II. Порядок работы с локальными нормативными актами

2.1. Разработка и оформление проекта документа

Понятие "локальный нормативный акт" впервые было законодательно закреплено Трудовым кодексом РФ, вступившим в силу 01.02.2002. В Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" такой термин отсутствует. Однако в нем присутствует определение "организационно-распорядительный документ" (вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц). В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) ОК-011-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 299, представляющем собой перечень документов, разрешенных к применению в деятельности любой организации, документы, относимые Трудовым кодексом РФ к локальным нормативным актам, включены в класс 0200000 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации", подраздел 02520005:

Код КЧ Наименование формы
     
    Документация по организационно- нормативному регулированию деятель- ности организации, предприятия
    Договор на производство работ (оказание услуг)
    Должностная инструкция
    Положение о структурном подразделении
    Правила внутреннего трудового распо- рядка
    Структура и штатная численность
    Штатное расписание

Исходя из ст. 8 ТК РФ локальным нормативным актом является принимаемый работодателем внутренний документ, содержащий нормы трудового права, распространяющийся на всех работников или на определенные категории работников данной организации независимо от места выполнения ими работы и регулирующий отдельные аспекты трудовых правоотношений работодателя и работников данной организации.

Локальные нормативные акты, упоминающиеся в ТК РФ, можно разделить на две подгруппы:

обязательные, т.е. акты, наличие которых предусмотрено трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

необязательные - акты, принимаемые по усмотрению работодателя (в рамках его компетенции).

Независимо от "обязательности" или "необязательности" локального нормативного акта его создание проходит в организации определенные стадии: составление текста, оформление, согласование, утверждение и введение в действие. В определенных случаях принятие локального нормативного акта связано с учетом мнения представительного органа работников. Кроме того, необходимо правильно проводить процедуру ознакомления работников с локальным нормативным актом. Порой возникает необходимость внесения в локальный нормативный акт изменений. Не менее важное значение имеет правильное оформление прекращения действия локального нормативного акта.

Источник появления текста локального нормативного акта, т.е. авторство документа, принципиального значения не имеет. В настоящее время существует множество различных вариантов - от "заимствования" текстов из других организаций через Интернет до создания рабочих групп или привлечения сторонних специалистов. Любой из этих вариантов имеет свои слабые и сильные стороны, однако при грамотном проведении стадий согласования и утверждения документа результат всегда будет достигнут. Под результатом необходимо понимать создание единой целостной системы взаимно дополняющих друг друга документов, способной эффективно регулировать трудовые отношения с работниками данной организации.

До прохождения этапа подписания (утверждения), т.е. до приобретения юридической силы, документ представляет собой проект. Юридическая сила документа - это свойство, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления <1>.

--------------------------------

<1> ГОСТ 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

Под оформлением документа понимается соблюдение в ходе составления документа установленных норм и требований. Требования к составлению и оформлению документов закрепляются в государственных стандартах, а также в законодательных и иных нормативных актах.

Особое значение для придания документу юридической силы имеют определенные атрибуты внешнего оформления - реквизиты. Требования к реквизитам документов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенным в действие с 01.07.2003, а также Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 N 536.

Существует два способа размещения реквизитов бланка (бланк - набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа <1>) - угловой и продольный. Обычным для локальных нормативных актов является продольный способ, когда все реквизиты бланка располагаются вдоль верхнего поля и выравниваются либо по ширине, либо по центру. Однако при угловом способе, при котором реквизиты размещаются в левом верхнем углу листа и выравниваются либо по левому полю, либо по центру отведенной площади, гриф утверждения размещается в правом углу документа, что позволяет более экономно использовать площадь листа бумаги.

--------------------------------

<1> ГОСТ 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

Все 30 реквизитов, предусмотренных ГОСТом Р 6.30-2003, вместе в одном документе никогда не используются. Для документов, относимых к локальным нормативным актам, обязательным является использование следующих реквизитов:

наименование организации;

наименование вида документа и его название (заголовок к тексту);

дата документа;

регистрационный номер документа;

текст документа;

подпись.

В определенных случаях необходимо присутствие грифов согласования и утверждения, а также виз согласования, порядок оформления которых будет рассмотрен ниже.

При оформлении реквизитов локального нормативного акта рекомендуется соблюдать определенные требования.

Текст проекта документа печатается на общем бланке организации. Если проект положения (правил, инструкции) утверждается приказом, то документ печатается на стандартном листе бумаги формата А4 (210 x 297 мм). Каждый лист документа должен иметь поля не менее чем 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее. Текст документа рекомендуется печатать шрифтом Times New Roman Cyr размером N 13 или N 14 (для табличных документов - N 12) через 1,5 интервала. Все прочие реквизиты документа (кроме текста), состоящие из нескольких строк, печатаются через 1 межстрочный интервал. Составные части реквизитов отделяют друг от друга 1,5 - 2 интервалами. Реквизиты отделяют друг от друга 2 - 3 интервалами. Текст документа печатают, отступив 2 - 3 интервала от реквизита "заголовок к тексту". Вторую и последующие страницы многостраничного документа нумеруют. Текст документа излагается от третьего лица единственного или множественного числа. Структура текста предполагает наличие констатирующей части - раздел "Общие положения". В данном разделе указываются основания разработки, назначение акта и сфера его распространения. Основной текст может делиться на главы, которые должны иметь названия, пункты и подпункты. Главы нумеруются римскими цифрами. Пункты и подпункты, как правило, нумеруются арабскими цифрами (пункты 1, 2, 3 и т.д., подпункты - 1.1, 1.1.1, 2.2, 2.2.1 и т.д.). Заголовок к тексту отвечает на вопрос "О чем?" (Положение о кадровой службе); заголовок к должностной инструкции отвечает на вопрос "Кого?" (Должностная инструкция главного специалиста).

Дата документа - это дата его подписания или утверждения. Дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами. Например, дату 20 июля 2007 г. следует оформлять 20.07.2007. Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например 20 июля 2007 г.

Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации различной информацией. Реквизит "регистрационный номер" включает знак "N". Порядковый номер документа может быть дополнен индексом дела по номенклатуре дел, например: N 123/02-03, где 02 - 03 - индекс дела по номенклатуре дел организации, в которое при его формировании помещается соответствующий документ, 123 - порядковый регистрационный номер.

В состав реквизита "подпись" входит наименование должности лица, подписавшего (составившего) документ, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), например:

┌──────────────────────────────────────────────────────┐

│Заместитель управляющего Личная подпись И.И. Иванов│

└──────────────────────────────────────────────────────┘

Локальные нормативные акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, образцы бланков, документов и т.д. Если к локальному нормативному акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте локального нормативного акта знак "N" также не указывается:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│согласно приложению 4 к Правилам внутреннего│

│трудового распорядка │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста локального нормативного акта. На приложении к приказу или распоряжению в правом верхнем углу ставится отметка с указанием названия документа, его дата и номер. Приложения к положениям и инструкциям оформляются без указания на регистрационный номер и дату подписания локального нормативного акта:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Приложение│

│ к Правилам внутреннего трудового распорядка│

└───────────────────────────────────────────────────┘

или

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Приложение 2│

│ к приказу от 00.00.0000 N 00/00│

└───────────────────────────────────────────────────┘

Наименование приложения располагается по центру страницы:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Приложение│

│ к Правилам внутреннего трудового распорядка│

│ │

│ Перечень │

│ должностей работников с ненормированным рабочим │

│ днем │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Далее приведен образец оформления локального нормативного акта - положения о структурном подразделении:

____________________________________________________

наименование организации

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________

наименование должности руководителя

___________________________________

подпись

___________________________________

расшифровка подписи

"___" _______ 200__г.

м. п.

Положение

о (наименование структурного подразделения)

I. Общие положения

..................................................................

II. Задачи

..................................................................

III. Структура

..................................................................

IV. Функции

..................................................................

V. Права

..................................................................

VI. Взаимоотношения и связи с другим структурным подразделением

..................................................................

VII. Ответственность

..................................................................

Руководитель

структурного подразделения Подпись Расшифровка

подписи

2.2. Согласование локальных нормативных актов

Согласование проекта документа проводится при необходимости оценки обоснованности документа, соответствия его правовым актам и ранее принятым решениям.

Как правило, документы визируют следующие должностные лица:

руководитель подразделения, подготовившего документ;

исполнитель, подготовивший документ;

руководители заинтересованных подразделений;

руководитель финансовой или бухгалтерской службы, если в документе затрагиваются финансовые вопросы;

заместитель руководителя организации, курирующий данное направление деятельности;

руководитель юридической службы или юрист.

Перечень визирующих лиц корректируется в соответствии со структурой и потребностями организации. Возможен также вариант, когда отсутствует виза непосредственного исполнителя - ее заменяет виза руководителя того структурного подразделения, которое будет исполнять документ.

Согласование проекта документа оформляется визой на документе (внутреннее согласование) или грифом согласования (внешнее согласование).

Виза включает в себя должность визирующего документ, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│Начальник юридического отдела │

│Личная подпись И.И. Иванов │

│Дата │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Виза проставляется в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа. На проекте документа и на внутреннем документе визы проставляются на лицевой стороне документа. Замечания, особые мнения и дополнения к проекту документа (докладываются руководителю, подписывающему документ) оформляются на отдельном листе следующим образом:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│Замечания прилагаются │

│Начальник юридического отдела │

│Личная подпись И.И. Иванов │

│Дата │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Внешнее согласование, т.е. согласование проекта документа с федеральными органами исполнительной власти и организациями, интересы которых в нем затрагиваются, оформляется грифом согласования, который включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО", наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│СОГЛАСОВАНО │

│Руководитель Правового департамента │

│Министерства здравоохранения │

│и социального развития РФ │

│__________________ _____________________ │

│ (личная подпись) (инициалы, фамилия) │

│ │

│00.00.0000 │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Гриф согласования располагается ниже реквизита "Подпись" в левом нижнем поле документа.

Если согласование осуществляется письмом, протоколом и пр., согласование оформляется по следующей форме:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│СОГЛАСОВАНО │

│Протокол заседания │

│рабочей группы │

│от 21.06.2007 N 157 │

└───────────────────────────────────────────────────┘

В случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, необходимо при принятии локальных нормативных актов учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (только при наличии такого представительного органа). В статье 372 ТК РФ прямо устанавливается порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

1. Работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников.

2. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

3. В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

При наличии в организации иного представительного органа работников, уполномоченного представлять интересы работников при принятии локальных нормативных актов, учет мнения указанного представительного органа осуществляется в аналогичном порядке (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Реквизит "Учет мнения представительного органа работников" не предусмотрен действующими стандартами и должен разрабатываться организацией самостоятельно, например в следующем виде:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│Мнение выборного профсоюзного органа │

│от 20 июля 2007 г. N 165 учтено │

└───────────────────────────────────────────────────┘

В соответствии со ст. 8 ТК РФ, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

2.3. Утверждение и введение в действие локальных

нормативных актов

Применение локального нормативного акта к трудовым правоотношениям возможно лишь со дня вступления этого акта в силу. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте. Если локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем, т.е. подписания или утверждения, то в текст документа не требуется вводить никаких указаний на дату вступления в силу. Момент вступления в силу определяется датой документа. В случае вступления локального нормативного акта в силу со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, в текст документа вводится статья о порядке вступления в силу, формулировка которой может звучать следующим образом:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│Настоящее Положение вступает в силу с 1 января │

│2008 г. │

└───────────────────────────────────────────────────┘

или

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│Настоящее Положение вступает в силу по истечении │

│30 дней со дня его утверждения. │

└───────────────────────────────────────────────────┘

В статьях о вступлении в силу локальных нормативных актов должно употребляться именно понятие "вступление в силу". Указанные статьи обычно являются заключительными в документе.

Еще одним особым порядком введения документов в действие, санкционирующим их распространение на определенный круг лиц, является утверждение документов.

Документы утверждаются руководителем организации, заместителями руководителя, руководителями структурных подразделений, в компетенцию которых входит решение вопросов, изложенных в утверждаемых документах.

Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом (в тех случаях, когда требуются дополнительные предписания и разъяснения).

На документах, подлежащих утверждению, гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа.

При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения должен состоять из слова "Утверждаю" (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Утверждаю│

│ Директор│

│ ООО "Организация"│

│ ________________ ___________________│

│ (личная подпись) (инициалы, фамилия)│

│ 00.00.0000│

└───────────────────────────────────────────────────┘

Допускается в реквизите "Гриф утверждения" документа центрировать элементы относительно самой длинной строки:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Утверждаю│

│ Начальник правового департамента│

│ _______________ ___________________│

│ (личная подпись) (инициалы, фамилия)│

│ 00.00.0000 │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне.

При утверждении документа решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова "Утвержден" ("Утверждена", "Утверждены", "Утверждено"), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Слово "Утверждено" согласуется в роде и числе с видом утверждаемого документа:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Утвержден│

│ приказом от 21.03.2007 N 13│

└───────────────────────────────────────────────────┘

В организации рекомендуется иметь перечень документов, подлежащих утверждению. Указанный перечень обычно оформляется как приложение к инструкции по делопроизводству.

2.4. Внесение изменений в локальные нормативные акты

Изменения, вносимые в законодательные и иные нормативные акты, иные факторы, влияющие на развитие трудовых отношений, приводят к необходимости внесения изменений в действующие локальные нормативные акты, а иногда - к необходимости их отмены. Локальный нормативный акт или отдельные его положения могут быть изменены или отменены (признаны утратившими силу) локальным нормативным актом высшей или равной юридической силы. При составлении проектов таких актов, содержащих изменения, вносимые в другие локальные нормативные акты, необходимо соблюдать определенные правила.

Внесением изменений считается:

замена слов, цифр;

исключение слов, цифр, предложений;

новая редакция структурной единицы локального нормативного акта;

дополнение структурной единицы статьи локального нормативного акта новыми словами, цифрами или предложениями;

дополнение структурными единицами локального нормативного акта;

приостановление действия локального нормативного акта или его структурных единиц;

продление действия локального нормативного акта или его структурных единиц.

Не рекомендуется вносить в проекты документов, устанавливающих новое нормативное регулирование, статьи, содержащие внесение изменений в действующие локальные нормативные акты или их структурные единицы. Внесение изменений в локальные нормативные акты оформляется самостоятельным локальным нормативным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый локальный нормативный акт, оформляются самостоятельными статьями:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ О внесении изменений в статью 5 Положения о │

│дополнительных отпусках, утвержденного приказом от │

│ 00.00.0000 N 00/00-00, и в Положение │

│ о премировании, утвержденное приказом от │

│ 00.00.0000 N 00/00-00 │

│ │

│Статья 1 │

│ Внести в статью 5 Положения о дополнительных│

│отпусках, утвержденного приказом от 00.00.0000 N│

│00/00-00, следующие изменения: │

│ 1) ______; │

│ 2) ______. │

│ │

│Статья 2 │

│ Внести в Положение о премировании, утвержденное │

│приказом от 00.00.0000 N 00/00-00, следующие │

│изменения: │

│ 1) ______; │

│ 2) ______. │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При одновременном внесении в локальный нормативный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно), например:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│Статья 1 │

│ Внести в Положение о дополнительных отпусках, │

│утвержденное приказом от 00.00.0000 N 00/00-00, │

│следующие изменения: │

│ 1) в статье 1 слова "___" заменить словами│

│"___"; │

│ 2) часть 1 статьи 2 дополнить словами "___"; │

│ 3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "___"│

│исключить; │

│ 4) статью 4 признать утратившей силу; │

│ 5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей│

│редакции: "1. _______."; │

│ 6) в статье 6 слова "___" заменить словами│

│"___". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При внесении изменений в локальный нормативный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, например:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Внести в Положение о дополнительных отпусках,│

│утвержденное приказом от 00.00.0000 N 00/00-00,│

│следующие изменения: │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Если подлежащий изменению локальный нормативный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид локального нормативного акта, дата подписания, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указываются вид, дата подписания и регистрационный номер локального нормативного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Внести в Положение о дополнительных отпусках,│

│утвержденное приказом от 00.00.0000 N 00/00-00│

│(в редакции приказа от 00.00.0000 N 00/0-И),│

│следующие изменения: │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При внесении изменений в локальные нормативные акты вносимый текст заключается в кавычки. Вносимые в локальный нормативный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

При дополнении локального нормативного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть, например (в главе 1 имеется 14 статей):

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Главу 1 Положения о дополнительных отпусках,│

│утвержденного приказом от 00.00.0000 N 00/00-00,│

│дополнить статьей 14.1 следующего содержания: │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Внесение изменений в обобщенной форме (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается. По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы локального нормативного акта, которая изменяется. Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью локального нормативного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ В статье 10 Положения о дополнительных│

│отпусках, утвержденного приказом от 00.00.0000 N│

│00/00-00, слова "..." заменить словами "...". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

или

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Статью 10 Положения о дополнительных отпусках,│

│утвержденного приказом от 00.00.0000 N 00/00-00,│

│после слов "..." дополнить словами "...". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Если в статье локального нормативного акта необходимо произвести замену слова (слов) в нескольких случаях и заменяемое слово (слова) употреблено в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ В статье 10 Положения о дополнительных│

│отпусках, утвержденного приказом от 00.00.0000 N│

│00/00-00, слова "...(слова указываются в│

│именительном падеже единственного числа)..." в│

│соответствующих числе и падеже заменить словами│

│"...(слова указываются в именительном падеже│

│единственного числа)..." в соответствующих числе и│

│падеже. │

└───────────────────────────────────────────────────┘

или

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ В статье 10 Положения о дополнительных│

│отпусках, утвержденного приказом от 00.00.0000 N│

│00/00-00, слова "...(слова указываются в│

│именительном падеже единственного или│

│множественного числа)..." в соответствующем падеже│

│заменить словами "...(слова указываются в│

│именительном падеже единственного или│

│множественного числа)..." в соответствующем падеже.│

└───────────────────────────────────────────────────┘

При внесении изменения в локальный нормативный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы, например:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Часть 1 статьи 7 дополнить предложением│

│следующего содержания: "...". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

или

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│в подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 7 слова │

│"..." заменить словами "...". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться, например:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│статью 1 после слов "..." дополнить словами "...". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

В случае если дополняется словами структурная единица статьи локального нормативного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│пункт 1 статьи 1 дополнить словами "...". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.

Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи оформляется следующим образом:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Статья 1 │

│ Внести в Положение о дополнительных отпусках,│

│утвержденное приказом от 00.00.0000 N 00/00-00,│

│следующие изменения: │

│ 1) в статье 2: │

│ в части 1 слова "..." заменить словами "..."; │

│ часть 2 после слов "..." дополнить словами │

│"..."; │

│ часть 3 дополнить пунктом 7 следующего│

│содержания: │

│ "7)............;"; │

│ часть 4 дополнить предложением следующего│

│содержания:................"; │

│ 2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3│

│исключить; │

│ 3) статью 4 изложить в следующей редакции: │

│ "Статья 4.............". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При дополнении статьи локального нормативного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ статью 2 дополнить частью 3 следующего│

│содержания: │

│ "3....."; │

│ часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего│

│содержания: │

│ "4)...."; │

│ пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом│

│"д" следующего содержания: │

│ "д)...." │

└───────────────────────────────────────────────────┘

В целях сохранения структуры статьи:

дополнение абзацами может производиться только в конце соответствующей структурной единицы;

при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи, к которой относится абзац;

при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.

Принятие новой редакции локального нормативного акта в целом не рекомендуется. Как правило, принимается новый локальный нормативный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего локального нормативного акта в случаях, если:

необходимо внести в локальный нормативный акт изменения, требующие переработки документа по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

необходимо внести в локальный нормативный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

сохраняют значение только отдельные структурные единицы локального нормативного акта, причем частично.

Структурная единица акта излагается в новой редакции в случаях, если:

необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;

неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы.

Изложение структурной единицы локального нормативного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы. При необходимости изложить одну структурную единицу в новой редакции применяется следующая формулировка:

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ Внести в статью 16 Положения о дополнительных│

│отпусках, утвержденного приказом от 00.00.0000 N│

│00/00-00, изменение, изложив ее в следующей│

│редакции: │

│ "Статья 16.....................................│

│.....................". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего его локального нормативного акта, а не является приложением к нему.

При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа":

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15,│

│126" │

└───────────────────────────────────────────────────┘

При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова":

┌───────────────────────────────────────────────────┐

│ слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз". │

└───────────────────────────────────────────────────┘

Если положения локального нормативного акта, в которые вносятся изменения, затрагивают определенные сторонами трудового договора условия труда конкретного работника, то, чтобы вновь принятый (измененный) локальный нормативный акт действовал в отношении данного работника, необходимо соблюдать требования, содержащиеся в ст. ст. 72 и 74 ТК РФ, - заключать с работником соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора либо предупреждать работника не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений. Порядок оформления необходимых для этого документов рассматривается в разделе "Изменение условий трудового договора".

2.5. Признание локальных нормативных актов утратившими силу

Для приведения локального нормотворчества в соответствие с действующим законодательством, потребностями организации в нормативном регулировании трудовых отношений, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам существует возможность признания локальных нормативных актов (их структурных единиц) утратившими силу.

В соответствии со ст. 12 ТК РФ локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Истечение срока действия локальных нормативных актов - редкое явление, поскольку они почти всегда принимаются на неопределенный срок.

При вступлении в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом), также рекомендуется принимать локальный нормативный акт, признающий ранее применявшийся утратившим силу.

Самый распространенный случай, когда возникает необходимость в признании локального нормативного акта (отдельных его положений) утратившими силу, - изменения в регулировании трудовых правоотношений, произошедшие на локальном уровне нормотворчества, когда работодателем принимается решение о необходимости принятия новых норм и отмене старых. Отмена (признание утратившим силу) локального нормативного акта также подчиняется определенным правилам.

Локальный нормативный акт (отдельные его положения) может быть отменен (признан утратившими силу) локальны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: