Союзы и союзные слова | Времена меняются, имы меняемся вместе с ними. (Гораций) Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (М. Горький) Учение – лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. (В.А. Сухомлинский) | |||||||||||||||||||||||
Местоименно-соотносительные (указательные) слова | Указательные местоимения: То, что идет от сердца, до сердца и доходит. (Д. Пайэтт) Определительные (+ указательные) местоимения: Требовать правды, оставляя нетронутыми все те условия, которые порождают ложь, - значит требовать, чтобы на немощеной улице не было грязи, когда идет дождь. (Д.И. Писарев) Местоименные наречия: Где единение, там всегда и победа. (Публилий Сир) | |||||||||||||||||||||||
Местоимения (личные и указательные) | Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. (Л.Н. Толстой) Когда писатель чувствует свою кровную связь с народом – это дает красоту и силу ему. (М. Горький) | |||||||||||||||||||||||
Структурная неполнота | Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег) | |||||||||||||||||||||||
Соотношение видо-временных форм сказуемого | Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя и, погасив свечу, опять отправлюсья в необозримый мир туманных превращений, когда мильоны новых поколений наполнят этот мир сверканием чудес и довершат строение природы, - пускай мой бедный прах покроют эти воды, пусть приютит меня зеленый этот лес. (Н. Заболоцкий) | |||||||||||||||||||||||
Наличие общих компонентов (ПЧ, членов предложения, частиц, вводных слов) | В наши дни великий романист тот, у кого есть чувство реальности и кто изображает природу во всем ее своеобразии, давая ей жить собственной жизнью. (Э. Золя) В этом ущелье звенят ручьи и чернеют пещеры, полные черной воды. Пусть светит солнце и птицы поют! Кажется, дождь перестал и стало теплее. | |||||||||||||||||||||||
Порядок следования частей | 1) Свободный: Нет пределов фантазии, нет границ проникновению разума. (А. Е Ферсман) Чтобы иметь право критиковать, надо верить в какую-то истину. (М. Горький) Может выражать различные синтаксические отношения: Раздался звонок – дети зашумели (причина – следствие); Дети зашумели: раздался звонок (следствие – причина). 2) Несвободный: Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью. (И.А. Бунин) Растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми цветами земля, потрескаются ароматные клейкие листики. (М. Пришвин) | |||||||||||||||||||||||
Структурный параллелизм | Бессильный враг – наш лучший друг; завистливый друг – злейший из врагов. (П.Я. Чаадаев) | |||||||||||||||||||||||
Интонация | Часто от интонации зависит характер отношений между частями БСП.
Перечислительная интонация – значение последовательности:
Ночью / прошел дождик, / утро / было прекрасное.
Причинно-следственные отношения:
Ночью прошел дождик, // утро было прекрасное. |
III