Сельское хозяйство и промышленность

Сельское хозяйство отличается высокой интенсивностью, но не играет существенной роли в экономике страны. Сельскохозяйственные угодья составляют около 1/4 территории страны, в том числе 65 % под кормовыми культурами и пастбищами. Около 15 % сельхозугодий занято под зерновые (свыше половины потребностей в зерне удовлетворяется за счет импорта). Производство некоторых видов продовольствия (овощи, яйца, мясо,молоко и сливочное масло) превышает потребности страны. Около 20 % необходимой сельскохозяйственной продукции импортируется — твердая пшеница, корма, тропические фрукты и другие.Преобладают фермерские хозяйства, но свыше половины всех сельхозугодий используются на основе аренды (мелкие крестьянские хозяйства сохранились в Арденнах). Широко используется сельскохозяйственная техника (в среднем 1 трактор на 8 гектаров пашни), минеральные удобрения (342 кг на 1 га) и наёмный труд, особенно в центральной Бельгии (провинции Эно и Брабант), для которой характерны крупные хозяйства, размерами от 50 до 200 га.

Энергетика. Бельгия бедна минерально-сырьевыми ресурсами. Добыча каменного угля (ежегодно около 30 миллионов тонн в середине 1950-х годов) полностью прекращена ещё в 1980-е (последняя шахта в районе Кампин провинции Лимбург закрыта в 1992 году). Основа энергопотребления — импортное углеводородное сырьё и атомная энергетика. Около 35 % энергопотребления приходится на нефть, 24 % — на природный газ, 23 % — на атомную энергию и другие источники, 18 % — на уголь (2003 год). Свыше половины нефти поступает с Ближнего Востока, природный газ — из Нидерландов и в сжиженном виде из Алжира, урановые концентраты ввозят из Франции, США, Канады и ЮАР, обогащённый уран — из США и Франции, уголь — из США и ЮАР.Установленная мощность электростанций 13,6 миллионов кВт (2002 год).

Электричество:

выработка: 76.58 кВт·ч ▼ (2002)

потребление: 78.82 кВт·ч ▲ (2002)

экспорт: 9.1 кВт·ч ▲ (2002)

импорт: 16.7 кВт·ч ▲ (2002)

Электричество (процент получения из разных источников):

ископаемое топливо: 38,4 % ▼

гидро ресурсы: 0,6 % ▲

ядерное топливо: 59,3 % ▲

другие: 1,8 % ▲ (2001)

По удельному весу АЭС в структуре электроэнергетики Бельгия занимает второе место в мире (после Франции). Действуют 7 энергоблоков на 3 АЭС — в Дуле (на реке Шельда, к северо-западу от Антверпена), Тианже (на рекеМаас (Мёз), к западу от Льежа) и Шоо (в верхнем течении реки Маас на границе с Францией, совместная франко-бельгийская АЭС). Крупные ТЭС (главным образом на природном газе)— в окрестностях Брюсселя, Антверпена иГента, а также в пределах бывших районов угледобычи. Крупнейшая ГЭС Бельгии — гидроаккумулирующая электростанция в Арденнах мощностью 750 МВт.

Металлургия. Бельгия — один из ведущих производителей стали в ЕС (около 11,3 миллионов тонн в 2001 году). Чёрная металлургия Бельгии специализируется на выпуске автомобильного проката, нержавеющей стали, заготовок, стальной проволки и другой готовой стальной продукции. Ведущий производитель в производстве нержавеющей стали — фирма Кокерий-Самбр («Cocerill-Sambre», контрольный пакет принадлежит французской компании Usinor). Крупный современный комбинат полного цикла Сидмар «Sidmar» входит в состав люксембургского концерна АРБЕД. Большая часть предприятий отрасли расположены в окрестностях Льежа и Шарлеруа. Основноё сырьё — железная руда из Швеции и коксующийся уголь из США.По производству и экспорту цветных металлов Бельгия — один из лидеров Евросоюза. В начале 2000-х годов Бельгия производила в среднем 400 тысяч тонн рафинированой меди в год (четвертое место в ЕС послеГермании, Польши и Испании), 250 тысяч тонн свинца и 120 тысяч тонн цинка. Бельгия производит также кобальт,германий, тантал, селен, ниобий и другие редкие металлы.Основные металлургические заводы расположены в пригородах Антверпена и Льежа (сюда поступает импортное сырьё), а также вдоль судоходных путей между этими городами (район Кампин).

Транспорт. Бельгия — страна небольшая. Магистральная сеть является одной из самых плотных в мире (сравнима с Лос-Анджелесом).Бельгийскaя железная дорога стала первой в континентальной Европе. До сих пор железнодорожный транспорт популярен: в 2009 году железные дороги перевезли более 220 миллионов пассажиров.

Дороги.Общая длина: 149 018 км (примерно 4,38 км на 1 км² площади, 2002), магистрали: 1 729 км региональные дороги: 12 610 км остальные: 134 679 км

Водные пути

Водные пути составляют 2 043 км (1 532 км регулярно используются в коммерческих целях).

Морские порты

· Антверпен— один из самых больших портов мира

· Брюгге (Зебрюгге «Морское Брюгге»)— один из крупнейших портов Европы.

· Гент

· Остенде

Внутренние порты

Брюссель, Льеж

Нефтехимическая промышленность особенно хорошо развита в Антверпене. В Брюсселе расположена штаб-квартира крупной химической и фармацевтической компании Solvay.

Текстильная промышленность представлена переработкой льна, хлопка, синтетических тканей и шерсти. Основной продукцией текстильной промышленности являются ковры и одеяла. Ее крупнейшими центрами можно назвать Вервье, Гент, Кортрейк и Турнэ.

Химическая промышленность производит удобрения, различные пластмассы, красители и фармацевтические вещества.





Подборка статей по вашей теме: