Выводы: сроки домашнего ареста должны быть ограничены и указаны в постановлении суда об избрании этой меры пресечения

1.5. Порядок действий следователя, дознавателя, сотрудника

органа внутренних дел при исполнении домашнего ареста

В решении суда об избрании меры пресечения должно быть указано, на кого возложен надзор за соблюдением установленных ограничений. По изученным нами уголовным делам в 83% случаев надзор возлагается на органы внутренних дел по месту жительства обвиняемого. В остальных случаях в судебных постановлениях надзор возлагался на следователя или дознавателя (7%), на участкового уполномоченного ОВД (6%), на дежурную часть ОВД (2%), на начальника ПДН (2%). В 3 случаях в отношении несовершеннолетнего надзор, помимо должностных лиц, возлагался также и на родителей.

Следователь и дознаватель в любом случае обязаны контролировать поведение обвиняемого. Следователи, как правило, поручают исполнение домашнего ареста сотрудникам органа дознания. Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения об исполнении постановлений об аресте (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Изучение практики домашнего ареста показывает, что контроль осуществляется по поручению следователя участковыми уполномоченными (73%), а также оперуполномоченными УР (14%) и БЭП (13%). Это совпадает с данными Ю.Г. Овчинникова <25>.

--------------------------------

<25> См.: Овчинников Ю.Г. Указ. соч. С. 81.

Исполнение постановления суда о домашнем аресте представляет значительные сложности. Применение домашнего ареста требует привлечения дополнительных сил и средств со стороны органов расследования и органов внутренних дел, временных затрат. Проведенный нами анкетный опрос показал, что участковые осуществляют надзор за лицами, находящимися под домашним арестом, периодически (раз в 4 - 5 дней) посещая их место жительства. Все опрошенные должностные лица, включая следователей и дознавателей, указали, что проверяли пребывание подозреваемого, обвиняемого дома, по его домашнему городскому телефону.

Полная изоляция обвиняемого была обеспечена только в 2 случаях, по делам о преступлениях особой тяжести, которые имели широкий общественный резонанс. В этих случаях ОВД был выставлен круглосуточный пост милиции (1 человек) для охраны арестованного.

Технические средства контроля за обвиняемым практически не использовались. В 7 случаях по предложению обвиняемого и его защитника применялось наблюдение с использованием программы спутникового слежения за объектом, технические средства применялись оперативными подразделениями по поручению следователя и были приобретены самим обвиняемым по его инициативе. В 3 случаях использовались средства сигнализации вневедомственной охраны, которые были ранее установлены в квартире обвиняемого.

В 12 случаях по постановлению суда был отключен городской телефон и изъяты средства мобильной связи, но насколько это препятствовало контактам обвиняемого с другими лицами, неизвестно.

В большинстве случаев по своим ограничениям для обвиняемого домашний арест практически ничем не отличался от подписки о невыезде.

С учетом изложенного можно предложить следующий алгоритм применения меры пресечения в виде домашнего ареста:

1. Из суда обвиняемый должен быть под охраной доставлен к месту жительства и помещен под домашний арест.

2. Обвиняемому под расписку разъясняются его обязанности и ограничения, объявленные постановлением суда.

3. Следователь дает письменное поручение органу дознания об установлении надзора за обвиняемым по месту домашнего ареста.

4. Следователь дает письменное поручение подразделениям, выполняющим специальные технические мероприятия, об отключении средств связи, если такое ограничение судом установлено.

5. Участковый уполномоченный либо иной сотрудник органа внутренних дел, которому начальник органа дознания поручил надзор за обвиняемым, посещает его по месту жительства, представляя следователю информацию в форме рапорта.

6. С согласия обвиняемого квартира может быть поставлена подразделениями вневедомственной охраны ОВД под охрану с установкой сигнализации либо использована уже имеющаяся в квартире сигнализация, с тем чтобы фиксировать факт ухода и возвращения хозяина помещения. Следует учитывать, что подобный контроль возможен только по добровольному согласию обвиняемого, и за его счет. Если обвиняемый согласен, то следователь дает поручение начальнику органа дознания об установке или использовании уже имеющейся сигнализации и предоставлении информации о соблюдении обвиняемым установленного для него режима домашнего ареста.

7. С согласия обвиняемого возможно использование средств спутникового слежения за местонахождением и передвижением объекта. При этом может использоваться электронное оборудование и программное обеспечение, принадлежащее обвиняемому, с его согласия.

Уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России имеют эффективные средства контроля за осужденными к наказанию в виде лишения свободы:

электронные браслеты дистанционного контроля о местонахождении осужденного, сигналы с которого принимаются стационарными контрольными устройствами с помощью ретрансляторов, обеспечивающих круглосуточный прием сигналов;

персональные трекеры в виде электронных браслетов для отслеживания местоположения осужденного по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS, имеющие встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса;

стационарные устройства аудиовизуального контроля, предназначенные для автоматической визуальной и голосовой идентификации осужденного к наказанию в виде ограничения свободы;

стационарное и мобильное оборудование региональных информационных центров, предназначенное для приема и обработки информации о местонахождении и перемещениях осужденного <26>.

--------------------------------

<26> Перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 198 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 14. Ст. 1663.

Однако до настоящего времени вопрос о возложении функций надзора и контроля за исполнением домашнего ареста на подразделения ФСИН России не урегулирован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: