Сложное предложение

Электронная рабочая тетрадь

Москва

Пояснительная записка

Сегодня уже ни для кого не секрет, что возможность самостоятельного обновления знаний, саморазвитие в значительной мере способствуют качественной подготовке студентов к профессиональной деятельности.

Внедрение электронных рабочих тетрадей в учебный процесс это, несомненно, условие повышения качества обучения, новая подача материала; это технология, позволяющая современному студенту соответствовать духу времени, его потребностям.

В контексте формирования требуемого уровня коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культурологической компетенций в рамках учебной дисциплины «Русский язык» необходимо развивать все виды учебной деятельности: самостоятельного извлечения необходимой информации, ее анализ, обобщение, совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Именно такие задачи можно решать с использованием электронных рабочих тетрадей. Они, на наш взгляд, не должны полностью заменить традиционные тетради, в которых студенты выполняют какие-либо задания, развивая моторику, работая над почерком. Их использование разнообразит учебную деятельность наряду с традиционными технологиями организации учебного процесса по дисциплине «Русский язык», с учебно-контрольными файлами, современными учебниками.

Важную роль электронной рабочей тетради мы видим и в том, что преподаватель, имея свой учебный сайт или блог, всегда может осуществить связь со студентами: обеспечить материалом из тетради тех, кто по какой-то причине отсутствовал на занятии, быстро проверить работу, которую студенты переслали по электронной почте. Информация из тетради быстро и в любой момент может быть выведена на большой экран в аудитории для объяснения и анализа.

В предлагаемой электронной тетради представлен теоретический материал, который даст возможность студентам сориентироваться в постановке знаков препинания в сложных предложениях. Ниже предлагаются различные задания для отработки постановки знаков препинания, и может быть предложен преподавателем в качестве домашнего задания. Для более глубокого постижения учебного материала студентам отдельно предлагаются задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Упражнения и задания подобраны с учетом самостоятельного обновления знаний, саморазвития и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Таким образом, имея такую тетрадь, студенты могут работать по данному разделу Русского языка самостоятельно, грамотно осознавая себя в деятельности, определяя свой уровень усвоения учебного материала, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. При этом имеют возможность эти пробелы ликвидировать.


Уважаемые студенты!

Перед вами не учебник, не справочник, а электронная рабочая тетрадь по русскому языку. В ней предлагается базовый теоретический материал, который поможет вам сориентироваться в постановке знаков препинания в сложных предложениях, и практические задания для закрепления пунктуационных навыков. Отдельно дается дополнительный материал, который выполняется самостоятельно и оценивается преподавателем. Упражнения и задания, которые вам предстоит выполнить, подобраны с учетом самостоятельного обновления знаний, саморазвития и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Мы надеемся, что работа с тетрадью поможет вам успешнее справляться с вопросами, связанными с изучением пунктуации сложных предложений, этого не простого, но такого увлекательного раздела «Русского языка», расширит кругозор, повысит вашу грамотность, поможет подготовиться к государственному экзамену по дисциплине «Русский язык».

Желаем Вам успеха!

Сложное предложение

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более частей, каждая из которых содержит грамматическую основу. Часть сложного предложения и простое предложение – это не одно и то же.

Грамматическая часть сложного предложения – это конструкция, которая содержит одну грамматическую основу с зависящими от нее членами предложения. Сложное отличается от простого и по значению, и по структуре, и по интонации.

Сложные предложения, в которых части соединены союзами или союзными словами и интонацией, называются союзными: отгремел грозами июль, и лето вдруг сразу перемахнуло на осень. Сквозь листву деревьев видно было, как за рекой садилось солнце.

Сложные предложения, в которых части соединены интонацией, без помощи союзов и союзных слов, называются бессоюзными: На другой день погода была пасмурной; по небу медленно ползли дождливые тучи; воздух казался потемневшим. Осины были совсем голые, березы еще сохранили немного убора, лесная поросль сквозила во все концы.

Среди союзных сложных предложений выделяются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Синтаксическим средством, различающим сочинительную и подчинительную связь в сложном предложении, являются сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные союзы: 1) соединительные: и, да (в зн. и),ни..ни, не только, но и, тоже, также;

2) противительные: а, но, да (в зн. но), зато, однако;

3) разделительные: или, либо, или..или, то..то, не то.. не то.

Подчинительные союзы: когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому, оттого что, чтобы, если, как будто, как, словно, так что и др.

Союзные слова:(могут являться членами предложения) кто, что, какой, чей, как, который, сколько, когда, где, куда, откуда, зачем.

Упражнение 1. Обозначьте границы между грамматическими частями сложного предложения. Найдите в частях подлежащие и сказуемые, выделив их курсивом. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.

1. Со..нце согревало меня, и я закрывал глаза, чувствуя себя бе..конечно счас..ливым. 2. То со..нце тусклое бл..стит, то туча черная висит. 3. По далеким и мерным ударам я узнал, что подходит пр..лив. 4. Мне верить хочется, что сер..це не игрушка. 5. Вот вас бы с тетушкой свесть, чтобы всех зн..комых перечесть. 6. А сейчас, как глаза закрою, вижу только р..дительский дом.7. Над Невою резво в..ются флаги пестрые судов; звучно с лодок раздаются песни дружных гр..бцов.

Упражнение 2. Выделите курсивом в тексте предложения с сочинительными союзами.

Между Большими Балканами с севера и Малыми с юга,

защищенная от ветров, на десятки километров вдоль и километров на семь в поперечнике тянется знаменитая болгарская Долина роз, сплошь покрытая розовыми полями. В них вкраплены фруктовые сады, и весной эта единственная в мире долина удивляет глаз непрерывной розовой пеленой под самым горным хребтом Больших Балкан.

Холодным ветрам доступа нет. Теплый, нежный сквознячок вдоль долины, напоенный ароматом роз, обвевает небольшой городок Кандалык, весь пропитанный розовым маслом. Главный промысел жителей – добывание розового масла, а богатство города – торговля им.

Упражнение 3. Найдите в тексте и подчеркните предложения с подчинительными союзами и союзными словами – показателями зависимости одной части от другой.

Была Казанская, разгар жатвы. По причине обеденного времени или по случаю праздника на полях не попалось ни души. Солнце палило недожатые полосы, как полуобритые арестантские затылки. Над полями кружились птицы. Склонив колосья, пшеница тянулась в струнку среди совершенного безветрия или высилась в крестцах далеко от дороги, где при долгом вглядывании принимала вид движущихся фигур, словно это ходили по краю горизонта землемеры и что-то записывали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: