Уровень качества продукции ― это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка уровня качества продукции представляет собой «совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей» [7, с. 21].
Под уровнем качества изделия понимаются относительные характеристики качества (или его обобщенная характеристика) по сравнению с совокупностью базовых показателей, в качестве которых используются показатели перспективных образцов, аналогов и стандартов. Под аналогом подразумевается образец серийного производства устройства, принцип действия, функциональное назначение, масштабы производства и условия применения которого те же, что и у проектируемого изделия.
Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:
|
|
1) прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
2) планирование повышения качества и объемов производства;
3) обоснование освоения новых видов продукции;
4) выбор наилучших образцов;
5) обоснование целесообразности снятия продукции с производства;
6) аттестация (сертификация);
7) обоснование возможности реализации продукции за рубежом;
8) оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
9) контроль качества;
10) стимулирование повышения качества;
11) анализ динамики уровня качества;
12) анализ информации о качестве [7, с. 26].
Улучшение качества ― постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
Этапы оценки уровня качества продукции представлены на рисунке 1:
Рисунок 1 ― Этапы оценки уровня качества продукции
Таким образом, обеспечение качества продукции ― это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.