Этнология и этногеография

- Становление этнологии и рождение этногеографии

Рождение этногеографии как науки во многом обязано появ­лению и развитию двух областей человеческого знания — этноло­гии и географии. Обе эти науки зародились в Древней Греции, и их становление было обусловлено практическими потребностями людей.

Название науки «этнология», происходит от греческих слов — этнос (племя, народ) и логос (слово, наука). В античные времена древние греки, владевшие множеством колоний по всему Среди­земноморью, применяли понятие «этнос» к другим народам (не- грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верова­ниями, образом жизни, в то время как свой народ они называли «демос». Отцом науки о народах можно считать древнегреческого историка Геродота.

По мере развития человеческой цивилизации у людей суще­ствовала (и сейчас существует) потребность в знаниях не только о своей культуре, но и о культуре окружающих народов. Уже ан­тичные авторы пытались привести в систему разрозненные, эм­пирические сведения такого рода, классифицировать их на осно­ве хозяйственных и культурных признаков.

В средние века этнология была наукой о племенах и народах, ставших известными европейцам в эпоху Великих географических открытий. В ходе экспедиций в Азию, Африку и Южную Америку ученые собрали огромный этнографический материал, оставили бесценные дневниковые записи и зарисовки о материальной и духовной жизни различных народов. Но и тогда все их попытки систематизации этих материалов носили в основном умозритель­ный характер.

В XVIII в. благодаря колонизации обширных территорий про­исходило бурное развитие антропологии, уделившей большое вни­мание демографическим и расовым процессам. Спустя век в раз­витых европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение найденных останков первобытных лю­дей. Уже в середине XIX в. исследования останков древнего чело­века поставили задачу реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное на­правление — социальная антропология.

Вплоть до XIX в. слово «этнология» употреблялось при описа­нии различных этнографических процессов, но не обозначало са­мостоятельную науку о народах. Возникновение ее относится к середине XIX в. Использовать это понятие в качестве наименова­ния новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, в 1830 г. он разработал общую классифи­кацию антропологических наук, среди которых выделил и этно­логию. Это название вскоре широко распространилось в ведущих европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться в русском языке.

Этнология была призвана объяснить особенности культурного развития народов, выяснить их расовые различия, установить вза­имосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа.

Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии, что было связано с колониальной экспансией европейских стран по отношению к народам Азии и Африки. Первоначально этнология развивалась как наука об отста­лых народах. Такой она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда возникли представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономи­ческого развития. Колониальная политика метрополий потребова­ла самых разнообразных знаний о колонизуемых ими народах и культурах. Основную массу необходимых сведений могла дать толь­ко этнология, поэтому молодая наука пользовалась государствен­ной поддержкой. В зависимости от политических и экономических интересов правительств развитие этнологии во Франции, в Герма­нии, Англии, США и России получило свои особенности.

В Европе наиболее глубокие научные традиции этнология име­ла в Германии, где еще в 1789 г. это научное направление ставило своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других наро­дов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, на­ряду с термином «народоведение» стал использоваться термин «этнология». В основе этого научного направления лежало фило­софское учение Ф. Гегеля об «абсолютной идее» («абсолютном духе») в развитии народов.

Во Франции в связи с активной политикой колонизации правительство страны постоянно испытывало потребность в под­робной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Там эту науку первоначально назвали этнографией, и она именовалась так вплоть до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических матери­

­алов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Официальным утверждением этнологии как самостоя­тельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества эт­нологии. Благодаря тому, что этнографические описания были до­полнены историческими и теоретическими материалами, этногра­фия в начале XX в. трансформировалась в этнологию.

Наука о народах в Англии развивалась как составная часть антропологии — биологической науки о природе человека. Взлет ее в XVIII в. тоже связан с возросшим вниманием к демографи­ческим и расовым процессам в британских колониях. В ходе ре­конструкции биологической истории человечества и его культуры в составе антропологии выделяется такое научное направление, как социальная антропология. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским аналогом слова «этнология». В настоящее время представители ан­глийской школы социальной антропологии ориентируются на изучение различных этнических групп — носителей разнообраз­ных этнокультурных традиций.

Этнология в США возникла как наука, занимавшаяся исслед дованиями в области физической антропологии, расовых и куль­турных различий. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антрополо­гия сформировалась позднее, чем в других развитых странах. В се­редине 50-х гг. XX в. американские этнологи начали изучать только проблемы культурных особенностей народов, что получило на­звание культурной антропологии.

В России интерес к этническим проблемам появился во вто­рой половине XVIII в., когда, по образному выражению русского историка В. О. Ключевского, область колонизации России расши­рялась вместе с ее государственной территорией. Государственные интересы требовали сведений о колонизируемых народах Сиби­ри, Средней Азии, Кавказа. Тогда впервые в среде славянофилов был поставлен вопрос о месте и роли России среди других наро­дов. Исходя из идеи мессианской роли русского народа, они счи­тали своей задачей развитие его национального самосознания, сохранение национальной культуры и т.д.

Показательно, что развитие этнологии в России связано с де­ятельностью Русского географического общества (РГО), созданно­го для выполнения не только научных, но и практических задач. В рамках РГО действовало этнографическое отделение, имевшее целью исследование способов жизни, нравов, религии и языка русской народности.

В 40—50-х гг. XIX в. русские ученые К. М. Бэр, Н. И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографи­ческой науки, которые и стали проводиться в жизнь РГО. На одном из заседаний общества была поставлена задача описы­

вать: 1) быт вещественный; 2) быт житейский; 3) быт нрав­ственный; 4) язык русского народа. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику».

Особое место в истории русской этнологии занимает имя

Н. Н. Миклухо-Маклая, который обоснованно отрицал теорию не­равенства народов. Исследование особенностей материальнЬй и духовной культуры, антропометрические измерения папуасов Но­вой Гвинеи и народов Океании позволили ученому выдвинуть идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Работы ученого на долгое вре­мя связали в России этнологию с географией.

В программу исследований в рамках РГО входило всестороннее изучение и географического пространства России, ее природных богатств и народов. Следствием развития естественно-научного направления этих исследований явились попытки объяснения пси­хологии и культуры различных народов влиянием природных ус­ловий, что привело к формированию в русской научной школе такого направления, как природный детерминизм. В этой связи по­казательно высказывание русского философа Н. А. Бердяева: «Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов вы­разилось в строении русской души».

В советский период отечественная этнография была исключи­тельно идеологической наукой, занимавшейся исследованием межнациональных отношений. Изучение этнических проблем в советский период носило политизированный, заказной характер и обосновывало то «мудрую» сталинскую национальную полити­ку по принудительному перемещению народов (депортации), то брежневскую идею формирования особой этнической общности — «советский народ». Выполняющая определенный социальный за­каз этнология, естественно, была отнесена к разряду обществен­ных наук. Особую сферу в ней занимали межнациональные отно­шения в союзных республиках СССР.

Однако необходимо отметить и другое: именно в недрах совет­ской научной школы начался процесс восстановления связей меж­ду этнологией и географией. Развитие в первой половине 60-х гг. XX в. методологической базы географии населения, основанной на трудах Н. Н. Баранского, В. В. Покшишевского, О. А. Константинова, Р. М. Кабо и других видных ученых, способствовало развитию и отечественной школы этнографии. Среди фундаментальных работ по этногеографии того периода выделяются работы Ю. В. Бромлея, С.И.Брука, Н.Н. Чебоксарова. По мнению Ю. В. Бромлея, геогра­фия населения рассматривает человека как носителя, производи­теля и потребителя материальных благ, в то время как этногео­графия — как носителя этноса, члена определенной этнической общности, определенного этнического пространства.

На рубеже 70— 80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л. Н. Гумилева, в которой автор объясняет механизм появления и развития этно­сов. Во многом благодаря этой теории этнология вошла в число географических наук. По определению Гумилева, «этнология — это естественная наука из разряда географических, построенная как попытка обобщить богатейший исторический материал, на­копленный за предыдущие тысячелетия».

Сегодня в нашей стране наблюдается новая волна интереса к вопросам этногеографии, что во многом связано с новыми поли­тическими реалиями на постсоветском пространстве. Продолжает свою исследовательскую этнологическую работу, начатую еще в середине XIX в., Русское географическое общество, этнологиче­ские отделения которого находятся в ряде городов России. В сис­теме Российской академии наук имеется Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая в Москве, Музей антро­пологии и этнографии им. Петра Великого в С.-Петербурге. В со­ставе Академии наук, в ее региональных отделениях и филиалах созданы местные этнологические комиссии и исследовательские центры.

В университетах страны на исторических, географических и других факультетах студентов знакомят с началами этнологичес­ких знаний в курсах «Этнология» и «Этногеография и география религий». В ряде университетов России имеются кафедры этноло­гии (МГУ), этнографии и физической антропологии (С.-Петер- бург), археологии и этнографии, созданы научные школы. В учеб­ные заведения страны стал поступать журнал «Этносфера», направ­ленный на решение вопросов этнонационального воспитания.

- Предмет этнологии и этногеографии

Общественное сознание издавна пыталось объяснить многооб­разие этнического состава населения Земли. Одно из таких свиде­тельств — библейский рассказ о возведении Вавилонской башни высотой до небес. Бог Яхве предотвратил дерзкую попытку, раз­делив строителей по языковому (соответственно и этническому) признаку, рассеяв их по всей земле, в результате чего и возникли различные языки и народы.

В разное время появлялись разные философские построения, отвечавшие на этот вопрос. В их числе была концепция «народного духа», имевшая широкое хождение в социальной науке XIX в. и восходящая к философской системе Гегеля. В ней «абсолютная идея» или «абсолютный дух» имеют свое «инобытие», являющееся ру­ководящим элементом в системе развития так называемых «исто­рических народов».

В начале XX в. стали широко бытовать различные представле­ния о нациях (народностях, национальностях, то есть этносах) как о таких общностях, в основе которых лежит «этническое са­мосознание», происхождение которого оставалось невыясненным. В 1980—90-х гг. предпринимались попытки трактовать этносы в субъективном духе: этнос не имеет ничего общего с реальностью и представляет собой лишь особый мыслительный продукт. ’Сама этническая реальность (в условиях интенсивного развития средств массовой информации и иных средств управления общественным сознанием) мыслилась столь податливой и эластичной, что до­пускалось представление о конструировании этнических общно­стей по произволу государства. В данных условиях трудно было выявить объект и предмет изучения такой науки, как этнология.

Так что же это такое?

Этнологиянаучная дисциплина, изучающая сходство и разли­чие народов мира, а также этнические процессы, разнообразные ас­пекты жизнедеятельности этносов, происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества с древних времен и до наших дней.

В период становления отечественная этнология рассматрива­лась, с одной стороны, как наука об архаичных, отживающих свой век народах, которые трансформируются в новые этниче­ские общности, с другой — как сверхдисциплина, способная раз­решить все социальные проблемы общества. Однако при этом от­сутствовало четкое понимание объекта исследования этноло­гии. В одном случае под ним понимался народ, в другом — все общество, в третьем — только культура, в четвертом — сам чело­век как биосоциальный вид.

Объектами изучения этнологии в современном понимании яв­ляются этносы или этнические общности. Таким образом, этно­логия как научная дисциплина изучает сходство и различие всех народов мира, а также происходящие с ними изменения на про­тяжении всей истории человечества. Содержание этнологии со­всем не совпадает с теми обыденными представлениями, кото­рые безосновательно приписывались этой науке, то есть не огра­ничивается интересом лишь к экзотическим странам и народам, к малосущественным элементам народной культуры. В действитель­ности этнология изучает: возникновение этносов (этноге­нез); историческую эволюцию этносов (этническую историю); со­временную жизнь этносов и возможные пути их развития в обо­зримом будущем — этническое прогнозирование.

Если обратиться к опыту современной науки о народах, то перечень проблем и научных направлений можно существенно расширить:

во-первых, это проблемы формирования этнического со­знания и самосознания отдельных социальных групп (слои, касты,

Рис. 1.1. Место этно- георафии в системе географических наук

Этногеография

сословия и т. п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе социальных групп, что составляет предмет исследований этнической социологии;

во-вторых, языковое поведение и его влияние на этносы, процессы образования языков, их классификация, исследуемые этнолингвистикой;

в-третьих, это различные аспекты традиционной и совре­менной народной культуры народов: их поселения, жилища, ору­дия труда и хозяйственная утварь, одежда и украшения, предметы художественных промыслов, обряды, обычаи, нравы и верования народов, лежащие в поле исследования этнической культуры.

Предметом изучения этнологии, таким образом, являются эт­носы и этнические группы, разнообразные аспекты их жизнедеятель­ности — этнические процессы, формы их самоорганизации и взаимо­действия друг с другом. В целом этнология как наука изучает этни­ческие процессы, то есть разнообразные аспекты жизнедеятель­ности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

Однако важно иметь в виду, что для характеристики этничес­ких общностей, протекания этнических процессов особое значе­ние имеют их пространственные параметры и взаи­мосвязи с природной средой. Вероятнее всего, именно этот аспект и выделяет этногеографию из числа этнических дис­циплин.

Внутри географической науки место этногеографии можно опре­делить как область пересечения географии населения, этнографии, демографии в поле экономической, социальной и политической гео­графии (рис. 1.1).

В число проблем, решаемых этногеографией, входят:

- расселение народов и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и этнических границ, что во многом сближает ее с географией населения;

- демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов, что составляет предмет ис­следований этнодемографии;

- происхождение названий различных народов — этнонимия (самоназвания — это эндоэтнонимы; названия, данные дру­гими народами, — экзоэтнонимы), обусловленное ими про­исхождение географических названий — этнотопонимика;

- влияние природных условий на особенности уклада жизни, способов адаптации (питание, одежда, жилище) и видов при­родопользования (охота, земледелие, промыслы) различных этнических коллективов, исследование которых формирует особое научное направление — этноэкологию;

- воздействие хозяйственных занятий и экономической дея­тельности на этносы, а также традиционных типов и видов деятельности на особенности современной специализации стран и регионов мира, что связывает этногеографию с эко­номической и социальной географией;

- политологические вопросы, связанные с этническими ин­тересами, межэтническими и межконфессиональными (в том числе конфликтными) отношениями, устанавливая связи эт­ногеографии с политической географией.

Таким образом, имея общий объект исследования, этнология и этногеография рассматривают его с несколько различных пози­ций —каждая из наук имеет свою предметную область. Предмет­ная область этногеографии лежит в основном в исследовании про­странственных аспектов развития этноса.

Поскольку особенности жизнедеятельности этносов реализу­ются в экономическом, социальном и культурном пространстве, то и смежные области этой науки охватывают различные сферы знания. В современной этногеографии все явственнее обозначают­ся черты новой науки, синтезирующей разные знания о влиянии природной и социальной среды на пространственные аспекты размещения народов, формирование их культуры и этнического самосознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: