Внешнеэкономическая политика России на современном этапе: цели, задачи, принципы

В соответствии с Федеральным законом основными прин­ципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов уча­стников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и по­требителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнетор­говой деятельности, если иное не предусмотрено феде­ральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федера­ции;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Фе­дерации по международным договорам Российской Фе­дерации и осуществление возникающих из этих догово­ров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешне­торговой деятельности, являющихся не более обреме­нительными для участников внешнеторговой деятель­ности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предпо­лагается применить меры государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности;

8) обоснованность и объективность применения мер госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятель­ности; исключение неоправданного вмешательства государ­ства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой дея­тельности и экономике Российской Федерации;

9) обеспечение обороны страны и безопасности государ­ства;

10) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должно­стных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осу­ществление внешнеторговой деятельности;

11) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

12) единство применения методов государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности на всей тер­ритории Российской Федерации.

Торговая политика Российской Федерации является со­ставной частью экономической политики Российской Феде­рации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Торговая политика Российской Федерации строится на ос­нове соблюдения общепризнанных принципов и норм между­народного права, а также обязательств, вытекающих из меж­дународных договоров Российской Федерации.

Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности, преду­смотренных в ст. 12 настоящего Федерального закона.

— Становление в России экономики открытого типа создает благоприятные возможности для ее интеграции в мировую и превращение внешнеэкономических связей в важный самостоятельный фактор роста и упрочнения международных позиций страны.

— При благоприятной конъюнктуре последних лет Россия получила чистый выигрыш от внешней торговли в размере более 120 млрд долл., что равно 3.5% суммарного ВВП за 2001-2006 гг., и накопила существенные валютные резервы, создала Стабилизационный фонд.

— Однако эти успехи требуют своего закрепления на более прочной структурной и торгово-политической базе на современном этапе серьезных изменений на мировом рынке.

— Отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой несырьевой торговле. Самое главное, что он не имеет государственной поддержке на внешних рынках, как например конкуренты.

— Это происходит на фоне отсутствия убедительной структурной, промышленной и валютной политике во внешнеэкономических связях, прежде всего в интересах государственной казны, а не экономического роста. Во многих случаях экспортные доходы страны размещаются за рубежом, хотя в стране острый дефицит "длинных денег" (долгосрочные инвестиции и кредиты, характерные для стабильной экономики, находящейся на подъеме) и опасный рост внешнего долга.

— Необходимо более рационально использовать отечественные энергоресурсы. Физические объемы нефти и газа не бесконечны. Стоит вести продажу не только сырья, но и нефтепереработки, нефтехимии, металлургии, электроэнергии и других энергоемких товаров.

— При индустриализации экспорта нельзя забывать и о будущем мирового рынка услуг, который на сегодняшний день развивается быстрее рынка товаров. Перспективными представляются услуги транспорта, связи, освоение космосу, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий.

— Необходимо переориентировать импорт на инвестиционные цели. Здесь могло бы сыграть изменение государственного регулирования импорта. Для этого в Таможенном тарифе России нужно четко разграничить уровни обложения импортной продукции, конкурирующей и не конкурирующей с российской, выстроить иерархию ставок, пошлин в зависимости от степени обработки ввозимых товаров.

— В защите отечественного производителя от внешней конкуренции нужно переходить к применению оперативных административных защитных мер признаваемых международным торговым правом (это тарифные квоты, антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.). На данный момент Россия пока пользуется ими в разы реже остальных стран мира.

— Также необходимо развивать внешнеэкономические связи страны по всем направлениям, а не отдавать преимущество в основном Европе. Это обусловлено тем, что другие направления могут быть тоже полезны для России. Например, Азиатское направление. Именно Азиатско-Тихоокеанский регион имеет новые технологии, велик спрос на услуги строительства, энерготовары, среднетехнологичную технику российских предприятий и российскую спецтехнику. Регион обладает немалыми инвестиционными ресурсами, имеет отсутствующие в России сырье (каучук, тропическое продовольствие и волокна, редкие металлы), может поставлять качественную и недорогую техническую комплектацию. Наконец, усиленная торговля на этом направлении способно существенно ускорить развитие Сибири и Дальнего Востока, при условии, что они будут специализироваться на экспорте не только сырья, но и промышленной продукции.

— Что касается сотрудничества со странами СНГ, то эти рынки богаты сырьем, продовольствием и дешевой рабочей силой. Они привыкли к российской технике и менеджменту организации, их нельзя "отдавать" конкурентам.

— Североамериканское направление является на сегодняшний день местом самых передовых технологий, однако Россия использует это направление в основном для импорта продовольствия. Можно было бы вывести на американский ранок российский сжиженный газ. Перспективны объединения между Дальним Востоком и тихоокеанским побережьем США и Канады в авиакосмической, автомобильной, атомной промышленности, сельхозмашиностроение, а также научно-техническое сотрудничество.

— Рынки развивающихся стран могут быть полезными для российского бизнеса наличием дефицитного сырья, дешевой рабочей силы, сохранившимся спросом на товары средней технологичности, востребованностью услуг капитального строительства и геологоразведки. Чтобы изменить сложившееся положение, необходимо вернуть Россию на рынки капитального строительства этих стран, поощрять российские компании.

— Для осуществления всего выше сказанного, на наш взгляд, России потребуется:

— 1) восстановить систему государственного поощрения и обеспечение участия российских компаний в капитальном строительстве и инвестициях за рубежом, на данный момент это происходит на их собственный риск и страх или за счет займов на западных рынках;

— 2) необходимо восстановит собственный торговый флот;

— 3) нужно усилить экономическую работу в российском дипломатическом аппарате, в частность помочь отечественному бизнесу в преодолении барьеров против его товаров, услуг, капиталовложений;

— Из других соображений, связанных с перспективами дальнейшего развития внешнеэкономических связей страны, можно сказать следующее.

— В Россию привлекаются иностранные инвестиции любой ценой, игнорирую при этом интересы отечественных инвесторов. На мой взгляд, целесообразно привлекать инвестиции лишь в форме прямых, а не портфельных и только в те сферы, где национальные инвесторы не способны справиться с имеющимся объемом задач, предусматривать ограничения в стратегических отраслях и в сфере приватизации. Необходимо создать внутри страны благоприятный климат для отечественных инвесторов, что к тому же устранит причины оттока капитала за границу.

— Для повышения внешнеэкономических связей страны многое может дать и правильная применяемая политика конкуренции. Она не может быть одинаковой для внутрихозяйственных операций и при экспорте и должна поощрять объединения усилий российских экспортеров для борьбы на внешних рынках, где они сталкиваются пока с более мощными соперниками.

— В ходе реформ была разрушена государственная система внешнеэкономической информации, в результате чего молодой российский бизнес вынужден выходить на внешние рынка путем проб и ошибок. В частности, это касается информации по ценам, отсутствие которой является основной причиной антидемпинговых преследований российских экспортеров.

— Быстрый рост спроса на ресурсы со стороны внутреннего рынка созданные пределы дальнейшего наращивания энергоэкспорта и отрицательное его влияние на региональное развитие страны вполне оправдывают возможное сокращение завышенной экспортной квоты в российском ВВП до 18-20% против нынешней 1/3-1/5.

— Очевидно, что для дальнейшего развития российского экспорта нужно уже не просто увеличивать его физические объемы, а повышать стоимость единицы экспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: