БРИКС в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг

Первые кризисы глобальных финансов (Мексика-84, ЮВА-97, Россия, Чехия, страны Балтики-98, Турция-99, Аргентина, Бразилия – 99-00) носили больше региональный, нежели глобальный характер. Вместе с тем, это была «проба глобального пера», коридоры распространения кризисов были широки и достаточно далеки (волны кризиса 1997 г. стран ЮВА быстро докатились до финансовых рынков России. Слабая банковская система пошатнулась, но устояла), отрабатывались закономерности глобального кризиса, которые в полной мере проявились в кризисе 2008-2009 гг.

Общие причины кризисов 80-90-х гг. Причины всегда носили внутренний характер, внешний фактор (действия ТНК, ТНБ, паевых фондов) усугублял макроэкономическую ситуацию. На кризис работало инфляционное давление (рост внутренних цен на акции и собственность вызывал внутренний дефицит) и дефицитность платежных балансов. Искусственное удержание центральными банками курса валют в рамках валютного коридора и привязки к валютному якорю не обеспечивали стабильности курса и приводили к девальвации. Не прозрачность финансового сектора, практика рискованного кредитования правительств, кризис доверия к национальным банкам приводили к недооцененности рисков зарубежными инвесторами и рейтинговыми агентствами и переоцененности доходности локальных финансовых активов. В этих условиях «глобальный инвестор», выполняя свои обязательства перед инвесторами и акционерами, вынужден был выводить активы, деноминированные в национальной валюте, что обрушивало стабильность ее курса и способствовало девальвации.

Наряду с общими причинам кризисов, в каждой стране были специфические. Так, в России в 1998 г. внутренние слабости банковского сектора – дефицит свободного капитала, низкая ликвидность и надежность, плохое управление активами и пассивами, валютными и процентными рисками – привели к краху банковской системы.

Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг.

Природа кризиса обусловлена переходом к новому технологическому укладу, основанному на информационных, «нано», «био», «зеленых», «голубых», энергосберегающих технологиях, генной инженерии, альтернативных источниках энергии, других инновационных технологиях, которые являют собой технологический ответ на потребности общества и экономики, актуальные проблемы цивилизации – продовольственная, экологическая, ядерная и энергетическая безопасность человечества.

Подтверждением тому служит динамика фондовых рынков США в 2000-2009 гг., показывающая корреляцию индексов DJIA и Nasdaq Composite равную 0,95. Это свидетельствует, во-первых, о синхронности движения на всех фазах цикла во всех секторах экономики США – традиционном и высокотехнологичном. Во-вторых, подтверждает тезис о том, что High-tech еще не стал инвестиционно привлекательным для основного, прежде всего, консервативного инвестора. В-третьих, переход к новому технологическому укладу не получил адекватное отражение на фондовом рынке и не является в настоящее время экономически оправданным (так, стоимость производства 1 квт. энергии с помощью бензинового/дизельного двигателя равна $20, а на основе альтернативных видов энергии $100). Тем не менее, разрыв корреляции 0,05 в пользу Nasdaq отражает новые тенденции в структуре экономики, движение капитала и доходности. Направление новых явлений – активное формирование нового технологического уклада, а высокотехнологичный индекс регистрирует эти новые процессы. По сравнению с DJIA и, тем более S&P, индекс Nasdaq более динамичен при росте и менее при падении.

Поэтому есть определенные основания утверждать, что природа кризиса носит двойственный характер: во-первых, кризис элементов национальных и мировой финансовой системы; во-вторых, кризис монетаристской модели «смешанной экономики», основанной на технологиях второй половины ХХ века.

Причины глобального кризиса 2008-2009 гг. Если природа процессов отражает глубинные фундаментальные явления, то причины носят поверхностный характер. Природа и причины могут совпасть по времени и в пространстве. Ипотечный кризис в США, спровоцировавший кризис финансового, строительного и промышленного рынков в США, затем ЕС, Японии, развивающихся стран, стал непосредственной причиной глобального кризиса. Он трагически совпал во времени и пространстве (экономика США наиболее выдвинута к завершению перехода к новому технологическому укладу) с кризисными процессами конфликта старой и новой экономики.

Нельзя не указать на вклад стран БРИКС в формирование условий для глобального кризиса. В 00-е гг. сформировалась тенденция роста мировых цен на сырье и продовольствие в значительной степени за счет роста спроса на нефтепродукты и газ Китая и Индии, что вызвало рост себестоимости, цен, снижение совокупного потребления. С 2000 по 2008 гг. (11 июля 2008 г.) цена нефти Brent выросла с $28 до $147,27/баррель. Произошел рост цен на серную кислоту (используется для обработки стали, производства меди, биоэтанола). Индекс цен на продовольствие в 2006 г. вырос на 26%, 2007 г. – 41%. Цены на пшеницу и рис выросли с 2000 по 2007 гг. на 100 и 80 % соответственно.[48] Это было вызвано ростом производства агросырья для производства биоэтанола, изменением структуры питания населения развивающихся стран, ростом потребления в странах БРИКС.

Механизмы распространения глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Ипотечный рынок США стал колыбелью кризиса. 32% плохих долгов ведущих первоклассных ипотечных институтов Freddie Mac и Fannie Mae от $5,2 трлн. совокупной стоимости ипотечного портфеля, составляющего 70% ипотечного рынка США, обрушили финансовую систему страны, а через некоторое время и всего мира. Секьюритизация активов вызвала кризис ликвидности (30%) облигационеров FF & FM: центральных банков и министерств финансов ведущих стран мира, ТНБ (Citibank, Bank of America, BNP, UBS), инвестиционных банков (Merrill Lynch, CSFB, Lehman Brothers, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Nomura Int.), консервативных инвесторов (Pension Funds), страховых компаний (AIG). Произошло сокращение емкости кредитного портфеля банков-облигационеров FF & FM на 25-30%. В целом секьютиризация ипотечного кредитования в США в 2007 г. составила 25% ВВП.[49]

На ипотечном рынке применяются деривативы CDS[50]Они стали детонаторами или катализаторами глобального кризиса 2008-2009 гг.?

Преимущества CDS. Деривативы CDS гарантируют ипотечной компании полную выплату по ипотечному договору в случае отказа заемщика обслуживать долг; заемщику получение необходимых средств.

Угрозы и риски CDS. Действующая система оценки рисков по кредитам и методики определения адекватной риску страховки не учитывают реальных рисков банкротства заемщика и дефолта ипотечной компании. Оценка риска производится на момент заключения соглашения и не пересматривается. Активы банка – эмитента CDS – должны быть достаточными по выполнению обязательств в случае наступления случая дефолта. Обязательства банка, выпустившего CDS – забалансовые обязательства. Рынок CDS США был перегрет. Он вырос с 2002 г. по 2008 г. с $1 трлн. до $3,75 трлн. Ссылки?

Деривативы CDS как инструменты секьюритизации активов позволяют привлечь инвесторов, расширить рынок финансирования ипотечного кредитования, являются одним из доходных и ликвидных активов. Вместе с тем, несовершенство системы оценки рисков, забалансовое отражение обязательств по CDS, огромный объем рынка (10% мирового рынка деривативов) в условиях банкротства заемщиков и ипотечных компаний усугубили масштабы, глубину и географию кризиса. С точки зрения соотношения причин и природы кризиса, то CDS – один из катализаторов кризиса, но не детонатор.

Падение емкости ипотечного рынка США на 30% вызвало спад строительного сектора экономики США; сокращение доходов домашних хозяйств; уменьшение потребительских расходов; сокращение продаж, выручки, прибыли в обрабатывающей промышленности; рост безработицы; падение фондовых индексов, сокращение потребительских ожиданий и инвестиционной привлекательности запустило маховик рецессии национальной экономики; падение мировых цен на нефть со $145 за баррель (марки Brent) до $40-50; падение курса доллара США к основным валютам мира; рост цен на золото более $1000 за тройскую унцию.

Рецессия экономики США (в течение 2Q) спровоцировала кризис финансового, строительного и промышленного рынков в ЕС, Японии, развивающихся странах, включая БРИКС. В глобальной экономике национальные экономики являются ее сегментом. Коэффициенты корреляции национальных финансовых рынков стремительно сближаются.

Корреляция индексов DJIA, Nasdaq Composite, FTSE, DAX, Nikkei-225 близка к 1. Фондовые инструменты финансового центра отражают сравнительно единый уровень кредитных рисков, одинаковый тренд экономик, глубокую взаимообусловленность и взаимозависимость. Корреляция макроэкономических показателей США, ЕС, Великобритании, Японии (выпуск промышленной продукции, уровни безработицы и инфляции) равна 0,80. Коэффициент отражает большую уязвимость разноуровневой экономики зоны ЕС, сдерживающий экспорт, курс евро, не способности Германии и Франции стать локомотивом Европы. Япония с 1990 г. находится в кризисе из-за перегрева ипотечного рынка, краха финансового рынка, падения внутреннего спроса. Коэффициент корреляция фондовых индексов между рынками G7 и E7 равен 0,50. В 1997-1998 гг. коэффициент составлял 0,30. Статистическая динамика свидетельствует, что рынки Е7 стали более устойчивыми, самодостаточными, с большой долей внутренних инвесторов.

Финансовые институты ЕС, Японии, развивающихся рынков, потеряв ликвидность на рынке США, столкнулись с трудностями по финансированию национальных рынков. Емкость рынков сократилась, начался рост безработицы (в некоторых странах до 17% от гражданской рабочей силы). Экспортеры ЕС, Японии, развивающихся стран столкнулись с сокращением мировых товарных рынков на 30%. Глобальный инвестор в условиях сокращения емкости и доходности национальных рынков и собственных убытков стал закрывать позиции, выводить активы с рынков США и финансовой периферии. В зоне ЕС, Японии, на развивающихся рынках произошло сокращение национальных товарных рынков, рынков капитала и труда (в среднем на 25-30%). В фазу рецессии вошли банки, промышленные и торговые компании. Рецессия затронула крупный и малый бизнес. Кризис стал глобальным, финансово-экономическим.

Глобальный кризис вошел в экономики стран БРИКС по трем коридорам. Первый. Структура экономик группы БРИКС сфокусирована на различные экспортные рынки. Китай на широкие рынки потребительских товаров, Индия – IT технологии и компоненты, Бразилия – сельскохозяйственную продукцию, Россия – углеводородное сырье, ЮАР – разнообразные природные ресурсы. Их экономики экспортозависимы, государственные бюджеты и ЗВР детерменированы емкостью и конъюнктурной экспортных рынков. Поскольку американская экономика является основным мировым импортером, а значит ценовым ориентиром для глобальных рынков реальных и финансовых активов и ключевым потребителем продукции КНР, Индии, Бразилии и ЮАР, то состояние различных товарных рынков США оказало непосредственное влияние на их торговый баланс в сторону дефицита. В странах БРИКС уменьшилась валютная выручка государственных и частных компаний, а через какое-то время сократились внутренние инвестиции и объемы производства.

Второй коридор. На рынках реальных и финансовых активов стран БРИКС значительная доля принадлежит компаниям и институтам финансового центра. Кризис подтолкнул их к выводу активов в пользу материнских компаний, что привело к падению курсов акций, фондовых индексов, давлению на национальную валюту.

Третий коридор. Международный финансовый рынок для заемщиков и эмитентов стран БРИКС стал менее доступен по прежним ценам: в условиях кризиса спрэды всегда растут.

Кризисная реакция глобальной экономики.

Глобализированная мировая экономика мгновенно отреагировала на кризисные процессы в экономике США. Произошло сокращение экспорта стран БРИКС в ЕС и США. Уменьшился экспорта ЕС и Японии в США. Сократился экспорт инвестиционных товаров в Китай и Индию. Произошла потеря ликвидности ведущих финансовых институтов зоны ЕС, Великобритании, Швейцарии, Японии, БРИКС в среднем на 10-30%. Дна кризиса мировая экономика достигла в середине 2008 г.

В 2008 г. общемировой ВВП сократился на 6%, в развитых странах 8%, а формирующихся и развивающихся экономиках 4%. При этом падение в Е7 было в 2 раза меньше, чем G7.[51] Индекс потребительских цен в 2008 г. по сравнению с 2007 г. вырос по развивающимся странам с 6% до 8,5%, затем в 2009 г. упал до 4,2%, а в развитых – вырос с 1,9% до 4% соответственно, а в 2009 г. вошел в зону дефляции (0,8%). В 2010-2011 гг. наблюдалась тенденция к медленному росту общемировых цен (1,8-2,5%).[52] В 2009 г. произошло его сокращение в мировой экономике на 0,5%, в т.ч. в развитых странах на 3,4%, развивающиеся экономики при падении в темпах дали небольшой рост 2,8%. В группе БРИКС наибольшее падение произошло в России -7,8% и Бразилии -0,6%, Китай сохранил темп роста в 9,2%, Индия 6,8%. [53] В 2009 г. импорт сократился в развитых странах на 12,6%, развивающихся 7,9%. В 2010 г. произошел рост импорта на 11,6% и 12,1% соответственно.

Во всех странах наблюдался рост безработицы на 6-15% (в среднем 10%). Фондовые индексы отреагировали падением на 10-40%. Произошел рост государственного внутреннего и внешнего долга к ВВП от 60% (США, Германия, Канада) до 170% (Япония). Большинство стран не избежали роста дефицита государственного бюджета до 10% ВВП. ТНК и ТНБ приступи к выводу активов с рынков инвестирования. Произошло бегство ЦБ, бизнеса и рынков в «долларовую» гавань и падение курсов евро, фунта стерлингов, йены, швейцарского франка, юаня, рубля, рупий, реала по отношению к доллару США. И, наконец, на развитых рынках сформировалась опасная тенденция дефляции, на развивающихся – инфляции.

Антикризисные действия G20 в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.: причина солидарных действий, направления антикризисных мер.

В глобальной экономике мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. впервые в истории потребовал солидарных действий правительств и монетарных властей G20, производящей 90% ВВП мира.

Страны-члены МВФ направили на спасение финансового сектора мировой экономики $11,4 трлн., в том числе: в виде капитала $1,56 трлн., гарантий $4,64 трлн., за счет приобретения активов $5,21 трлн. Развитые страны направили на антикризисные программы $9,2 трлн., развивающиеся – $1,6 трлн, G20 – 2% ВВП, в том числе: $4,6 трлн. на государственные гарантии по долговым обязательствам; $2,5 трлн. на поддержание ликвидности национальных банковских систем; $1,9 трлн. приобретение проблемных активов; $1,1 трлн. укрепление капитальной базы.

Направления антикризисных мер были согласованы на саммитах G20 в Нью-Йорке и Лондоне и представляли комбинацию из кейнсианских и монетаристских рецептов.

Первое направление. Государственные инвестиции в создание и обновление инфраструктуры национальных экономик (строительство и ремонт дорог, жилья, школ), государственная поддержка рынка труда.

Второе направление. Стимулирование потребительского спроса за счет субсидий, налоговых льгот, снижения базовых процентных ставок по кредитам и банковским депозитам (для стимулирования, с одной стороны, тратт и покупок, с другой – сокращения сбережений): стимулирование спроса на ключевых рынках; стимулирование внутреннего спроса; реформирование (модернизация) системы глобальных финансов, включая институты и инструменты. Увеличение капитала МВФ до $1 трлн; воздержание от протекционистской политики со стороны государств и сверхбонусов высшим менеджерам в ТНК и ТНБ (размер годовых бонусов в 2009 г. составил у директоров $500-700 тыс., а управляющих директоров $1,2-1,6 млн.).

Третье направление. Помощь финансовым институтам и избранным промышленным компаниям (с большими размерами, долей рынка, весом в национальной экономике, но с проблемами в менеджменте, выявленными в условиях кризиса и плохими прогнозами на посткризисный период): поддержка ЦБ ликвидности национальных финансовых институтов, включая вхождение государства в капитал; национализация (американские ипотечные компании Freddie Mac, Fannie Mae, бельгийский банк Fortis); продажа банков-банкротов (Merrill Lynch покупает Bank of America, соответственно: Wachovia – Citigroup, Washington Mutual IncJPMorgan Chase, Lehman Brothers – Barclays Plc, HBOS Plc – Loyds Bank, Bradford & Bingley – Banco Santander); выкуп государством плохих долгов; государственные субсидии, кредиты промышленным компаниям; приобретение государством пакетов акций промышленных компаний; снижение процентных ставок (Япония до 0,1%, США и Швейцария – 0,25%, Англия – 0,5%, Еврозона – 1,3%, Австралия – 3,25%, Россия – 10%); подавление инфляции. Проведение опасной, но спасительной для выхода из кризиса дефляционной политики.

Четвертое направление. Стимулирование перехода к экономике высоких технологий и энергосбережения, способной ускорить выход из кризиса и сформировать новый технологический тип мировой экономики.

Антикризисная политикастран БРИКСи эффективность антикризисных мер.

В Бразилии была принята антикризисная программа объемом $15,1 млрд. и утверждена Парламентом. Макроэкономическая цена кризиса и программы в пик рецессии: долг/ВВП – 80%. Дефицит бюджета – 6%/ВВП. Безработица – 7% рынка рабочей силы. Рост ВВП на 2,8%. Стиль изложения, может быть, далеко не самый лучший для научных публикаций Направления программы: поддержка ликвидности системообразующих банков;снижение процентных ставок денежного рынка до 10,25%; государственные кредитные линии крупному бизнесу для обеспечения роста экономики на 2%; стимулирование строительного сектора экономики с помощью государственных кредитов на строительство жилья объемом 2% ВВП; поддержка рынка труда с помощью специальной правительственной программы. Открытие новых рабочих мест (1,5 млн.); уменьшение налогов.

Эффективность антикризисных мер. В 4 Q 2009 г. падение промышленного производства и рост безработицы остановились. Фондовый рынок отреагировал ростом индексов и объемов торгов. Началась фаза стагнации и медленного оживления спроса, предложения, инвестиций. Монетарные власти объявили о завершении рецессии.

В России антикризисная программа объемом $30 млрд. (2% ВВП) была утверждена Правительством РФ. Российская экономика вошла в фазу кризиса в ноябре 2008 г., т.е. с лагом через год после начала кризиса в США (декабрь 2007 г.). Национальная экономика испытала пять шоков. Кредитный шок. Ударил по предприятиям, которым нужны были кредиты на погашение долга. Банковская ликвидность стала сужаться еще в 2007 г. Шок от падения цен на нефть. Падение цен ухудшило платежный баланс, усилилось давление на рубль, пострадал госбюджет (сократились налоговые поступления от выручки за добычу и экспорт энергоносителей). Инвестиционный шок. Недоступность заемных средств и падение экспортных поступлений заставило в условиях сокращения спроса предприятия машиностроения и строительной индустрии пересматривать свои инвестиционные программы. Шок от падения внутреннего спроса был нивелирован правительственными социально направленными антикризисными мерами. Шок от девальвации рубля был нивелирован плавностью (введением коридора 11 ноября 2008 г.). От девальвации рубля на 40% заработал бюджет и некоторые банки, реальный сектор проиграл, импорт сократился. Платежный баланс был выправлен, но кардинальные проблемы экономического роста и бюджетных поступлений не были решены.

Были определены шесть направлений антикризисной программы. Развитие инфраструктурного комплекса национальной экономики.Социальная защита населения: поддержка рынка труда с помощью специальной правительственной программы; увеличение пенсий; создание дополнительных рабочих мест; субсидии регионам для недопущения дефицита региональных бюджетов; сохранение качества жизни большинства населения страны (выполнение социальных обязательств): сдерживание роста безработицы не более 2,2 млн. чел. за счет госзаказов, валоризация (перерасчет пенсионных прав граждан), увеличение пенсий. Стимулирование спроса: стимулирование спроса на автомобили с помощью специальной программы Правительства (льготный кредит сроком на 3 года на приобретение российских автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб.); стимулирование спроса за счет зачета утилизации старых автомобилей в размере 50 тыс. руб. Поддержка банковской системы, естественных монополий и ключевых промышленных компаний: поддержка ликвидности банковской системы, прежде всего системообразующих банков (Сбербанк РФ, ВТБ ); снижение процентных ставок денежного рынка (до 9%); прямая финансовая поддержка крупного бизнеса (АвтоВАЗ, РусАЛ), кредитование малого и среднего бизнес; погашение и/или обслуживание (через механизм кредитования Внешэкономбанком) внешних долгов системообразующих банков и промышленных компаний в интересах национальной экономической безопасности на сумму до $50 млрд.; ликвидация финансовых институтов с безнадежными долгами (отозваны лицензии у 50 кредитных институтов). Стимулирование перехода к инновационной экономике: стимулирование реструктуризации бизнеса в направлении инновационной экономики. Принятие государственной программы развития инновационной экономики; снижение ставок налога на прибыль с 24 до 20%. Протекционистская валютная политика и новая стратегия на международных рынках. Построение новой архитектуры глобальных финансов: приобретение подешевевших в ходе кризиса зарубежных активов ведущими российскими компаниями: «Газпром» (присутствует в 52 странах мира), «Лукойл», «Северсталь», «Роснефть», «РусАл» и банками: «ВТБ» (присутствует в 30 странах мира), «Сбербанк РФ»; плавная девальвация рубля в рамках объявленного ЦБ валютного коридора к бивалютной корзине 28-46 руб./доллар, евро; подавление инфляции до 9% и ниже; увеличение доли евро в структуре ЗВР; увеличение доли других валют (юань) в расчетах во взаимной торговле; стимулирование перехода рынков к использованию региональных валют (юань, рубль, динар).

Макроэкономическая цена кризиса и программы в пик рецессии: долг/ВВП – 62%. Падение промышленного производства 20-40%. Дефицит бюджета – 6,4%/ВВП. Инфляция 13%. Безработица – 4,5% рынка гражданской рабочей силы. Падение ВВП на 6%. Плохие долги бизнеса перед банками в размере 15-20% (с учетом пролонгации, реструктуризации более 90%).

Эффективность антикризисных мер. В 4 Q 2009 г. падение промышленного производства и рост безработицы остановились. Объем просроченной задолженности и плохих долгов сократился до 10% Фондовый рынок отреагировал ростом индекса РТС и объемов торгов. Началась фаза стагнации и медленного оживления спроса, предложения, инвестиций. Монетарные власти объявили о завершении острой фазы кризиса.

В силу этих причин антикризисный план правительства был пролонгирован на 2010 г. в размере $1,21 млрд. Его ключевые направления: сохранение рабочих мест; экономическое стимулирование региональных кредитных рынков; реструктуризация долговых обязательств предприятий; структурная реформация экономики (кредиты для решения проблем моногородов, приватизация, привлечение иностранных инвестиций в совместные фонды для развития сельского хозяйства, медицины, инфраструктурного комплекса, строительство жилья).

В Индии антикризисная программа объемом $4 млрд. была утверждена правительством по четырем основным направлениям. Поддержка финансового сектора: рекапитализация проблемных банков; ликвидация финансовых институтов с безнадежными долгами; поддержка ликвидности банковской системы, прежде всего, системообразующих банков; государственные гарантии банкам; государственные гарантии банковских депозитов; рекапитализация агентств по гарантированию экспортных кредитов. Поддержка промышленного сектора: снижение процентных ставок денежного рынка; кредитование крупного бизнеса (автомобильная промышленность, авиационная, металлургия, строительство); сохранение прежней налоговой политики; сокращение списка декларирируемых товаров при импорте. Стимулирование внутреннего спроса: стимулирование спроса на микроавтомобили с помощью специальной программы правительства; увеличение таможенных пошлин и сборов на импортируемые товары. Поддержка социальной сферы: поддержка рынка труда с помощью специальной правительственной программы.

Макроэкономическая цена кризиса и программы в пик рецессии: долг/ВВП – 80%. Падение промышленного производства 3,5%. Дефицит бюджета – 12%/ВВП. Инфляция 13%. Безработица – 9% рынка гражданской рабочей силы. Сокращение темпов роста ВВП с 9% до 5,8%. Доля сельского хозяйства в структуре ВВП – 20%, но его падение в 2009 г. составило 29%.

Эффективность антикризисных мер. В 4 Q 2009 г. падение промышленного производства и рост безработицы остановились. Фондовый рынок отреагировал ростом индексов и объемов торгов. Началась фаза стагнации и медленного оживления спроса, предложения, инвестиций. Монетарные власти объявили о завершении кризиса, но антикризисные меры будут продолжены до восстановления мировой экономики.

В Китае антикризисная программа объемом $585 млрд. (4,8% ВВП), утверждена Правительством КНР. Направления программы. Социальная программа развития: деревни ($104 млрд.); сети социального страхования ($43 млрд.); создание новых рабочих мест ($61 млрд.). Стимулирование внутреннего спроса за счет государственного финансирования: кредитных программ; инфраструктуры (строительство); роста доходов «бюджетников»; увеличения пенсий на 10%. Поддержка промышленности: государственная поддержка обрабатывающей промышленности (Sany Heavy Industry, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Baoshan Iron & Steel Co.); государственные субсидии на техническую модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности; финансовая поддержка со стороны государства судостроительной промышленности и внутренних судоходных линий; сокращение налогов для предприятий сталелитейной промышленности; кредитная поддержка экспорта продукции предприятий обрабатывающей промышленности; увеличение (с 14 до 15%) экспортных налоговых льгот на текстиль и одежду. Поддержка банковского сектора: поддержка ликвидности банковской системы, прежде всего, системообразующих банков; снижение процентных ставок денежного рынка; плавная ревальвация юаня до $1/7; увеличение доли других валют в структуре ЗВР; увеличение доли юаня в расчетах по взаимной торговле стран ЮВА, РФ и Индией; стимулирование перехода рынков к использованию региональных валют (юань, рубль, динар). Реструктуризация национальной экономики в направлении высоких технологий: снижение потребления электроэнергии; изменение структуры экономики от энергозатратных отраслей в пользу трудозатратных.

Макроэкономическая цена кризиса и программы в пик рецессии: долг/ВВП – 80%. Падение промышленного производства 3%. Дефицит бюджета – 12%/ВВП. Инфляция 13%. Безработица – 9% рынка гражданской рабочей силы. Сокращение темпов роста ВВП с 12% до 6%.

Эффективность антикризисных мер. В 4 Q 2009 г. темпы роста промышленного производства, внутреннего спроса и экспорта выросли. Фондовый рынок отреагировал ростом индексов и объемов торгов. Началась фаза ускорения спроса, предложения, инвестиций. Вырос спрос на автомобили. Китай вышел на первое место в мире по их производству. Монетарные власти объявили о завершении кризиса, смене фокуса экономической политики Китая на внутренний спрос и «умную» конкурентную экономику.

По рассчитанному нами индексу антикризисной эффективности программ G20, учитывающему восемь макроэкономических показателей (ВВП, инвестиции в основной капитал, ЗВР, промышленное и сельскохозяйственное производство, оборот розничной торговли, инфляцию, уровень безработицы) по итогам 2009 г. мировыми лидерами были Великобритания, Франция, США, Германия, Канада. Бразилия заняла 3-4 место, Индия 5-6, Китай 7, Россия 8 место.

Таким образом, в антикризисной политике группы БРИКС прослеживается общее и особенное. К общему отнесем государственную поддержку финансового сектора и промышленности, стимулирование внутреннего спроса и недопущение укрепления национальных валют. Особенное: Россия сфокусировалась на сильные социальные программы, стерилизацию лишних денег, недопущение роста инфляции. Китай – на государственные программы развития национальных высоких технологий. Индия – сохранение налоговой и валютной политики. Бразилия – сокращение налогов, государственные инвестиции в инфраструктуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: