Предложениях

1.Придаточное предложение отделяется от главного запятой.

Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

2.Иногда при интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире.

Кто весел – тот смеется. Лес ли начнется – сосна да осина.

3. В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие. Это имеет место тогда, когда в предыдущей части содержится особое предупреждение о последующем разъяснении.

Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности.

4. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи сложного подчинительного союза (ввиду того что, с тех пор как, несмотря на то что, вместо того чтобы, так что и др), запятая ставится один раз: в зависимости от смысла высказывания запятая ставится или до всего сочетания, или перед союзом что, как и др.

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

Мы сидели на углу бастиона так, что в обе стороны могли видеть все.

5. Если сложноподчиненное предложение имеет в своем составе несколько придаточных, то:

А) каждое придаточное предложение отделяется запятыми:

Когда я прохожу мимо лесов, которые я спас от вырубки, или когда я слышу, как шумит молодой лес, я сознаю, что климат немного и в моей власти;

Б) однородные придаточные предложения, соединенные одиночным союзом И, запятой не разделяются:

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты и совесть чиста;

В) при повторяющихся соединительных и разделительных союзах запятая ставится и перед первым из них, если перед ним имеется однородная придаточная часть:

Я рассматривал эти картинки в течении восьми лет, когда болел свинкой, скарлатиной, корью, и когда был здоров и мне надо было учить уроки, и когда я почему-то плакал и меня хотели утешить.

Упражнение 1. Прочтите текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, определите, где главная и придаточные части и запишите курсивом после предложения. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Мне попала соринка в глаз. Пока я ее вын..мал, в другой глаз еще попала соринка.

Тогда я замет..л, что ветер несет на меня опилки и она тут(же) ложат..ся дорожкой в направлении ветра. Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто(то) поработал над сухим деревом.

Я пош..л на ветер по этой белой дорожк.. опилок и скоро увид..л, что эти две самые маленькие синиц.., гаечки, работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в сухой древесине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах все глубже и глубже уходили в дерево. Я терпеливо смотрел на них в б..нокль, пока наконец от одной гаечки (на) виду остался один лиш.. хвостик. Тогда я тихонечко зашел с другой стороны, подкрался в то место, где торчит хвостик, покрыл ладонью. Птичка в дупле н.. сделала н.. одного движения и как буд(то) умерла.

Упражнение 2. Прочитайте предложения. К чему относится придаточная часть: ко всей главной части или только к слову либо к словосочетанию в ней?Ответ напишите курсивом после предложения. Вставьте буквы и расставьте знаки препинания.

1.Отец ударил кулаком по столу так что свеча выск..чив из подсвечника погасла. 2. Никита об..яснил ей, что у господ своих он обязан был каждое утро пр..носить цветы княгин... 3.В маленькой (не) глубокой заводе плавала стайка плотвы точно стальные иглы прошивали воду. 4. Палатка и кухня отправлены были (в)перед на место где Кирила Петрович должен был обедать. 5. Перед домом расст..лался густо-зеленый луг на коем паслись швейцарские коровы звеня своими колокольчиками. 6. Ветер пр..носил из города ворчливый шумок точно там кипел огромный самовар наполненный целым озером воды.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

ПЕРИФРАЗА средство выразительности языка. Это оборот речи который сост..ит в замене слова описательным соч..танием содержащим элемент характеристики подч..ркивания какой(либо) стороны качество признака описываемого предмета, явления или лица и являясь синонимическим средством языка помогает изб..жать (не)оправда..ых повторов в тексте. Одни перифразы отражают общепринятую общеизвестную характеристику объекта и благодаря этому они понятны и (не)завис..т от контекста («сатиры смелый властелин» - Фонвизин; «создатель жанра высокой комедии» - Мольер; «туманный Альбион» - Англия; «страна восходящего солнца» - Япония; и другие).

Упражнение 4. К каждому предложению добавьте из скобок а)слово; б) словосочетание; в) предложение. Объясните постановку знаков препинания.

1.Чацкий молод, остроумен и… (горяч; любит Софью; Софья должна бы была предпочесть его Молчалину).

2. Молчалин упал с лошади и… (всех встревожил этим; Лиза побежала смотреть на него; ушибся).

3.Скалозуб радуется тому, что его товарищи попадают на войну и… (освобождают место для его карьеры; их там убивают; гибнут).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: