Модель открытой экономики

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде­лами. Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая эко­номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко­номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя­зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло­гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь­шей эффективности функционирования национальной эконо­мики. Открытая экономика исключает государственную моно­полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь­зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор­мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес­печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на­циональной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме­таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен­ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны­ми ресурсами.

По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономи­кой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно от­крытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого крите­рия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гон­конг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее от­крытой — Северная Корея, Куба.

Валютные отношения

Валютные отношения представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. На практике валютные отношения тесно переплетаются с внутренними денежными отношениями и являются их продолжением. Национальные деньги приобретают форму валюты в момент, когда они переходят национальные таможенные границы. В связи с этим национальный валютный рынок каждой страны является составляющей ее денежного рынка. Валютное законодательство тесно взаимоувязано с денежным законодательством, а развитие валютных отношений во многом повторяет развитие внутригосударственных денежных отношений.

Уровень развития валютных отношений страны зависит от состояния экономики и уровня ее интеграции в мировое хозяйство. Чем выше развита в стране внешняя торговля, ее кредитные, инвестиционные и другие связи с внешним миром, тем более масштабными являются и ее валютные отношения. И наоборот, высокий уровень развития валютных отношений положительно влияет на динамику национальной экономики, на укрепление ее связей с внешним миром.

Участниками валютных отношений могут быть: правительства и их отдельные структуры, центральные, коммерческие и иные банки, юридические и физические лица, а также различные международные организации, в том числе МВФ, МБРР, ЕБРР и другие международные финансовые институты.

Валютные отношения могут проявляться по-разному, в том числе в виде: (1) международных расчетов по внешнеторговым операциям, (2) операции по купле-продаже валюты на внутренних и внешних валютных рынках, (3) перемещения валюты через таможенную границу государства при предоставлении экономической и технической помощи, (4) осуществления внешних инвестиций, (5) получения и погашения международных займов.


Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы -это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обме­нивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства госу­дарства в процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорционально объему и жестко­сти практикуемых в стране валютных ограничений.

Проблемы конвертируемости национальной валюты.

Если экономика того или иного Государства на находится на низком уровне, её валюта становится не конвертируемой, возникает следующая ситуация - если экономика страдает от внутренних проблем, как то политические неустои или проблемы в производстве, то национальная валюта становится плохо конвертируемой, падает её курс, соответственно государство начинает терять прибыль и нести убытки и на мировом, внешне экономическом уровне.

Основной проблемой является то, что курс валюты определяется по черезвычайно субъективным параметрам, я не буду говорить про чихающего президента, а вот то, что все валюты мира привязаны к нефти в гораздо большей степени чем к другим ресурсам действительно проблема. Всего один ресурс в большей степени влияет на курсы валют стран, которые даже не способны влиять на ход добычи этого ресурса. Так же проблемой является то, что зачастую проблемы других стран влияют на курс валюты соседей, примером тому ЕС.

Понятие паритет покупательной способности (ППС; англ. purchasing power parity, PPP) может быть использовано в различных контекстах:

·Согласно теории о паритете покупательской способности на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира невозможно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.

·Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определенным наборам товаров и услуг

Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.

Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США — 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России — расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара — 20 рублей за доллар).

Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Плюс к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов.

Валютная политика — это один из главных сегментов экономической и внешнеэкономической политики государства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1]

Инструменты валютной политики государства:

·валютная интервенция;

·валютные ограничения;

·валютные резервы;

·валютное субсидирование;

·валютные паритеты.

Cубъекты валютной политики государства/группы (союза) государств:

·международные валютно-финансовыми организациями (Международный валютный фонд, межднародные банки и фонды);

·правительство;

·центральный банк;

·cпециально уполномоченные финансовые органы.

Для стабилизации валютного курса национальной денежной единицы проводятся мероприятия валютного контроля и валютных ограничений.

Квинт-эссенция валютных ограничений: установление определенных границ относительно реализации разных операций с валютными ценностями при международных платежах, инвестициях, купли-продажи валюты и т.д.

Сущность и формы движения капитала

Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).

Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.

1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 1998 г. вывоз капитала из России составил около 30 млрд долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 0,2 млрд долл., а остальное — в форме частного капитала.

2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 35.1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.

Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.

4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 35.2). Так, в 1998 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме.

Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) — преимущественно в виде прибыли.

Платёжный бала́нс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени»[1]. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account bal­ance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: