Природа долгосрочных издержек производства. Взаимосвязь издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде

На рисунке изображена серия кривых краткосрочных издержек соответствующих различным размерам фирмы (масштабам пр-ва).

Пусть первоначально фирма находится в краткосрочном периоде AC1, на участке отрезка AB, она может наращивать производство, пока не наступит эффект убывания (производ-ти, отдачи), т.е. пока краткосрочн. средн. Издержки не начнут расти – это отрезок ВЕ. Далее, возможности наращивания производства исчерпываются в краткосрочном периоде, требуется некоторое время, чтобы фирма могла организовать производство в новом масштабе и изменить пар-ры всех видов ресурсов, таким образом фирма достигает масштаба AC2 и во 2-ом краткосрочном периоде фирма может увеличить V пр-ва, пока не начнет действовать эффект убывающей отдачи. Объединив изменения в издержках разных краткосрочных периодов, получим кривую долгосрочных средних издержек производства, которую обозначаем как LAC.

Форма кривой LAC определяется эффектом масштаба. Если, по мере роста масштаба производства АС имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба или экономии от роста пр-ва (участок 1 кривой LAC). Участок 2 кривой LAC показывает постоянство отдачи от роста масштаба производства. Участок 3. Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, от эффект масштаба будет отрицательным. Слишком большие размеры пр-ва чрезмерно увеличивают расходы на управление такой фирмой.

Ориентируясь на данную кривую можно определить до каких пор следует наращивать пр-во в долгосрочном периоде. На рисунке V пр-ва в точке Q соответствует самой нижней точке кривой LAC => именно в этом случае фирма в полной мере использует положительный эффект масштаба и достигает минимизации издержек не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах. Однако, для каждой отрасли может существовать свой оптимальный размер фирмы, что определяется ее технологией.

Например в авиационной отрасли разумно формировать крупные предприятия, за счет этого снижаются издержки. В сфере услуг достаточно создавать малые предприятия, поскольку положительный эффект масштаба исчерпывается очень быстро и дальнейшее увеличение размеров фирмы приведет только к росту средних издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: