могут заблудиться, а пигмеи не обхо­дятся без их ножей, посуды и прочих предметов.

Аккультурацию как процесс взаимопроникновения культур ча­сто используют как синоним европеизации культуры и хозяйства в развивающихся странах.

Следует учитывать, что этнобъединительные процессы связа­ны между собой, Так, этническая консолидация зачастую сопро­вождается этнической ассимиляцией. Этническая интеграция мо­жет выступать в качестве ступени к этнической ассимиляции. В то же время результаты процессов неодинаковы. Ассимиляция и кон­солидация ведут к относительно полной этнической однороднос­ти, интеграция сопровождается лишь возникновением некоторых общих этнических черт. Ясно, что наибольшие изменения этни­ческих черт происходят в результате ассимиляции, наименьшие — при интеграции.

Первые проявляются при этом в сфере языковой: сначала по­является двуязычие, а затем происходит полная смена языка. Ме­нее заметны перемены в сфере бытовой культуры. Но и это еще не означает перехода в другое этническое состояние. В таком качестве выступает лишь смена этнического самосознания, происходящая в виде скачка.

Естественно, что возможно и более дробное деление этнообъ­единительных процессов. К примеру, можно выделить следующие этапы этнической ассимиляции: изменение культуры в узком: зна­чении слова (начальная стадия — культурно-бытовая адаптация, заключительная — культурная ассимиляция), изменение языка (двуязычие, языковая ассимиляция), смена этнического самосо­знания (этническая ассимиляция), но это снова лишь общая схе­ма, поскольку, если иметь в виду этносоциальные процессы, сюда

необходимо добавить социально-экономическую адаптацию и смену государственной принадлежности (натурализацию).

В США и некоторых других западных странах чаще применяет­ся термин «амальгамация», под которой понимается процесс био­логического смешения групп, различных в расовом и этническом отношении, основанный главным образом на смешанных браках и приводящий к сглаживанию этих различий.

Характеризуя данные этнические процессы, необходимо по­мнить, что они имеют иерархический характер, в результате один и тот же этнос может оказаться в сфере действия как процессов внутреннего развития (его самоукрепления), так и процессов его объединения с другими этносами. Противоположные по сути, они пронизывают всю историю человечества. Одновременно с внутри- племенной консолидацией шло, к примеру, объединение различ­ных племен в народность.

Суммируя сказанное, нужно еще раз подчеркнуть: процессы, приводящие к изменению этноса, имеют как внутриэтнический, межэтнический, так и внеэтнический характер. К внутриэтническим факторам относятся изменения одного из его компонен­тов (например, лингвистического — диалект и пр.). В межэтни­ческих процессах принципиальное значение имеет сходство или различие языков. Их совпадение или значительная близость — непременное условие этнической консолидации. Сходство язы­ков, допускающее возможность непосредственного общения, спо­собствует этническим контактам, сильное различие языков чрез­вычайно затрудняет объединение этнических общностей. Обще­ние между двумя такими народами, как правило, достигается путем развития двуязычия. Наряду с языком большое значение для контактирующих этносов имеет религиозный фактор. Бли­зость культуры ускоряет объединительные процессы, разнород­ность тормозит их.

Характер этнических процессов и контактов в значительной степени зависит от компонентов этнического самосознания, эт­нического предубеждения, этнических стереотипов, от этнорасовых чувств, сходства и различия ценностных ориентацией этно­сов. Необходимо отметить, что чисто психологическим аспектам этих процессов в российской литературе до сих пор уделяется слиш­ком мало внимания.

Непременным условием и важным фактором объединитель­ных процессов является также общность территории взаимодей­ствующих этносов. При этом возможны два варианта — простое их соседство либо чересполосное, смешанное расселение. В пер­вом случае межэтнические контакты происходят лишь в погра­ничной полосе.

Чересполосное расселение, естественно, создает более широ­кие возможности для межэтнических контактов. В этом случае важ­ную роль играет характер расселения контактирующих групп: жи­вут ли они в одном или роседних населенных пунктах и пр. Значи­тельно здесь и численное соотношение контактирующих этносов. Очевидно, что при прочих равных условиях преимущество будет иметь более многочисленный этнос.

На характер этнических процессов большое внимание оказыва­ет и возрастно-половой состав населения. К примеру, процессы ассимиляции гораздо быстрее проходят у мужчин и молодежи в целом.

Среди факторов внеэтнического характера прежде всего следу­ет указать на природную среду, оказывающую существенное вли­яние на собственно этнические процессы. К тому же окружающая среда — это та арена, на которой они разворачиваются. Среда определяет многие элементы этноса, начиная от проявлений ма­териальной культуры и кончая этнонимами.

Свое решающее слово говорит и способ производства матери­альных благ. Можно сказать, в конечном счете именно он оказы­вается определяющим. Мы можем говорить об этносах каждого конкретного этапа развития производительных сил общества.

Естественно, что роль экономических связей на разных этапах всемирно-исторического процесса различна. На этапе родоплемен­ных отношений они себя не оказывали, поскольку межплемен­ной обмен носил эпизодический характер, в том числе и между племенами, относящимися к одной историко-этнографической области. Но с развитием товарно-денежных отношений экономи­ческие связи занимают все большее место в этнических процес­сах, способствуя формированию основных этнических образова­ний той эпохинародностей.

Экономические связи способствовали хозяйственно-культур­ному нивелированию различных этнических групп, из которых в дальнейшем формировались народности, выработке у них единых этнических черт. Для нашего времени характерно дальнейшее их развитие. Причем если международные экономические связи сти­мулируют развитие межэтнических контактов и интеграционных этнических процессов, то внутри нации они способствуют внут­ринациональной консолидации.

В условиях научно-технической, и особенно информационной, революции роль экономических факторов в распространении эт­нической информации падает, что связано с развитием средств массовой коммуникации.

На характер этнических процессов оказывают влияние и соци­ально-классовая структура общества (роль классов и социальных групп в процессе этногенеза), и политика. Государство выступает как фактор воздействия на этнические процессы. Политическое господство той или иной этнической группы во многом опреде­лило процессы формирования многих народов.

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: