Вторая половина 70-х годов прошла под знаком глубокого кризиса буржуазной экономической мысли. Кейнсианство, выросшее на почве теории Кейнса, оказалось под огнем острой критики не только его традиционных противников – неоклассиков (особенно монетаристов), но и новых кейнсианцев – посткейнсианцев. Круг дискуссий, порожденных этим кризисом, охватил центральные вопросы западной политэкономии: роль рыночного механизма, эффективность прежних форм макроэкономической политики, цели, масштабы, формы государственного вмешательства. Государство стало объектом критики со стороны как его принципиальных противников, так и защитников государственного вмешательства, выступающих, однако, за его модернизацию и совершенствование. Государственное вмешательство рассматривалось в качестве главной причины экономической неэффективности, снижения производительности труда, уменьшения нормы производственного накопления, инфляции и даже роста безработицы.
Использование государственного бюджета, в первую очередь дефицитного финансирования, в качестве ведущего инструмента кейнсианского макроэкономического регулирования предполагало наряду со спецификой целей этого регулирования наличие также определенных условий.
|
|
Консервативные критики кейнсианства выступили против кейнсианской макроэкономической политики стабилизации экономического цикла, предполагающей управление эффективным спросом с помощью налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики в целях достижения полной занятости и полного использования производственных мощностей. Государственное регулирование спроса нарушает, по их мнению, действие рыночных сил, а в долговременном плане ведет к усилению инфляционных тенденций.
В обстановке усилившегося теоретического разброда спектр представлений о путях и возможностях реформирования капиталистического общества как бы раздвинулся: ослабление, размывание центра произошло за счет поляризации консервативного и радикального крыла западной политической экономии. Если неоконсерваторы видели выход в резком ограничении государственного вмешательства в экономику, в «дерегулировании», особенно в свертывании социальных форм регулирования, то либеральные и радикальные сторонники реформ, напротив, выступали за совершенствование форм и методов регулирования, за повышение его эффективности. Эта поляризация точек зрения, идейная и теоретическая дифференциация, стала наиболее примечательной чертой развития западной экономической мысли второй половины 70-х – начала 80-х годов. Однако в этом разноголосом хоре именно консервативные ноты стали звучать все громче и увереннее, определив в ряде ведущих капиталистических стран крутой поворот к неоконсерватизму и в идеологии, и в экономической теории, и в экономической политике.