Экспансия неоконсерватизма

консерватизм кейнсианство денежный экономический

70-е и 80-е годы отмечены усилением влияния неоконсерватизма как на развитие мировой экономической мысли, так и на принципы формирования экономической политики ряда ведущих стран мира.

В основе неоконсервативных концепций лежат известные постулаты неоклассической политэкономии – принцип рационального поведения человека в рыночной экономике и модель свободной конкуренции. Особенность монетаризма, отличающая его от теории предложения, состоит в добавлении к этим постулатам аксиомы о ведущей роли денег в современном рыночном хозяйстве.

Методология неоконсерватизма ориентирует на выявление долгосрочных тенденций развития экономики. Данное обстоятельство во многом определяет связь монетаризма и неокейнсианства. Теория предложения такой четкой связи не имеет и, как уже отмечалось, большей частью носит антикейнсианский характер.

Неотъемлемой частью методологии современного консерватизма является «метод фальсификации», свойственный многим социальным учениям позитивистской ориентации. Общий смысл этого метода состоит в том, чтобы, логически развивая теорию своего оппонента, доказать несовместимость ее выводов с фактическими процессами. В данном случае неоконсерваторы, применяя эконометрическую технику, доказывают несовершенство тех или иных вариантов кейнсианской политики. Нельзя не отметить, что «метод фальсификации» по сути дела избавляет теоретиков неоконсерватизма от необходимости приводить эконометрические свидетельства правильности собственных воззрений.

Анализируя экономику развитых стран Запада 70-х годов, сторонники неоконсерватизма предлагали следующий сценарий решения проблемы безработицы. Так как во многих государствах она является преимущественно продуктом кейнсианского регулирования (т.е. ее уровень ниже естественной нормы), прекращение такого регулирования должно привести к ее временному увеличению вплоть до естественной отметки. Затем под влиянием радикальной перестройки социальной политики и налоговой реформы в полную силу заработает механизм рынка труда. Начнется снижение безработицы в сторону равновесия.

Из неоконсервативной теории инфляции вытекает ряд рекомендаций, касающихся реформы системы государственного регулирования. К мерам, с помощью которых предлагается решать проблему безработицы, добавляются стабилизация денежной политики и ее ориентация на поддержание постоянного (а в перспективе и снижающегося) темпа роста цен, установление равновесия бюджета или хотя бы такая организация финансирования дефицита, когда она не противоречит монетаристской денежной стратегии, переход к системе полностью свободных валютных курсов.

Что же касается неоконсервативной теории экономического роста, то она целиком основана на разработках представителей теории предложения. Центральное место в ней занимает проблема сбережений. В нехватке последних усматривается главная причина замедления экономического роста. Очевидно, что такой подход к сбережениям диаметрально противоположен принципам кейнсианства.

Дефицит сбережений, доказывают неоконсерваторы, обусловлен несовершенством налоговой системы. Высокие налоговые ставки на прибыль искажают рыночные процессы, вызывают опасное для экономики снижение предельной эффективности затрат капитала, что отрицательно влияет на сбережения, инвестиции и темпы экономического роста. Тот же результат дают и подоходные налоги. Когда уменьшаются реальные доходы, остающиеся после налогообложения, начинает действовать механизм сокращения личных сбережений, подрывая финансовую основу накопления. В том же направлении влияет социальная политика государства, которая не только стимулирует рост текущего потребления за счет сбережений, |но и вызывает снижение предложения труда, увеличение безработицы, уменьшение трудовых доходов и, следовательно, сбережений.

Немалый урон экономическому развитию наносит инфляция, провоцируя повышение номинальных процентных ставок и ограничивая доступ предпринимателей к источникам кредита. Когда же инфляция переплетается с непомерно высоким налогообложением прибыли, вероятно падение дивидендов, побуждающее акционеров воздерживаться от вложения капитала. Давит и дополнительный инфляционный налог, сумма налоговых платежей корпораций становится равной обычному налогу, умноженному на темп инфляции. Неоконсерваторы убедительно доказали, что в условиях постоянного увеличения темпа роста цен растягивается продолжительность жизни основного капитала, повышается доля морально устаревшего оборудования, что тормозит освоение достижений НТП и замедляет экономический рост.

Тем, кто создавал теорию предложения, удалось основательно разобраться в механизме отрицательного воздействия бюджетного дефицита на расширенное воспроизводство. Оказалось, что, когда дефицит покрывается государственными долговыми обязательствами, возникают негативные явления на финансовом рынке. Государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, размещает там основную массу своих ценных бумаг, а потому превращается в грозного конкурента частных фирм. Манипулируя ставкой процента по долговым обязательствам, устанавливая объемы государственного кредита и сроки его погашения, оно отбирает у частного сектора кредитные ресурсы, которые в противном случае могли бы стать производственными капиталовложениями. Эти ресурсы перекачиваются в сферу государственного потребления, главным образом непроизводительного, что тождественно вытеснению частного бизнеса с рынка капиталов. Кроме того, бюджетные дефициты вызывают рост спроса на деньги, увеличение процентных ставок в банках и других кредитных учреждениях. В результате сужается как финансовая, так и материальная база частного производственного накопления, удорожается кредит, снижается уровень инвестиций.

Исходя из этих представлений, неоконсерваторы предлагают правительствам покончить с кейнсианской боязнью сбережений, способствовать их увеличению с помощью налоговой реформы, сокращения государственных социальных расходов, устранения бюджетных дефицитов. Определенное значение придается стимулированию производства посредством политики ускоренной амортизации.

Выводы из концепций безработицы, инфляции и экономической динамики образуют теоретический фундамент, на котором строится неоконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики, выдвинутый в качестве альтернативы кейнсианской доктрине. От государства требуются действия, направленные на обеспечение нормального функционирования рыночной системы.

Представители обоих течений неоконсерватизма по-разному подходят к тому, как эту роль выполнять. Если создатели теории предложения больше полагаются на налоговое регулирование, то монетаристы отдают предпочтение денежной политике.

Кейнсианцы, формулируя условия равновесия денежного рынка, разделили спрос на деньги на две основные части. Первая часть – спрос на деньги, обусловленный торговыми сделками и необходимостью денежного резерва; он зависит от совокупного дохода и цен. Вторую часть представляет спекулятивный спрос на деньги, изменяющийся под влиянием процентных ставок. Монетаристы внесли в эту версию существенные коррективы. По их мнению, кейнсианская функция спроса на деньги характеризует только краткосрочные колебания денежного рынка. Если брать длительную перспективу, то спрос на деньги определяется иначе.

Неоконсерваторы едины в требованиях значительно уменьшить размеры государственного бюджета и его долю в национальном доходе главным образом за счет экономии на затратах. В их концепциях в противоположность кейнсианству расходы государства играют в целом пассивную, а не регулирующую роль. В сокращении расходов видят верный путь к тому, чтобы лишить государство финансовых ресурсов, позволяющих ему необоснованно вмешиваться в экономические процессы. Если монетаристы примерно так же подходят и к налогам (для них главное – денежная политика), то создатели теории предложения, напротив, расценивают налоговую политику как важнейший инструмент государственного регулирования экономики. Основным направлением налоговой реформы считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что, по замыслу неоконсерваторов, должно более полно раскрыть возможности рыночной системы. Такая точка зрения диаметрально противоположна кейнсианской «точной настройке», одной из форм которой является управление совокупным спросом с помощью манипулирования налоговыми ставками.

В снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный путь к решению многих проблем современного рыночного хозяйства.

С налоговыми стимулами связывается повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному свободному рынку, результатом чего станет увеличение нормы и массы накопления. «Налоговая политика, поощряющая сбережения корпораций, приведет к росту совокупных инвестиций». Это поможет образованию рабочих мест, причем, что самое важное, увеличение занятости будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после вычета налогов возрастут) и соответственно повышение предложения труда.

Единая позиция неоконсерваторов в отношении системы государственного регулирования экономики заключается в том, что это регулирование должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться не на антициклическое управление совокупным спросом, а на стимулирование предложения товаров, капиталов и других факторов производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: