РАЗДЕЛ I
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Лекция I
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СП)
І. Понятие СП. Краткая история вопроса.
II. Структурные элементы объединения частей СП.
III. Принципы классификации СП.
IV. Переходные случаи:
а) между простым и сложным предложением;
Б) между сочинением и подчинением в СП.
Рекомендуемая литература:
1. Бабайцева, В. В. Современный русский язык, ч. ІІІ Синтаксис / В.В. Бабайцева, Г.Г. Инфантова, Н. А Николина, И.П. Чиркина. – Ростов на Дону. 1997.
2. Бабайцева, В.В., Современный русский язык, ч. ІІІ. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – Москва, 1981.
3. Валгина, Н.С., Синтаксис современного русского языка. – Москва,?
4. Козырева, Т.Г. Современный русский язык: Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. / Козырева Т.Г., Астафьева Н.И. – Мн.: Выш. шк., 1987. – 159 с.
5. Крючков, С.Е. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. – Учеб. пособие / С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. – М., «Просвещение», 1977. – 191 с.
|
|
6. Русская грамматика: Синтаксис. – Москва, 1980. – Т. 2.
7. Скобликова, Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учебное пособие / Е.С. Скобликова. – М., 2006.
8. Современный русский литературный язык / Под. ред. П.А. Леканта. – М., 1982.
9. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1979. –
10. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – Москва: Высшая школа, 1981.
11. Стариченок, В.Д. Современный русский литературный язык: учеб. пособие / В.Д. Стариченок, Т.В. Балуш, О.Е. Горбацевич, И.В. Гормаш, В.Т. Иватович-Бабич, Т.В. Ратько, А.В. Чуханова; под ред. В.А. Стариченка. – Минск: Выш. шк., 2012. – 591 с.
12. Шуба, П.П. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика / П. П. Шуба, И. К. Германова, Е. Е. Долбик и др.; под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1998.
І. Понятие СП. Краткая история вопроса
Различие между простым и сложным предложениями с грамматической стороны состоит в том, что простое предложение монопредикативно (т.е. в нем выражена единая соотнесенность с ситуацией речи, или сообщение об одном факте действительности), а сложное предложение – полипредикативно (т.е. в нем выражается раздельная соотнесенность с ситуацией речи, или сообщение о более чем одном факте действительности).
Понимание СП в лингвистической традиции
Ученые-лингвисты | Понимание СП |
А.М. Пешковский, А.А. Шахматов | Понимали СП как сцепление простых предложений, поэтому считали сам термин «сложное предложение» неправильным. Предлагали называть его «сложным целым» или «сочетанием предложений». |
И.П. Распопов | Анализировал СП с позиций коммуникативного синтаксиса и предлагал рассматривать их как «сочетания простых предложений, характеризующихся не столько структурной, сколько композиционной целостностью». |
В.А. Богородицкий, Н.С. Поспелов и др.; (традиционная точка зрения, отраженная в учебных пособиях) | Сложное предложение – это предложение, состоящее их двух и более предикативных единиц, которые образуют тесное смысловое, структурное и интонационное единство. |
Грамматические и коммуникативные особенности СП определяются следующими моментами:
|
|
1) Каждая из частей СП строится по той или иной модели ПП (может быть односоставной / двусоставной, полной / неполной, распространенной / нераспространенной, осложненной / неосложненной) и имеет самостоятельную предикативность. | 1)Ценить людей надо по тем целям, 2)которые они перед собою ставят. (Н.Н. Миклухо-Маклай) 1)Солнечно, и 2)птицы поют. 1)Приспособьтесь к ритму природы: 2)ее секрет – в терпении. (Р. Эмерсон) | |||
2) Объединение частей СП составляет семантико-структурное единство. Предикативные части СП, хотя и построены по моделям ПП, находятся в таком тесном взаимодействии и в смысловом, и в грамматическом отношении, что расчленить СП на отдельные самостоятельные ПП бывает чаще всего невозможно. | Нельзя поменять порядок следования частей: 1)Ветер свистел в кривых окнах, и 2)от него краснели руки. (К. Паустовский) Части структурно неполнозначные: Кто не идет вперед, тотидет назад. (В.Г. Белинский) Первая часть семантически неполнозначна: Тут 1)Мересьева осенила мысль: 2)партизаны должны быть где-то здесь, поблизости. (Б. Полевой) | |||
3) Ни одна из частей СП, кроме последней, не обладает интонационной завершенностью. | Если вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу,то
|