Смешанная система

(представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране.)

Экономический анализ включает оценку качественных и количественных характеристик внешней среды бизнеса.

Качественная оценка предполагает, прежде всего определение типа экономической системы с точки зрения ее потенциала для международного бизнеса. Согласно Ф. Котлеру, страны делятся на 4 группы: беднейшие, экспортеры сырья, индустриализующиеся и индустриальные; отнесение страны к той или иной группе во многом определяет перспективы экспорта в нее, а также прямых иностранных инвестиций. Кроме того, для каждой рассматриваемой страны следует оценить степень либерализации экономики, которая определяется типом рыночного контроля и типом собственности.

Количественная оценка включает анализ ряда макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, объемы экспорта и импорта, объем выпуска продукции отраслями экономики, темпы инфляции и др. Следует рассмотреть также удельные показатели, в частности ВВП на душу населения и душевой доход; в связи с этим возникает необходимость включения в данный раздел данных о численности населения (которые, безусловно, играют и самостоятельную роль). Помимо средней величины душевого дохода, желательно определить тип распределения доходов, характерный для изучаемой страны.

В целом можно рекомендовать следующую структуру данных для экономического анализа:

· ВНП, темпы роста и другие макроэкономические показатели;

· численность населения;

· распределение доходов;

· природные ресурсы;

· инфраструктура;

· валюта: курс и инфляция;

· конкурентная среда.

5. Значение и оценка либерализации экономики

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70% промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997г. в России он составлял 13,4%. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5%), США (4,2%), Японии (2,7%).

С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, т. е. отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики.

6. Факторы и типы воздействия государства на международный бизнес

Ф. Котлер выделяет следующие факторы воздействия государства на международный бизнес:

· национальное отношение к международному бизнесу;

· политическая стабильность;

· национальные правила валютного регулирования;

· состояние государственной бюрократии.

Конкретные направления государственного воздействия разделены С. Маджаро на 4 группы — по степени возрастания его силы:

Недискриминационное воздействие:

1. Требование назначать на руководящие должности лиц с местным гражданством.

2. Требование к местным компаниям-экспортерам минимизировать прибыль от продаж в стране базирования.

3. Требование локализации иностранных сборочных производств.

Дискриминационное вмешательство:

1. Ограничение доли иностранного капитала.

2. Введение специальных тарифов (налогов) для иностранцев.

3. Содействие бойкоту товаров (персонала) иностранных компаний.

Дискриминационные санкции:

1. Введение директивной нормы реинвестирования.

2. Требование компенсации за нанесенный ранее ущерб задним числом.

Отчуждение собственности:

1. Национализация.

2. Экспроприация.

Важнейшим обстоятельством, определяющим характер политико-правовой среды бизнеса, является степень демократичности политической системы в той или иной стране. Практически общепризнанно, что признаками демократичности государства являются:

· свобода убеждений, слова, печати, объединений;

· свободные выборы;

· ограниченный срок пребывания в выборной должности;

· независимая судебная система;

· деполитизированные государственный аппарат и армия;

· открытость государства.

При очевидной неравнозначности перечисленных признаков для международного бизнеса очевидно, что во многих случаях (например, при оценке перспектив прямых инвестиций) он не может оставаться равнодушным к типу политической системы.

С учетом приведенных соображений, политико-правовой анализ опирается на следующие данные:

· систему государственного управления и ее идеологию;

· уровень политической стабильности;

· участие государства в экономике;

· отношение к иностранному бизнесу;

· национальные экономические и социальные приоритеты.

Более глубокое изучение внешней среды связано с анализом отдельных сфер правового воздействия на бизнес, включая коммерческое право, трудовое законодательство, антимонопольное законодательство, правила налогообложения и ценообразования, нормы по охране окружающей среды, а также международное право, регулирующее вопросы передвижения товаров и капитала, защиты личности и собственности, въезда/выезда граждан и т. д.

7. Типы политических систем и политический анализ внешней среды:

По характеру социальной среды можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

Тоталитарные политические системы закрытого характера формирует социальная среда распределительного типа. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения. Для политических систем закрытого характера присуще стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром.

Важнейшим обстоятельством, определяющим характер политико-правовой среды бизнеса, является степень демократичности политической системы в той или иной стране. Практически общепризнанно, что признаками демократичности государства являются:

свобода убеждений, слова, печати, объединений; свободные выборы; ограниченный срок пребывания в выборной должности; независимая судебная система; деполитизированные государственный аппарат и армия; открытость государства.

При очевидной неравнозначности перечисленных признаков для международного бизнеса очевидно, что во многих случаях (например, при оценке перспектив прямых инвестиций) он не может оставаться равнодушным к типу политической системы.

С учетом приведенных соображений, политико-правовой анализ опирается на следующие данные: систему государственного управления и ее идеологию; уровень политической стабильности; участие государства в экономике; отношение к иностранному бизнесу; национальные экономические и социальные приоритеты.

8. Факторы межстрановых культурных различий:

Рассматриваются основные характеристики поведения, объединяемые в 5 групп:

групповая принадлежность;

значимость работы;

межличностные отношения;

коммуникации;

этика и этикет.

Сочетания соответствующих признаков формируют разнообразные модели культуры.

9. Баланс полицентризма и этноцентризма:

В связи с этим возникает вопрос о балансе этноцентризма (восприятия своей культуры как единственно правильной) и полицентризма (признания многообразия культур и их равноправия). Для решения этого вопроса рекомендуется исходить из особой важности четырех параметров: количества рассматриваемых стран, их различий, количества выполняемых фирмой функций и степени самостоятельности при их выполнении.

10. Интернационализация фирмы (модели Йохансена и Билки)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: