Краткая характеристика мировых премий качества

Премии в области качества

Несмотря на то, что большинство национальных премий в области качества присваивается на конкурсной основе, в настоящее время вышли за рамки обычного конкурса и рассматриваются как инструмент управления и совершенствования бизнеса. Критерии и модели премий находятся в авангарде современных методов управления. Принципы, декларируемые организаторами конкурсов на соискание премий в области качества, становятся принципами ведения бизнеса и концептуальной основой для национальной политики в области качества.

Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности, как на микро, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

Во-первых, это признание лучших продуктов и услуг. Победители таких премий, как "Сто лучших товаров России", "Народная марка", "Товар года" производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга.

В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии:

1. Премия Деминга. В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers – JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитию идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени – Премию Деминга (Deming Prize).

Рисунок 3. Медаль Деминга, присуждаемая по результатам конкурса

Премия Деминга является первой и по сегодняшний день одной из самых престижных и уважаемых наград в области качества. Премия Деминга призвана распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии TQM.

Эксперты Премии Деминга ежегодно определяют, насколько успешно компании применяют принципы и методы TQM.

Основные категории премии Деминга базовые категории:

  • политика в области управления и ее реализация,
  • разработка новой продукции и инновация процессов,
  • поддержание и улучшение качества,
  • система менеджмента,
  • анализ информации и применение новых технологий,
  • развитие человеческих ресурсов.

2. Национальная Премия Качества Малколма Болдриджа. 20 августа 1987 года президент Рональд Рейган подписал Закон 100-107, учреждающий Премию Качества Малколма Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award), названную в честь министра торговли США, трагически погибшего на родео в том году.

Ежегодно с 1988 года премия Болдриджа вручается по трем основным категориям: промышленное производство, сфера услуг, малый бизнес.

Модель премии Болдриджа объединяет семь критериев:

  • лидерство,
  • стратегическое планирование,
  • ориентация на потребителя и рынок,
  • измерение, анализ и управление на основе знаний,
  • важность человеческих ресурсов,
  • оперативное управление,
  • бизнес результаты.

3. Европейская Премия Качества Европейская Премия Качества (European Quality Award) – самая престижная европейская награда за достижение превосходства в бизнесе и находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий Европейских стран в области качества. Организатором и учредителем Европейской премии качества является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management – EFQM).

Существует специальная система критериев, где каждый показатель EFQM выражен в процентном весе от всех критериев. Эти процентные веса используются при проведении конкурса на присуждение Европейской Премии Качества, веса критериев ежегодно пересматриваются ЕFQМ, одновременно с совершенствованием всей модели в целом.

Рисунок 4. Критерии EFQM

Модель совершенствования EFQM делит критерии Европейской премии качества на две группы "Возможности" и "Результаты".

Критерии из группы «Предпринимаемые усилия» позволяют оценить, как компания решает те или иные проблемы. Критерии из группы «Результаты» позволяют оценить, чего достигла или собирается достичь компания.

Сегодня национальные премии качества существуют в десятках стран, в том числе и в России. Российская премия качества (премия Правительства РФ в области качества) была учреждена в апреле 1996 г

4. Японская премия качества. Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента.

Модель Японской премии качества построена на взаимосвязи восьми основных категорий:

  • лидерство и принятие решений,
  • социальная ответственность в управлении,
  • понимание клиентов и рынка и работа с ними,
  • разработка и реализация стратегии,
  • обучение и развитие персонала,
  • процесс создания ценностей,
  • информационный менеджмент,
  • результаты работы.

5. Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества)

Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества. Организаторы, Госстандарт России и ВНИИС, считают основной задачей конкурса – вывести качество менеджмента на принципиально новый более высокий и современный уровень, что позволило бы российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.

Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:

  • не более 250 человек;
  • свыше 250 человек.

По принципу Российской премии качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые являются, не только являются плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работ по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.

При разработке критериев Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:

  • Обеспечение совместимости с зарубежными премиями.
  • Максимально возможный учет российской специфики.

В качестве примера учета российской специфики можно привести замену критерия «воздействие на общество» EFQM на актуальные для россиян критерии «Безопасность продукции (услуг)» и «Экологичность продукции (услуг)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: