Задачи гигиенической науки о здоровье детей и подростков

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая область здравоохранения призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Эта дисциплина изучает влияние различных факторов окружающей среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм. На основе научных данных разрабатываются гигиенические нормативы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы, обосновываются лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей, повышение работоспособности и гармоническое развитие детей и подростков.

Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические знания и опыт коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда, эпидемиологии, социальной гигиены. Кроме того, она тесно связана с различными клиническими, биологическими, педагогическими, техническими науками. От других гигиенических дисциплин отличается тем, что является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья наиболее ранимой части населения.

Характерными особенностями организма детей и подростков являются незавершенность развития, пластичность, большая подверженность влиянию различных факторов. Здоровье человека формируется с детства. От того, насколько человек сохранит и укрепит его за годы пребывания в организованных коллективах, зависят здоровье будущего взрослого населения, экономический и обороноспособный потенциал нашей страны.

Гигиена детей и подростков как наука о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и как самостоятельный раздел санитарно-эпидемиологической службы страны не может существовать и развиваться, не опираясь на объективный показатель «санитарного состояния» детского населения в данный момент. Состояние здоровья служит контролем эффективности осуществляемых гигиенических мероприятий и определяет направление дальнейшей деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Проблема изучения состояния здоровья населения вообще и подрастающего поколения в частности имеет государственное значение, так как результаты глубоких социально-гигиенических исследований в этой области являются основным критерием организации, планирования и проведения в жизнь широких лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, позволяющих не только сохранять, но и укреплять здоровье детей и подростков.

Государственный характер гигиены детей и подростков как самостоятельной области здравоохранения подчеркивается еще и тем, что деятельность специалистов в этой области основывается на санитарном законодательстве, постановлениях партии и правительства.

Основное направление советской медицины — предупреждение заболеваний и различных незначительных отклонений в развитии детского организма. В этом плане большое значение имеет гигиена детей и подростков, которая является профилактической отраслью медицины и наукой, охватывающей все стороны жизни детского населения. В СССР осуществляется гигиеническое нормирование действующих на растущий организм различных факторов окружающей среды с целью определения оптимальных условий обучения и воспитания, обеспечивающих благоприятное развитие детского организма, охрану здоровья детей.

Ведущими направлениями являются: гигиена обучения и воспитания детей в различных учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях; гигиена трудового и профессионального обучения подростков; гигиена физического воспитания и спорта; гигиенические основы проектирования, строительства и оборудования детских и подростковых учреждений; гигиена питания подрастающего поколения; состояние здоровья детских и подростковых контингентов.

Для гигиены детей и подростков критерием гигиенической оценки и гигиенического нормирования является не только влияние разнообразных факторов на здоровье ребенка и его последующее развитие, но и степень соответствия достигнутого уровня развития ребенка, его функциональных возможностей на данном возрастном этапе, функциональной подготовленности к воздействию этих факторов.

Задача гигиены — создание наиболее благоприятных условий для взаимодействия организма со средой путем гигиенического нормирования факторов окружающей среды и выработки у организма способности максимальной адаптации к различным воздействиям.

Влияние разных факторов на организм детей и подростков определяется путем изучения ответных его реакций. Большинство исследований носит характер естественного эксперимента: изучение воздействия окружающей среды на детский организм проводится непосредственно в условиях воспитания и обучения детей (в детских садах, школах и т. д.).

В настоящее время расширилось понятие «здоровье». Под здоровьем понимают не только отсутствие заболеваний или каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность физического развития.

Организм ребенка развивается под влиянием взаимодействующих биологических, социально-экономических и природно-климатических факторов. На разных возрастных этапах эти воздействия проявляются неодинаково. Происходит сложное непрерывное взаимодействие, при котором в ряде случаев преобладает наследственная основа, а в других — влияние окружающей среды. Генетические изменения при стойком и длительном воздействии определенных факторов могут закрепляться или меняться. Роль генетических и социальных факторов в развитии таких показателей, как размеры тела и окружность головы, на разных этапах онтогенеза различны. Например, в изменчивости длины тела, окружности грудной клетки и окружности головы увеличение влияния факторов среды выявлено в возрасте 7 — 9 лет; массы тела — в 4—6 и в 10— 12 лет. Длина тела как показатель зрелости организма имеет наибольшую диагностическую ценность в возрасте 4—6 и 10—15 лет.

В результате закрепления индивидуальных генетических изменений под влиянием ряда факторов на протяжении нескольких поколений произошли изменения в физическом развитии детей. Поскольку факторы эти главным образом социальной природы, следовательно, именно социально-экономическая среда явилась источником и причиной изменений биологических свойств человека. Доказательством этого положения служат результаты многочисленных научных исследований, показавших, что акселерация в нашей стране носит всеобщий характер, несмотря на резкие различия в климате и национальных особенностях детей и подростков.

Установлена одинаковая степень улучшения показателей физического развития детей независимо от социального положения их родителей и климатических условий. Физическое развитие детей и подростков в северных, климатически неблагоприятных районах страны не отличается существенно от физического развития детей Москвы, Ленинграда и других крупных городов.

В СССР, занимающем огромную территорию, половое созревание подростков наступает повсюду раньше, чем прежде, и, как правило, в одном и том же возрасте. Очевидно, что нивелирование климатических влияний на растущий организм, так же как национальных и других различий, достигнуто прежде всего благодаря неуклонному повышению материально-бытовых условий жизни, высокому уровню здравоохранения, профилактическим мероприятиям, единой системе воспитания, включая физическое, повышению санитарно-гигиенического уровня быта, улучшению условий труда и обучения. Следовательно, социальная среда активно воздействует на растущий организм, влияя не только на некоторые его структурные особенности, такие как рост и масса, но и на половое созревание и реактивность.

Изучение здоровья детей и подростков включает в себя не только определение уровня физического развития и степень полового созревания, но и функциональных возможностей организма, состояние всех его органов и систем, а также данные заболеваемости.

В СССР достигнуто значительное снижение заболеваемости детей. Вместе с тем бурно развивающийся научно-технический прогресс, огромный поток информации, перестройка содержания и методов образования, интенсификация обучения, резкое уменьшение двигательной активности, широкая химизация народного хозяйства и быта ведут к учащению некоторых заболеваний и патологических состояний, редко встречавшихся ранее в детском и подростковом возрасте.

До сих пор среди школьников не наблюдается тенденции к снижению хронического тонзиллита, близорукости и дальнозоркости, функциональных нарушений центральной нервной системы (ЦНС), кариеса зубов, аллергических болезней.

Реформа школы включает большой комплекс мероприятий, направленных на усовершенствование среднего образования, обеспечение всестороннего развития учащихся, соединение учебы с производительным трудом, создание условий для их профессиональной ориентации и выбора профессии.

Перестройкой школы предусмотрен комплекс мероприятий по охране здоровья детей: устранение учебной перегрузки, улучшение материальной базы школ и учебных заведений, переход на односменные занятия, расширение школ и групп продленного дня, внешкольных учреждений, повышение уровня трудового и физического воспитания. Все эти положения выдвигают серьезные задачи перед гигиенической наукой и практикой, в первую очередь в плане разработки гигиенических требований к созданию оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения. В этом направлении изучаются вопросы проектирования и строительства зданий общеобразовательных школ на современном этапе, проблемы работоспособности и состояния здоровья учащихся в школах различной вместимости (до 3000 учащихся) и т. д. В содружестве с архитекторами пересматриваются гигиенические нормативы планировки и строительства детских и подростковых учреждений. Разрабатываются новые размеры мебели и соотношение их с длиной тела детей и подростков, узаконенные специальными государственными стандартами (ГОСТ).

Интенсивное развитие химической промышленности и широкое использование полимерных материалов в быту, в строительстве и оборудовании детских учреждений, в производстве детской одежды, обуви и предметов детского обихода выдвигают перед гигиенической наукой, органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы ряд неотложных и актуальных задач по разработке профилактических мероприятий, направленных на безопасное использование полимерных материалов для детского населения.

Особое внимание уделяется анализу взаимозависимости учебной нагрузки и умственной работоспособности учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов и специальных школ на основе данных, характеризующих их состояние здоровья, успеваемость и методы обучения. Изучаются вопросы адаптации детей к обучению в школе, степень школьной зрелости, функциональные возможности шестилетних детей к обучению в школе, взаимосвязь биоритмов и социо-ритмов школьников (особенно в условиях Крайнего Севера), влияние уроков с использованием технических средств обучения на некоторые физиологические функции школьников.

Одной из важнейших задач в области охраны здоровья школьников является повышение двигательной активности. Установлено, что с поступлением в школу двигательная активность детей уменьшается на 50 %. Физическая культура — важный фактор укрепления здоровья школьников, улучшения их физического развития, повышения умственной и физической работоспособности и сопротивляемости инфекционным и другим заболеваниям.

Наряду с этим разрабатываются медицинские критерии профессиональной пригодности здоровых подростков (более 400 наиболее распространенных среди молодежи профессий). Установлено, что выбор профессии должен базироваться не только на склонностях подростка, но и на соответствии его физиологических возможностей требованиям данной профессии, что позволит прогнозировать профессиональную пригодность подростка еще до начала профессионального обучения или производственной деятельности. В настоящее время на 45 крупных предприятиях в Москве, Тольятти, Днепропетровске и др. действуют лаборатории профессиональной пригодности.

По ряду профессий изучено влияние на подростков самой трудовой деятельности и действие некоторых вредных производственных факторов. В результате получены ценные данные, используемые для нормирования неблагоприятных факторов рабочей среды, отрицательно воздействующих на организм (шум, химические вещества, физическая нагрузка, лучистое и конвекционное тепло и др.), а также для пересмотра некоторых положений трудового законодательства, касающихся подростков.

Одним из основных факторов, влияющих на детский организм, является питание. Поэтому большое значение придается изучению роли питания как источника нормального развития и здоровья растущего организма, разработке норм, режимов и условий питания детей и подростков в различных типах учреждений и др.

Специалисты по гигиене детей и подростков в своей деятельности пользуются различными методами (гигиеническое наблюдение, естественный гигиенический и лабораторный эксперименты, санитарная статистика) и методиками исследования (физические, химические, математические, физиологические, биохимические, клинические и др.), позволяющими оценить как факторы окружающей среды, так и реакции на них организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков — сравнительно молодая научная дисциплина и область здравоохранения. Самостоятельное развитие гигиена детства получила лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Однако истоки ее в далеком прошлом, в недрах народной предупредительной медицины, разработавшей общие рекомендации, содействующие нормальному развитию детей. В основу этих рекомендаций были положены только опыт и наблюдения, не подкрепленные научными знаниями.

Благодаря трудам прогрессивных деятелей и ученых России (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, И. И. Бецкой и др.) во второй половине XVIII века широкое развитие получили идеи гигиенического воспитания. М. В. Ломоносов предлагал провести ряд государственных мероприятий по. увеличению рождаемости и сохранению родившихся, в частности запретить браки между лицами несоответствующих возрастов, насильственное супружество, учредить богадельни и дома для незаконнорожденных, бороться с предрассудками и т. д. Как одну из основных причин детской смертности он рассматривал отсутствие медицинской помощи. Другие ученые и прогрессивные деятели подчеркивали огромное значение для правильного развития детей физических упражнений, спортивных развлечений и подвижных игр на открытом воздухе.

В середине XIX века значительных успехов достигла отечественная медицина, в том числе и гигиена детства, получившая дальнейшее развитие на основе экспериментальных исследований. Этому в значительной мере способствовали работы ученых-гигиенистов Ф. Ф. Эрисмана и А. П. Доброславина, их учеников и последователей — Г. В. Хлопина, В. Е. Игнатьева, Д. Д. Бекарюкова и др. Эти ученые впервые применили точные методы естественных наук в гигиенических исследованиях и обосновали необходимость экспериментальных наблюдений.

Ф. Ф. Эрисман (1842—1915) — основатель кафедры гигиены Московского университета, по праву считается основоположником школьной гигиены. Он впервые разработал мероприятия по предупреждению близорукости, гигиенические требования к освещенности классных помещений; предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парта Эрисмана»; установил зависимость уровня физического развития и состояния здоровья от условий труда, быта, профессии и социальной принадлежности; разработал оценочный показатель физического развития — индекс Эрисмана и др.

А. П. Доброславин (1842—1889) —основатель кафедры гигиены Военно-медицинской академии (Петербург, 1871) и Ф. Ф. Эрисман много внимания уделяли разработке гигиенических требований к школьным зданиям и участку, а также к организации умственных занятий, считая целесообразным чередовать их с физическими упражнениями.

Реализация результатов научных исследований в условиях царской России была резко ограниченной: отсутствовало законодательство по охране здоровья подрастающего поколения, государство не финансировало проведение профилактических мер.

В новых социальных условиях, установившихся после Великой Октябрьской социалистической революции, забота о здоровье детей и подростков стала неотъемлемой частью политики КПСС и Советского правительства. Был издан ряд декретов и постановлений по охране материнства и детства. Так, в 1918 г. при Наркомпросе была создана первая школьно-санитарная организация. В 1920 г. но предложению первого народного комиссара здравоохранения Н. А. Семашко (1874— 1949) она была переведена в Наркомздрав. С этого момента в нашей стране получает свое развитие школьно-санитарное дело.

Основоположником советской школьной гигиены является А. В. Мольков (1870— 1947). Он был организатором и руководителем кафедры школьной гигиены в 1-м и 2-м Московских медицинских институтах и в Центральном ордена Ленина институте усовершенствования врачей. Под его непосредственным руководством проводилась работа по обобщению опыта строительства и разработке нормативов к проектированию и благоустройству школ, дошкольных учреждений, пионерских лагерей и др. А. В. Мольковым были подготовлены ряд методических документов, учебник и практическое пособие для обучения студентов по вопросам школьной гигиены.

За очень короткий срок в нашей стране были созданы отделы гигиены детства в научно-исследовательских учреждениях, медицинских и педагогических вузах. В них проводились научные исследования по различным проблемам гигиены. Это были в основном разрозненные исследования. С целью координации научных исследований в 1946 г. при Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения СССР был организован Научный совет по школьной гигиене, долгие годы возглавляемый акад. АМН СССР А. А. Минхом.

С 1954 г. школьная гигиена, призванная разрабатывать мероприятия по охране и укреплению здоровья всего подрастающего поколения в целом, именуется гигиеной детей и подростков. В 1959 г. в Москве был организован Институт гигиены детей и подростков АМН СССР (с 1963 г. НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР). На него была возложена разработка гигиенических проблем охраны здоровья подрастающего поколения, а также методическое руководство и координация научных исследований этого направления во всех медицинских и педагогических учреждениях страны. Создание этого института в свою очередь послужило толчком для дальнейшего развития гигиены детей и подростков в Советском Союзе. С 1960. г. гигиена детей и подростков утверждена как научная проблема союзного значения, курирующая исследования более 100 научно-исследовательских учреждений страны.

Большую роль в развитии гигиены детей и подростков в СССР сыграли советские ученые П. М. Ивановский (зав. кафедрой школьной гигиены I ММИ им. И. М.. Сеченова), А. Я. Гуткин (зав. кафедрой школьной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института), С. Е. Советов (зав. кафедрой школьной гигиены Московского педагогического института им. Н. К. Крупской), М. И. Корсунская (первый школьно-санитарный инспектор Государственной санитарной инспекции), а также А. Г. Цейтлин, А. А. Маркосян, М. Д. Большакова, С. С. Познанский, С. М. Тромбах, М. В. Антропова и др.

Необходимо отметить, что количество научных исследований по вопросам гигиены детей и подростков с.каждым годом увеличивается; расширяются и углубляются методологические подходы к решению проблем оздоровления окружающей среды в широком понимании этого слова.

Изучение причин возникновения различных заболеваний среди детей и подростков позволило научно доказать связь общей заболеваемости с вместимостью школ (нарушение норм числа школьников в классах) и с состоянием воздушной среды; нарушения зрения с освещенностью школьных помещений и сменностью занятий; нарушения опорно-двигательного аппарата с состоянием мебели и организацией учебного режима; отклонений от возрастных норм пульса и артериального давления с объемом учебной и трудовой нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: