Экономисты дают двойственную оценку понятию «денежно-кредитная политика». С одной стороны, она рассматривается и как некая совокупность теоретических методов воздействия государства на конъюнктуру экономики в целом, с другой стороны, - это определение действия и мер, предпринимаемых соответствующими государственными и негосударственными институтами для достижения конкретных результатов. Выбор тех или иных мероприятий определяется конечной целью, которой хочет достичь государство, будь то снижение инфляционных процессов в экономике либо достижение роста общественного производства или нескольких целей одновременно. Исходя из целей и задач кредитно-денежного регулирования существует множество определений кредитно-денежной политики.
Некоторые ученые считают денежно-кредитную политику государственной политикой, воздействующей на количество денег, находящихся в обращении, с целью влияния на экономическую конъюнктуру. Денежно-кредитная политика представляет собой действия, с помощью которых правительства тех или иных стран оказывают влияние на макроэкономические условия, либо увеличивая, либо уменьшая денежную массу.
Такое определение денежно-кредитной политики ставит в основу деятельности государства регулирование величины денежной массы с целью достижения определенного экономического эффекта.
Другие специалисты считают денежно-кредитную политику совокупностью мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Здесь денежно-кредитная политика рассматривается как совокупность вполне конкретных мероприятий, направленных на достижение заранее определенных промежуточных и конечных целей. Таким образом, денежно-кредитная политика - комплекс мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной системе с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим ростом.
Проведение эффективной кредитно-денежной политики предполагает изменение денежного предложения с целью комплексной стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Зачастую же происходят метания из одной стороны в другую: то основной задачей объявляется приостановление спада производства, то — «сокрушение» инфляции.
Денежно-кредитная политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
Кредитно-денежное регулирование экономики со стороны государства преследует шесть основных целей:
высокий уровень занятости;
экономический рост;
стабильность цен;
стабильность ставки процента;
стабильность на финансовых рынках;
стабильность валютного рынка.
Необходимо отметить, что указанные выше цели монетарной политики государства являются в большей части теоретическими. На практике же государству приходится в зависимости от экономической ситуации и конъюнктуры выбирать приоритетные цели, поскольку мероприятия, направленные на достижение указанных целей, могут оказывать двойственное влияние. Так, на практике излишне быстрые темпы роста общественного производства, обусловливающие высокий уровень занятости и экономический рост, сопровождаются инфляционными процессами в экономике, что ставит под сомнение стабильность цен. В конечном итоге результаты денежно-кредитного регулирования могут одновременно достигать каких-то определенных целей и в то же время приводить к большему отставанию в других направлениях. Отсюда основной показатель эффективности монетарной политики государства - это способность правильно и своевременно выбирать цели и грамотно проводить монетарную политику для достижения максимального положительного эффекта от такой политики. В таких условиях государству нередко приходится определять «комбинированные» цели и мероприятия по их достижению, направленные одновременно на решение нескольких проблем, тем самым как бы балансируя между ними (табл. 4.1).
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например, Федеральная резервная система). Влияя на основной объект монетарной политики — денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Для достижения поставленных целей кредитно-денежной политики проводнику такой политики необходимы определенные средства, с помощью которых осуществляется кредитно-денежное регулирование. Такими средствами являются инструменты денежно-кредитного регулирования. Экономические инструменты кредитно-денежного регулирования используются тем или иным органом, наделенным властными полномочиями (например, ФРС - в США, ЦБ РФ - в России и т.д.).
Таблица 4.1
Эволюция целей денежно-кредитной политики России
в 1992-2005 гг.
Год | Цели денежно-кредитной политики |
Сохранение управляемости в народном хозяйстве, поддержание ликвидности предприятий и противодействие инфляционному давлению | |
Сокращение инфляции и ограничение темпов спада в экономике | |
Снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных и структурных изменений | |
Снижение инфляции в среднем на 4% в месяц в течение года, соответствие динамики предложения денег (увеличение агрегата М2) задаче проведения антиинфляционного экономического курса | |
Снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП | |
Удержание внутренней и внешней стабильности национальной валюты как необходимого условия для восстановления неинфляционного экономического роста | |
Снижение инфляции до 5—8 % в целом за год, поддержание стабильной национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% в год от предыдущего | |
Снижение инфляции (в пределах до 30 %) при ограничении спада в экономике (сокращение объема ВВП на 3%) | |
Снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения | |
Закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики | |
Снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания долговременного экономического роста (14,3—15,5%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики | |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 10-12% | |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10% | |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5—8,5 % | |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-9 % | |
Ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5—8 % |
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются: официальная учетная ставка; обязательные резервы; операции на открытом рынке; надзор; контроль за рынком капиталов; количественные ограничения; валютные интервенции; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (тарифицирование); нормы инвестирования в государственные ценные бумаги. Инструменты кредитно-денежного регулирования разделяют на два вида: рыночные и нерыночные (административные) инструменты.
Рыночным инструмент является тогда, когда и сторона, их использующая, и сторона, по отношению к которой данный инструмент применяется, участвуют в возникающих экономических взаимоотношениях добровольно, реагируя на те или иные тенденции, складывающиеся на рынке (например, покупка или продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке).
Нерыночным (административным) инструмент является в том случае, когда использующий его орган, наделенный властными полномочиями, диктует свои условия в целях реализации кредитно-денежной политики. Учреждения же, на которые направлено воздействие данного инструмента, вынуждены выполнять установленные требования независимо от того, положительно либо отрицательно они воздействуют на их экономическое положение (например, обязательные резервные требования, учетная ставка).
Регулирующая деятельность Центрального банка РФ основана на анализе динамики основных макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, уровня, дефицита государственного бюджета. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком РФ, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются эмиссионные банки.
Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитарной деятельности банков), регулирование структуры и объема денежного оборота Центральный банк РФ осуществляет посредством управления банковскими учреждениями второго уровня, определения условий депозитной эмиссии с помощью соответствующих инструментов и методов.
Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения.
Формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики является основой развития и устойчивого функционирования банковской системы. Денежно-кредитная политика позволяет центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, т.е. денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов.
Наделенный государством эмиссионным правом центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Одной из задач центрального банка являются организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и прочих кредитно-финансовых институтов в масштабах экономики страны, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы страны.
Центральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, которые конкретизируются в выборе определенных методов и инструментов.
Принципы построения взаимоотношений между банками определяются в банковском законодательстве, а конкретные формы, их набор и соподчиненность на каждом определенном этапе могут изменяться и уточняться. Центральный банк издает соответствующие официальные материалы, имеющие обязательный или рекомендательный характер, на основе которых коммерческие банки ставятся в известность об изменениях при выборе центральным банком методов денежно-кредитного регулирования, модификации значимости отдельных инструментов воздействия.
Регулирующая деятельность центрального банка основана на анализе динамики основных макроэкономических показателей, направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом путем установления границ прироста денежной массы.
Совокупность мероприятий денежно-кредитной политики центрального банка включает определение границ как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных и других операций банковских учреждений второго уровня.
В современном финансово-кредитном словаре денежно-кредитная политика определена как «осуществляемые государством в лице центрального банка меры по управлению денежным обращением и кредитными отношениями, направленные на устойчивое развитие экономики, усиление покупательной способности национальной валюты»[14].
Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой подразумевают достижение оптимального валютного курса с помощью интервенций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа (вида) денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих» денег, кредитная рестрикция, дефляционная политика) направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов. Она используется для борьбы с инфляцией.
Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых» денег, кредитная экспансия, инфляционная политика) сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный или селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или же на определенные виды банковской деятельности.
Существует следующая классификация целей денежно-кредитной политики в зависимости от степени воздействия центрального банка:
операционные (объем кредитования правительству, коммерческим банкам; процентная ставка по межбанковским кредитам);
промежуточные (объем денежной массы; уровень процентной ставки коммерческих банков; курс рубля по отношению к другим валютным единицам; уровень цен);
конечные (темп инфляции; темп роста валового внутреннего продукта; темп роста инвестиций; уровень занятости).
Направленность денежно-кредитной политики на обеспечение полной занятости и экономического роста является общепринятыми конечными целями, которые совпадают с целями экономической политики государства в целом, а потому достигаются в результате реализации мер не только монетарной, но и фискальной, структурной, внешнеэкономической политики. Соответственно эффективность денежно-кредитной политики следует измерять степенью продвижения к поставленным конечным целям.
Промежуточные цели ставятся непосредственно в денежно-кредитной сфере. Их определение необходимо для реализации стратегии экономического развития, уяснения центральным банком основных направлений своей деятельности на ближайший год или более. Публичное декларирование таких целей оказывает существенное влияние на экономические ожидания индивидов и налагает дополнительную ответственность на правительство и центральный банк. Промежуточные цели могут быть разными: темп роста денежной массы, объем предоставляемого кредита, ставка процента, темп роста номинального объема производства, уровень цен, величина валютного курса. Выбор целей представляет собой сложную задачу, поскольку он должен осуществляться с учетом внутри- и внешнеэкономической ситуации в стране, приоритетов в конечных целях, а также взаимозависимости отдельных составляющих финансовой сферы.
При этом одни из промежуточных целей ближе к конечным, но менее подвержены влиянию центрального банка, а другие находятся под его контролем, но далеки от общеэкономических целевых показателей. Так, центральный банк в состоянии управлять денежной массой, однако он не может контролировать денежный мультипликатор и скорость обращения денег, т.е. спрос на деньги. Другими словами, имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты зачастую не позволяют ему непосредственно достигать даже промежуточных целей. Поэтому возникает необходимость выдвижения так называемых операционных целей (денежная база, объем рефинансирования, процентные ставки), которые лучше реагируют на воздействие инструментов денежно-кредитной политики.
Механизм денежно-кредитного регулирования экономики включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на микро- и макроуровне.
В процессе реализации своих функций центральный банк может использовать прямые (административные) и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных или качественных параметров деятельности банков на микроуровне. Наиболее широко применяются следующие инструменты: квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование); прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков; директивное определение кредитной маржи.
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:
налоговые (их использование является прерогативой финансовых органов);
нормативные (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива). Эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени;
корректирующие (проведение кредитных операций (учетная политика) и операций с ценными бумагами). Данные методы отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее или ограничивающее воздействие.
Для плановой экономики характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка диктуются как обязательные.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа. Впрочем, иногда в ряде стран применялись чисто административные меры по количественному ограничению кредита (установление лимитов, темпов прироста и т.п.). В качестве примера можно указать на японский вариант денежно-кредитной политики (примерно до конца 1970-х годов), монетарный контроль во Франции с 1972 по 1986 г. Но хотя кредитное нормирование в состоянии быстро дать результат, здесь подстерегает опасность его чрезмерности. К тому же соотношение между ВВП и кредитом может быть и нестабильным. В частности, к кредитным целям, которые использовались в США еще в 1950-е годы, вернулись в 1982 г. ввиду роста инфляции. Однако ужесточение кредитного контроля способствовало спаду в экономике США.
В России при нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, которые ведут к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк РФ может применять к коммерческим банкам самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
При этом использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ вправе применять административные методы в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики.