Актуальность оценки качества пищевой продукции в современных условиях производства

Новые подходы к проблеме качества требуют все более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно- экономическим мерам управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей производителям оперативное реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.

Проблема повышения качества ― одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции. Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: «включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции» [10, с. 47]. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

Развитие производительных сил нашего общества проявляется не только в количественном расширении масштабов производства, но и в непрерывном улучшении качества производимой продукции. Качество выпускаемой продукции отражает уровень научно-технических исследований, новизну технологических процессов и оборудования, опыт и квалификацию инженерных кадров и рабочих. Качество продукции характеризует промышленный потенциал страны и состояние национальной экономики. Поэтому необходимо планомерное обеспечение всестороннего использования всенаучно-технических и социально-экономических возможностей для достижения высоких темпов эффективного улучшения качества всех видов продукции.

Единая система государственного управления качеством продукции создается и развивается как органическая составная часть управления народным хозяйством и представляет совокупность мер, методов и средств, обеспечивающих скоординированные действия органов управления на всех уровнях (народное хозяйство РФ, отрасли, объединения, предприятия). Организационно-технической основой этой системы служат система народнохозяйственного планирования и государственная система стандартизации. К управлению качеством подключены все подразделения, участвующие в планировании, разработке, изготовлении, хранении, транспортировании и потреблении продукции.

На отраслевом уровне осуществляется «система мер, направленная на проведение единой технической политики по созданию и изготовлению продукции высокого технического уровня и качества, на изучение характера потребностей, технических и экономических возможностей их удовлетворения, на отраслевое планирование улучшения качества, в том числе на разработку программ комплексной стандартизации» [6, с. 38].

На уровне предприятий и объединений управление качеством продукции осуществляется через разработку и внедрение определенных систем управления качеством продукции. На международном рынке спросом пользуется продукция высокого качества. Фактор спроса оказывает определяющее влияние на улучшение качества продукции.

Известно, что показатель качества продукции ― это количественная характеристика одного или нескольких свойств (показателей) качества продукции, составляющих ее качество. Номинальное значение показателя качества продукции ― это регламентированное значение показателя качества, от которого отсчитывается допустимое отклонение. Это значение показателей качества и параметров пищевой продукции приводятся в соответствующей нормативно ― технической документации и справочной литературе (сертификатах, регламентах, ГОСТах).

Контроль и оценка качества продукции является одним из важнейших этапов системы управления качеством на предприятиях любой формы собственности. Контроль продукции осуществляется как в процессе производства, так и хранении на складе готовой продукции. Оценка качества продукции осуществляется при приеме продукции на склад готовой продукции и, в некоторых случаях, при отправке продукции конечному потребителю.

Конечный потребитель заинтересован в том, чтобы «предприятие-производитель товара проводило полноценный контроль и оценку качества готовой продукции и гарантировало соблюдение производственных стандартов на всех этапах технологического цикла» [6, с. 43]. Информирование покупателей осуществляется посредством публикации политики в области качества на официальном сайте предприятия, размещением публикаций и документов системы качества на информационных досках в местах доступных покупателям.

Решить задачу достижения и поддержания качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно. Кроме того, большинство промышленных предприятий России на сегодняшний момент не могут обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: