Выработка диагноза текущего состояния ППС, локализованной в пространственно-временном континууме. Определение применяемых критериев оценки

В данном разделе прогностического исследованием ППС «расширение Москвы» стоит задача оценить в краткосрочной перспективе новую городскую политику в сфере городского и транспортного планирования. Для этого необходимо отталкиваться от конкретных критериев для оценивания позитивных и негативных воздействий данного решения. Оценочные критерии мы формулируем, исходя из целей и задач прикладного исследования и интересов и ценностей нашего заказчика с учетом перспективного состояния политико-управленческой системы в 2014г. Нужно учитывать специфику нашего клиента — администрации мэра Москвы: необходимо учесть уровень затрат и результативности этого направления городской политики, эффективность принятых политико-управленческих решений и возможная степень их реализации, а также влияние на имиджевую составляющую мэрии. Критерии должны отвечать потребностям и ценностям актора (needs assessment), а также имеющимся ресурсам — необходим диагноз средств и результатов. Естественно, для данного раздела ключевое значение имеет вопрос, сможет ли данное политическое решение в соответсвии с поставленной перед Московским правительством краткосрочной задачей решить проблемы городского транспорта и улучшить состояние городской среды. Для нашего клиента такой результат крайне желателен с учетом общей нестабильности рейтинга руководящей партии, социальной напряженности, критическим уровнем состояния дел с транспортной системой города.

Для оценки текущего состояния ППС на данном этапе были выбраны следующие критерии: уровень адекватности, степень обоснованности и уровень маневренности.

Общие критерии Частные критерии
Уровень адекватности Удастся ли коренным образом решить проблему пробок и загруженности центра
Степень обоснованности Насколько обоснованным выглядит проект расширения Москвы в рамках решения поставленных задач
Уровень маневренности Насколько Москва распологает ресурсами и может их эффективно мобилизовать для осуществления проекта расширения в ближайшие годы

Анализ текущего положения дел с ППС оставляет много поводов для беспокойства.

С точки зрения заданных критериев, решение было плохо обосновано и не продумано. Оно было принято в рекордно короткие сроки и без должной проработки. Темпы разработки политики в градостроительной и трансопртной сферах и ее постепенной оптимальной реализации вряд ли теперь смогут сравняться. Это создало огромный риск того, что под давлением федеральных властей и общественного мнения Мэрия будет продолжать действовать «несистемно». План С.Собянина по преодолению проблемы пробок внешне включает широкий спектр контрмер: выделение специальных полос общественного трансопрта, ограничение на въезд грузового автотранспорта, ужесточение борьбы с неправильной парковкой, ликвидация движения троллейбусов, метростроительство, создание платных дорог, перехватывающих паркингов, многоярусных и внеулочных стоянок и регулирование режима работы светофоров.

Так, на разработку Генплана Москвы до 2025 следовало бы потратить не менее 2,5 лет, чтобы внести поправки в связи с расширением границ города, однако уже в марте 2012 года будет представлен его новый вариант. Судя по заявлениям многих сторон о нарушениях в ходе общественных слушаний, скорее всего этот Генплан придется дорабатывать со временем. Вследствие неясности, собственники земли и девелоперы, которые уже вышли на стройплощадки или собирались сделать это в ближайшее время, остаются в "подвешенном" состоянии - с одной стороны, очевидно, что стоимость сотки или 1 кв. м на «новомосковских» землях вырастет. С другой стороны - непонятно, останется ли земля в их собственности и смогут ли они реализовать в нынешних условиях свои старые планы. Сроки переноса парламентского, финансового, экономического и научного центров за пределы МКАД также еще не обозначены, но в перспективе речь идет о 3-5 годах как минимум. Обеспокоенность вызывает то, что ожидается вторая волна кризиса, затем Олимпиада в Сочи в 2014 и далее ЧМ по футболу. Все эти проблемы отвлекут бюджетные средства и инвестиции от проекта расширения Москвы, а на фоне роста внешнего долга, Москва может столкнуться с незапланированным ростом дефицита городского бюджета. К тому же, сложно привлечь инвесторов к дорогим и долго окупающимся проектам при отсутствии нормально разработанной правовой базы их осуществления.

По мнению экспертов, отсутствие концепции, разработанной специалистами по градостроению и урбанистике, может привести к перекосам в развитии областных территорий, которые грозят еще большим транспортным коллапсом и ростом социальной напряженности. Если чиновники и правда хотят создать современный конкурентоспособный мегаполис мирового уровня, то им стоит приглядеться к мировому опыту. Например, президент Франции Никола Саркози в 2008 году заказал десяти известным архитектурным бюро разработать план развития Большого Парижа и получил эффективный комплексный проект создания огромной агломерации, включающей столицу и пригороды, направленный на решение проблем транспорта, экологии, социальной напряженности. План столичного федерального округа готовят правительства Москвы и Московской области совместно с федеральными органами госвласти. Именно они решили перевести систему транспортных связей центрального региона от радиально-кольцевой к ортогональной структуре. Но пока оценивать готовность инфраструктуры не имеет смысла, так как все предстоит разрабатывать и строить с нуля.



Итак, мы считаем, что ни по одному из перечисленных выше трех критериев проект расширения Москвы не повлияет в ближайшее время в положительную сторону на транспортную и городскую ситуацию. Наоборот, можно говорить о том, что в планируемом периоде до 2014 года этот проект спровоцирует множество новых проблем. Создалось впечатление, что московские власти вынуждены были подойти к решению наболевших проблем «с конца». Действительно, территориальные ресурсы Москвы к настоящему времени во многом исчерпаны и не позволяют в полной мере решить проблемы социально-экономического развития города, тогда как в Московской области имеются значительные резервы территории. В связи с этим, полноценное решение комплексных задач социально-экономического развития, развития территорий и инфраструктуры, в том числе успешное решение транспортных проблем города, возможно лишь в рамках Московского региона. Но вместе с тем, на уровне управления двумя субъектами РФ еще не выстроены механизмы взаимодействия, обеспечивающие эффективное совместное решение комплексных социально-экономических и градостроительных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: