double arrow

И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ


•'f!f

5.1. Права и гарантии детей, оставшихся без попечения родителей

За последние десять лет в нашем обществе и государстве про­изошли определенные перемены, изменившие в лучшую сторону ситуацию с проблемой «социального» сиротства. Это отразилось в принятых за эти годы законодательных документах [б, 173-174, 192,217, 239, 257. 269].

Российское государство принимает неотложные меры по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей. Проводится реформирование существующей государствен­ной системы воспитания и образования детей-сирот. Действуют По­становление правительства РФ №409 от 20 июля 1992 г. «О неот­ложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей», а также Постановление прави­тельства РФ №374 от 14 мая 2001 г. «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей».

Существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей, детей в приемных семьях и детских домах семейного типа льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений, а также вводится должность специали­ста по охране прав ребенка в штат органов местного самоуправле­ния [239].




В условиях сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профи­лактики «социального» сиротства, детской безнадзорности, созда­ния системы социальной реабилитации детой и подростков, оказав­шихся в кризисной ситуации.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде­рации» определил «социальную реабилитацию ребенка» как «меро­приятия по восстановлению утраченных ребенком социальных свя­зей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем» (ст. 15 Федерального закона №124-ФЗ от 24 июля 1998 г.).

Создание принципиально новой модели государственной систе-


мы социальной профилактики характеризуется установкой на необ­ходимость гарантировать ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Именно эта позиция бы­ла закреплена в Федеральном законе ,Vs120-ФЗ от 24 июня 1999 г. (с изменением от 13 января 2001 г.) «Об основах системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», определившем создание в структуре органов социальной защиты населения специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Этот закон определил следующие основные задачи:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонару­
шений и антиобщественных действий не со вер шен но лети их, выявле­
ние и устранение причин и условий, способствующих этому;



— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершен­
нолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолет­
них, находящихся в социально опасном положении;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершенно­
летних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В качестве основных принципов деятельности но профилактике безнадзорности и правонарушений детей в законе названы:

— законность, демократизм, гуманное обращение с несовершен­
нолетними, поддержка семьи и взаимодействие с ней;

— индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних
с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

— государственная поддержка деятельности органов местного
самоуправления и общественных объединений по профилактике
детской безнадзорности и правонарушений;

— обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за
нарушение прав и законных интересов детей.

Закон существенно изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Дети, занимающиеся бродяжничеством, подлежат теперь помещению в специализированные учреждения социальной защиты, а не в центры временной изоляции для несо­вершенно летних правонарушителей.

С целью предупреждения «социального» сиротства, профилак­тики безнадзорности органами социальной защиты населения со­здаются в соответствии с вышеназванными Федеральными закона­ми социально-реабилитационные центры для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Обес­печено также правовое регулирование деятельности новых учре­ждений. Так, Постановлением №1092 от 13 сентября 1996 г. Пра-




иительство РФ утвердило Примерное положение «О специализи­рованном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», которым упорядочена деятельность со­циально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, со­циальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Предназначенные для профилактики безнадзорности специали­зированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, оказывают помощь в ликвидации труд­ной ситуации в семье, предоставлении временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наибо­лее приемлемой формы жизнеустройства ребенка.

Учреждения создаются решением органов местного самоуправ­ления на основе тщательного анализа подростковой дезадапта­ции, уровня «социального» сиротства, положения семей группы риска. Создание учреждений такого типа позволяет решать ряд проблем экстремальной социальной и юридической помощи детям и подросткам, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуа­ции. Проведение современной профилактической работы с семья­ми группы риска в рамках компетентности учреждения позволяет в ряде случаев сохранить для ребенка его родную семью.

Деятельность специализированных социально-реабилитацион­ных учреждений для несовершеннолетних направлена, прежде все­го, на реабилитацию биологической семьи ребенка, а в случае невоз­можности этого предпринимаются меры по организации передачи детей в семьи граждан на усыновление, под опеку (попечитель­ство), в семейные воспитательные группы, созданные на базе учре­ждения.

В 2000 г. разработана и утверждена Программа мер по пре­дупреждению «социального» сиротства и улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей, до 2005 г. Програм­мой предусмотрено решение таких вопросов, как совершенствова­ние нормативно-правовой базы, поддержка семей в воспитании и образовании детей, социальная защита детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, развитие системы учреждений для этих детей. Впервые предусмотрено введение социально-образова­тельного полиса для детей из социально незащищенных семей, де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что дает таким детям больше гарантий получения образования.

Министерством труда и социальной защиты РФ принято Поста­новление №9 от 6 февраля 1995 г. «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях


и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защи­те». Оно предусматривает первоочередное устройство Детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения.

В законодательной деятельности РФ значительное место от­водится решению проблем социально-правовой защиты детства в условиях социально-экономических первообразований в стране в период перехода к рыночной экономике.

В России уже есть Закон «О занятости населения в РФ», где предусматриваются квотирование рабочих мест для лиц, нужда­ющихся в социальной защите, налоговые льготы работодателям, создающим места для несовершеннолетних, которые должны уста­навливать органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Но прокурорские проверки свидетель­ствуют, что случаи предоставления таких льгот единичны и рабо­тодатели не заинтересованы в приеме подростков на работу.

Приоритетность интересов детей подтверждена в «Основных направлениях государственной семейной политики», утвержденной Указом Президента Российской Федерации №712 от 15 мая 1996 г.

Как указано в этом документе, основная цель государственной социальной политики в России — реализация прав детей на полно­ценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. В связи с этим в качестве приоритетных направлений государственной социальной политики выделены:

— укрепление правовой защиты детства;

— поддержка семьи как естественной сферы жизнеобеспечения

детей;

— обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья де­
тей;

— улучшение питания детей;

— обеспечение воспитания, образования и развития детей;

— поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятель­
ствах.

Основной правовой документ, защищающий ребенка от жесто­кого обращения, — Конвенция ООН о правах ребенка, которая уста­навливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение:, и определяет меры защиты (ст. 19). а также устанавливает:

— обеспечение в максимально возможной степени здорового раз­
вития ребенка (ст. 6);


— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в
личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию
(ст. 16);

— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необхо­
димый для физического, умственного, духовного, нравственного и
социального развития (ст. 27);

— зашиту ребенка т сексуального посягательства (ст. 34);

— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

— меры помощи ребенку, ставшему жертвой жестокого обраще­
ния (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

— за совершение физического и сексуального насилия, в том
числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

— за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-
1,57).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обуча­ющихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает администра­тивное наказание педагогических работников за допущенное физи­ческое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст, 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запре­щены» (ст. 14).

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс РФ. Принятие нового Семейного кодекса связано в первую очередь с по-ренньши изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные со­циальные институты общества, какими являются брак и семья. Ре­гулирование семейных отношений приведено в соответствие с Кон­ституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах Семейного кодек­са получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Фе­дерацией, а также положительный опыт реформирования семейно­го законодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдель­ных положений, предложения, высказанные в процессе его подго­товки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными.

Основные положения российского семейного законодатель-


ства — добровольность брака, единобрачие, равенство прав супру­гов в семье, приоритет семейного воспитания детей, обеспеченно приоритетной зашшы их прав и интересов, а также прав и интере­сов нетрудоспособных членов семьи- остаются незыблемыми. 0;ь нако формы и способы их обеспечении претерпели существенные изменения.

Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отноше­ния, отношения между разными членами семьи, отношения но по­воду детей, оставшихся без попечения родителей: отношения с уча­стием иностранцев.

Одна из важных тенденций нового кодекса — стремление рас­сматривать ребенка как самостоятельный субъект нрава, а не как зависимый объект ч родительской власти». Соответствующие нор­мы кодекса исходят из о с тто во полагающего принципа -- правовое i ю-ложение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ре­бенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:

— жить и воспитываться в семье;

— знать своих родителей (насколько это возможно):

— на заботу и на воспитание своими родителями (а при их от­
сутствии—другими ответственными за это липами):

— на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и ува­
жение его человеческого достоинства (ст. 54):

- на общение с обоими родителями и другими родственникам::

(ст. 55);

- па защиту своих прав и законных интересов (в том числе
право самостоятельно обращаться за их защитой к орган опеки и
попечительства, а по достижении 14 лет - в суд (ст. 56):

— выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его
жизни (ст. 57);

— на имя и фамилию (ст. 58);

— на получение содержания и право собственности па принад­
лежащее ему имущество (ст. 60).

Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы вос­питания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое. унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-721. Восстановление родительских прав допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего де­сяти лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебпо-


го ограничения родительских прав (cr.73-7lj). Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случа­ях непосредственной угрозы в семье его жизни и здоровью (ст. 77). Кодекс подробно регламентирует права п обязанности родителей по воспитанию и образованию дет. ей. зашнтс ттх прав и законных интересов (ст. 61-69).

Принятие Семенного колекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот п детей, остав­шихся без попечения ролителей. Среди них следует отметить Фе­деральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной за­щите детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей». Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового по­ложения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-сопиальной помощи» и ряд других документов. В этих документах правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устрой­ства осиротевшего ребенка.

Одной из крупных законодательных мер стало принятие Феде­рального закона 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, ме­дицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на иму­щество и жплоя помещение, а также права на трул.

Постановление Правительства РФ №919 «Об организации цен­трализованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» нацелено на создание условий для устройства детей па воспитанле в семье. Федеральный закон Х'44-ФЗ от 16 апреля 2001 г. «О госу­дарственном банке данных о детях, оставшихся без попечения ро­дителей» устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителем.

Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «приемная семья». Принято к исполнению Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ .\'829 от 17 июля 1996 г. В нем определены порядок организации приемной семьи, условия передачи детей в такую семью, права и обязанно­сти приемных родителей, гарантии прав ребенка, перелаваемого на воспитание, материальное обеспечение приемной семьи. Разрабо­тана и прилагается к Положению форма договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителя­ми, который служит правовой основой для образования приемной семьи,


В 2000 г. внесено изменение в Семейный кодекс РФ, которым в число возможных форм устройства детей-сирот включен детский дом семейного типа. Постановлением Правительства РФ №195 от 19 марта 20G1 г. «О детском доме семейного типа» утверждены Правила организации детского дома семейного тина.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не Солее десяти детей. Он создается по решению органа исполнитель­ной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Федеральным законом №12-ФС от 13 января 1996 г. внесены принцип и альные изменения и дополнения в Закон РФ 1992 г. «Об образовании», которые, в частности, касаются детей-сирот. Так. предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно сдавшие вступительные экзамены в государ­ственные и муниципальные учреждения среднего и высшего об­разования, принимаются в эти образовательные учреждения вне конкурса (ст, 16 п. 3).

Приняты различные нормативно-правовые документы, касаю­щиеся различных форм поддержки благосостояния детей и семей с несовершеннолетними детьми. Например, внесены изменения в фе­деральный закон «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». Увеличен размер ежемесячного пособия на детей одинокой матери (Федеральный закон №162-ФЗ от 30 декабря 1996 г.).

Законодательно закреплено усиление ответственности родите­лей за детей. Так, Гражданским кодексом РФ согласно ст. 1075 (ч. II с 1 марта 1996 г.) на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несо­вершеннолетним детям в течение трех лет после лишения родитель­ских прав, если поведение ребенка, повлекшее причины вреда, было следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанно­стей.

В субъектах Российской Федерации активно осуществляется за­конодательная деятельность по следующим направлениям:

— охрана семьи, материнства и детства;

— социальная поддержка детей с особыми проблемами;

— социальная защита прав детей;

— трудоустройство несовершеннолетних.

В Национальной доктрине образования РФ, принятой Всерос­сийским совещанием работников образования (14—15 января 2000 г.) и одобренной Правительством РФ, определяются цели воспитания и обучения, пути их достижения до 2025 г. Среди основных задач


государства в сфере образования одной из приоритетных ук*.
создание и реализация условий для получения общс^го и проф 'V
опального образования детьми-с и ротами, детьми, С^ставшихС)^
попечения родителей, разработка и реализация Программы pi* f
тия воспитания в системе образования России. \ "

Несмотря на довольно большое число нормативн;ых актов,
нятых за последние: годы, и их разносторонность, сохраняется f !|^
альность совершенствования правовых норм, обеспеЧщрающихЧ',,
ва семей и детей-сирот, правового закрепления механизмов их '||С
лизации. |v

Необходимы законодательные документы, определяющие п
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родцтелей, iia .Ц
дарственную социальную поддержку, усиление социальных ВЬ|'(
и льгот. '|^

Введение Семейного кодекса не решило полно^тью проб
устройства детей, лишенных родительского попечения, в се Ч^
Сохраняют актуальность обращения по поводу насцлия в ceMpL,'
стороны родителей или лиц, их заменяющих, воспитателей в hj \
натных учреждениях. (,

Необходимо законодательно закрепить новые принципы hi

\ низмы предоставления социальной помощи семьям с детьми, B,V,

чая пособия на детей. \

В законодательстве РФ сохраняются нормы, цеадеква' сложным социально-экономическим условиям в стр^пе и несп( 1|, ные предотвратить их негативное воздействие на се\1Ьк> и реб* ^ что ведет к увеличению размеров «социального» сикотства. 'k

(!) Законодательством не установлена в полной м^ре ответс'1 ность взрослых за нарушение прав ребенка на непр^КОСновен1| \, его личности, за посягательства на его честь и досто*^НСТВо. HaiJ4iw дается рост проявления жестокого обращения с детыми. Некорг.\ " ные приемы воспитания, психическое и физическое Насилие bi ^ь, чаются и в семьях, и в учебно-воспитательных учреждениях. ':к"

(!) Не установлена законодательно ответственность взросль, вовлечение детей в криминальную среду, преступную деятельн( %

(!) Должны быть приняты акты как полностью иосвяще/Ч детям и семье, так и содержащие отдельные нормы, регулирук '|. отношения, связанные с положением детей в семье Ц обществе V

Не приняты норматив но-право вые документы, Касающиеся'
просов: ,

а - ЧС-

— обеспечения правовых гарантии интересов несоверШеннС)
них, воспитывающихся в условиях замещающей, в частность\
тронатной, семьи; I,


— создания системы государственного социального обслужива­
ния семьи и детей;

— квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставления
налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, при­
нимающим на работу детей-сирот:

— создания системы ювенальной юстиции, специальных соста­
вов судов по делам семьи и несовершеннолетних;

— защиты прав при разводах, процедуры передачи детей, остав­
шихся без попечения родителей, на воспитание в семье и др.







Сейчас читают про: