- Становление этнологии и рождение этногеографии
Рождение этногеографии как науки во многом обязано появлению и развитию двух областей человеческого знания — этнологии и географии. Обе эти науки зародились в Древней Греции, и их становление было обусловлено практическими потребностями людей.
Название науки «этнология», происходит от греческих слов — этнос (племя, народ) и логос (слово, наука). В античные времена древние греки, владевшие множеством колоний по всему Средиземноморью, применяли понятие «этнос» к другим народам (не- грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, в то время как свой народ они называли «демос». Отцом науки о народах можно считать древнегреческого историка Геродота.
По мере развития человеческой цивилизации у людей существовала (и сейчас существует) потребность в знаниях не только о своей культуре, но и о культуре окружающих народов. Уже античные авторы пытались привести в систему разрозненные, эмпирические сведения такого рода, классифицировать их на основе хозяйственных и культурных признаков.
|
|
В средние века этнология была наукой о племенах и народах, ставших известными европейцам в эпоху Великих географических открытий. В ходе экспедиций в Азию, Африку и Южную Америку ученые собрали огромный этнографический материал, оставили бесценные дневниковые записи и зарисовки о материальной и духовной жизни различных народов. Но и тогда все их попытки систематизации этих материалов носили в основном умозрительный характер.
В XVIII в. благодаря колонизации обширных территорий происходило бурное развитие антропологии, уделившей большое внимание демографическим и расовым процессам. Спустя век в развитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение найденных останков первобытных людей. Уже в середине XIX в. исследования останков древнего человека поставили задачу реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление — социальная антропология.
Вплоть до XIX в. слово «этнология» употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало самостоятельную науку о народах. Возникновение ее относится к середине XIX в. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, в 1830 г. он разработал общую классификацию антропологических наук, среди которых выделил и этнологию. Это название вскоре широко распространилось в ведущих европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться в русском языке.
|
|
Этнология была призвана объяснить особенности культурного развития народов, выяснить их расовые различия, установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа.
Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии, что было связано с колониальной экспансией европейских стран по отношению к народам Азии и Африки. Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах. Такой она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда возникли представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Колониальная политика метрополий потребовала самых разнообразных знаний о колонизуемых ими народах и культурах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, поэтому молодая наука пользовалась государственной поддержкой. В зависимости от политических и экономических интересов правительств развитие этнологии во Франции, в Германии, Англии, США и России получило свои особенности.
В Европе наиболее глубокие научные традиции этнология имела в Германии, где еще в 1789 г. это научное направление ставило своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, наряду с термином «народоведение» стал использоваться термин «этнология». В основе этого научного направления лежало философское учение Ф. Гегеля об «абсолютной идее» («абсолютном духе») в развитии народов.
Во Франции в связи с активной политикой колонизации правительство страны постоянно испытывало потребность в подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Там эту науку первоначально назвали этнографией, и она именовалась так вплоть до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических матери
алов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Официальным утверждением этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Благодаря тому, что этнографические описания были дополнены историческими и теоретическими материалами, этнография в начале XX в. трансформировалась в этнологию.
Наука о народах в Англии развивалась как составная часть антропологии — биологической науки о природе человека. Взлет ее в XVIII в. тоже связан с возросшим вниманием к демографическим и расовым процессам в британских колониях. В ходе реконструкции биологической истории человечества и его культуры в составе антропологии выделяется такое научное направление, как социальная антропология. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским аналогом слова «этнология». В настоящее время представители английской школы социальной антропологии ориентируются на изучение различных этнических групп — носителей разнообразных этнокультурных традиций.
Этнология в США возникла как наука, занимавшаяся исслед дованиями в области физической антропологии, расовых и культурных различий. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антропология сформировалась позднее, чем в других развитых странах. В середине 50-х гг. XX в. американские этнологи начали изучать только проблемы культурных особенностей народов, что получило название культурной антропологии.
В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда, по образному выражению русского историка В. О. Ключевского, область колонизации России расширялась вместе с ее государственной территорией. Государственные интересы требовали сведений о колонизируемых народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Тогда впервые в среде славянофилов был поставлен вопрос о месте и роли России среди других народов. Исходя из идеи мессианской роли русского народа, они считали своей задачей развитие его национального самосознания, сохранение национальной культуры и т.д.
|
|
Показательно, что развитие этнологии в России связано с деятельностью Русского географического общества (РГО), созданного для выполнения не только научных, но и практических задач. В рамках РГО действовало этнографическое отделение, имевшее целью исследование способов жизни, нравов, религии и языка русской народности.
В 40—50-х гг. XIX в. русские ученые К. М. Бэр, Н. И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь РГО. На одном из заседаний общества была поставлена задача описы
вать: 1) быт вещественный; 2) быт житейский; 3) быт нравственный; 4) язык русского народа. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику».
Особое место в истории русской этнологии занимает имя
Н. Н. Миклухо-Маклая, который обоснованно отрицал теорию неравенства народов. Исследование особенностей материальнЬй и духовной культуры, антропометрические измерения папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому выдвинуть идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Работы ученого на долгое время связали в России этнологию с географией.
В программу исследований в рамках РГО входило всестороннее изучение и географического пространства России, ее природных богатств и народов. Следствием развития естественно-научного направления этих исследований явились попытки объяснения психологии и культуры различных народов влиянием природных условий, что привело к формированию в русской научной школе такого направления, как природный детерминизм. В этой связи показательно высказывание русского философа Н. А. Бердяева: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразилось в строении русской души».
|
|
В советский период отечественная этнография была исключительно идеологической наукой, занимавшейся исследованием межнациональных отношений. Изучение этнических проблем в советский период носило политизированный, заказной характер и обосновывало то «мудрую» сталинскую национальную политику по принудительному перемещению народов (депортации), то брежневскую идею формирования особой этнической общности — «советский народ». Выполняющая определенный социальный заказ этнология, естественно, была отнесена к разряду общественных наук. Особую сферу в ней занимали межнациональные отношения в союзных республиках СССР.
Однако необходимо отметить и другое: именно в недрах советской научной школы начался процесс восстановления связей между этнологией и географией. Развитие в первой половине 60-х гг. XX в. методологической базы географии населения, основанной на трудах Н. Н. Баранского, В. В. Покшишевского, О. А. Константинова, Р. М. Кабо и других видных ученых, способствовало развитию и отечественной школы этнографии. Среди фундаментальных работ по этногеографии того периода выделяются работы Ю. В. Бромлея, С.И.Брука, Н.Н. Чебоксарова. По мнению Ю. В. Бромлея, география населения рассматривает человека как носителя, производителя и потребителя материальных благ, в то время как этногеография — как носителя этноса, члена определенной этнической общности, определенного этнического пространства.
На рубеже 70— 80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л. Н. Гумилева, в которой автор объясняет механизм появления и развития этносов. Во многом благодаря этой теории этнология вошла в число географических наук. По определению Гумилева, «этнология — это естественная наука из разряда географических, построенная как попытка обобщить богатейший исторический материал, накопленный за предыдущие тысячелетия».
Сегодня в нашей стране наблюдается новая волна интереса к вопросам этногеографии, что во многом связано с новыми политическими реалиями на постсоветском пространстве. Продолжает свою исследовательскую этнологическую работу, начатую еще в середине XIX в., Русское географическое общество, этнологические отделения которого находятся в ряде городов России. В системе Российской академии наук имеется Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая в Москве, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в С.-Петербурге. В составе Академии наук, в ее региональных отделениях и филиалах созданы местные этнологические комиссии и исследовательские центры.
В университетах страны на исторических, географических и других факультетах студентов знакомят с началами этнологических знаний в курсах «Этнология» и «Этногеография и география религий». В ряде университетов России имеются кафедры этнологии (МГУ), этнографии и физической антропологии (С.-Петер- бург), археологии и этнографии, созданы научные школы. В учебные заведения страны стал поступать журнал «Этносфера», направленный на решение вопросов этнонационального воспитания.
- Предмет этнологии и этногеографии
Общественное сознание издавна пыталось объяснить многообразие этнического состава населения Земли. Одно из таких свидетельств — библейский рассказ о возведении Вавилонской башни высотой до небес. Бог Яхве предотвратил дерзкую попытку, разделив строителей по языковому (соответственно и этническому) признаку, рассеяв их по всей земле, в результате чего и возникли различные языки и народы.
В разное время появлялись разные философские построения, отвечавшие на этот вопрос. В их числе была концепция «народного духа», имевшая широкое хождение в социальной науке XIX в. и восходящая к философской системе Гегеля. В ней «абсолютная идея» или «абсолютный дух» имеют свое «инобытие», являющееся руководящим элементом в системе развития так называемых «исторических народов».
В начале XX в. стали широко бытовать различные представления о нациях (народностях, национальностях, то есть этносах) как о таких общностях, в основе которых лежит «этническое самосознание», происхождение которого оставалось невыясненным. В 1980—90-х гг. предпринимались попытки трактовать этносы в субъективном духе: этнос не имеет ничего общего с реальностью и представляет собой лишь особый мыслительный продукт. ’Сама этническая реальность (в условиях интенсивного развития средств массовой информации и иных средств управления общественным сознанием) мыслилась столь податливой и эластичной, что допускалось представление о конструировании этнических общностей по произволу государства. В данных условиях трудно было выявить объект и предмет изучения такой науки, как этнология.
Так что же это такое?
Этнология — научная дисциплина, изучающая сходство и различие народов мира, а также этнические процессы, разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества с древних времен и до наших дней.
В период становления отечественная этнология рассматривалась, с одной стороны, как наука об архаичных, отживающих свой век народах, которые трансформируются в новые этнические общности, с другой — как сверхдисциплина, способная разрешить все социальные проблемы общества. Однако при этом отсутствовало четкое понимание объекта исследования этнологии. В одном случае под ним понимался народ, в другом — все общество, в третьем — только культура, в четвертом — сам человек как биосоциальный вид.
Объектами изучения этнологии в современном понимании являются этносы или этнические общности. Таким образом, этнология как научная дисциплина изучает сходство и различие всех народов мира, а также происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества. Содержание этнологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые безосновательно приписывались этой науке, то есть не ограничивается интересом лишь к экзотическим странам и народам, к малосущественным элементам народной культуры. В действительности этнология изучает: возникновение этносов (этногенез); историческую эволюцию этносов (этническую историю); современную жизнь этносов и возможные пути их развития в обозримом будущем — этническое прогнозирование.
Если обратиться к опыту современной науки о народах, то перечень проблем и научных направлений можно существенно расширить:
во-первых, это проблемы формирования этнического сознания и самосознания отдельных социальных групп (слои, касты,
Рис. 1.1. Место этно- георафии в системе географических наук
Этногеография
сословия и т. п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе социальных групп, что составляет предмет исследований этнической социологии;
во-вторых, языковое поведение и его влияние на этносы, процессы образования языков, их классификация, исследуемые этнолингвистикой;
в-третьих, это различные аспекты традиционной и современной народной культуры народов: их поселения, жилища, орудия труда и хозяйственная утварь, одежда и украшения, предметы художественных промыслов, обряды, обычаи, нравы и верования народов, лежащие в поле исследования этнической культуры.
Предметом изучения этнологии, таким образом, являются этносы и этнические группы, разнообразные аспекты их жизнедеятельности — этнические процессы, формы их самоорганизации и взаимодействия друг с другом. В целом этнология как наука изучает этнические процессы, то есть разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.
Однако важно иметь в виду, что для характеристики этнических общностей, протекания этнических процессов особое значение имеют их пространственные параметры и взаимосвязи с природной средой. Вероятнее всего, именно этот аспект и выделяет этногеографию из числа этнических дисциплин.
Внутри географической науки место этногеографии можно определить как область пересечения географии населения, этнографии, демографии в поле экономической, социальной и политической географии (рис. 1.1).
В число проблем, решаемых этногеографией, входят:
- расселение народов и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ, что во многом сближает ее с географией населения;
- демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов, что составляет предмет исследований этнодемографии;
- происхождение названий различных народов — этнонимия (самоназвания — это эндоэтнонимы; названия, данные другими народами, — экзоэтнонимы), обусловленное ими происхождение географических названий — этнотопонимика;
- влияние природных условий на особенности уклада жизни, способов адаптации (питание, одежда, жилище) и видов природопользования (охота, земледелие, промыслы) различных этнических коллективов, исследование которых формирует особое научное направление — этноэкологию;
- воздействие хозяйственных занятий и экономической деятельности на этносы, а также традиционных типов и видов деятельности на особенности современной специализации стран и регионов мира, что связывает этногеографию с экономической и социальной географией;
- политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими и межконфессиональными (в том числе конфликтными) отношениями, устанавливая связи этногеографии с политической географией.
Таким образом, имея общий объект исследования, этнология и этногеография рассматривают его с несколько различных позиций —каждая из наук имеет свою предметную область. Предметная область этногеографии лежит в основном в исследовании пространственных аспектов развития этноса.
Поскольку особенности жизнедеятельности этносов реализуются в экономическом, социальном и культурном пространстве, то и смежные области этой науки охватывают различные сферы знания. В современной этногеографии все явственнее обозначаются черты новой науки, синтезирующей разные знания о влиянии природной и социальной среды на пространственные аспекты размещения народов, формирование их культуры и этнического самосознания.