double arrow

II. Международное право и правоприменительная практика против отмывания денег.

Под «отмыванием денег» в международном праве понимается «умышленное поведение лица в отношении имущества, имеющего отношение к преступной деятельности», заканчивающего сокрытием сомнительного источника финансовых средств и превращения их в легальные.[55] Эта проблема стала глобальной. Она характерна для многих стран и ее решение возможно только совместными усилиями разных государств. При отмывании денег тщательно планируются маршруты и финансовые схемы движения средств, создаются фиктивные компании, эксплуатируются законы об охране банковской тайны, подготавливается подтверждающая «сделку» документация. Часто в схемах задействуются оффшорные банки или компании.

Борьба с отмыванием денег ведется по трем направлениям: идентификация денег как преступных, принятие мер по предотвращению их легализации, наказание виновных. Противодействие отмыванию денег признано мировым сообществом одним из важнейших элементов борьбы с организованной преступностью и международным терроризмом основными международными документами в области противодействия отмыванию денег являются Конвенция ООН «О борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ» (Венская конвенция 1988 г.) и Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская Конвенция 1995 г.). К обоим документам присоединились практически все развитые страны. В 2001 г. (7 августа) и Россия. В 1991 г. Совет ЕС принял Директиву «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег».[56]

Работа западных банков по выявлению фактов легализации преступных доходов начинается с определения подозрительных операций. В мировой практике операция считается подозрительной при одновременном наличии двух признаков: количественного (объем совершаемой операции) и качественного. «К качественным законодательство разных стран причисляет признаки, которые могут указывать на противоправную направленность действий клиента банка. Это, например, внесение больших сумм на счет наличными; стремление при открытии и ведении операций по счетам ограничиться своим присутствием только при открытии счета и избегать последующих контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах; выдвижение без основательных причин требования открыть несколько счетов с различными начальными номерами; предоставление сведений о себе, достоверность которых невозможно проверить, либо заведомо искаженных сведений; прохождение по счетам денежных средств, значительно превышающих реальные возможности клиента в бизнесе; многократное зачисление средств на счет в течение дня разными лицами; проведение операций в особо крупных размерах в интересах третьих лиц, в частности, обмен больших сумм денег; покупка ценных бумаг с их переводом в другой банк».

Причисление операций к отмыванию денег относится к уголовно наказуемым. По законам Англии, например, за такую деятельность предусматриваются штрафы 500 тыс. ф.ст. или до 14 лет тюремного заключения. При этом служащие банка, включая его руководителей, заподозрившие и не сообщившие о сомнительных операциях, могут быть подвергнуты тюремному заключению от 2 до 5 лет или штрафу до 50 тыс. ф. ст. Кроме уголовного и конфискационного преследования применяются ограничение банковской тайны в период расследований, а также правило «Знай своего клиента». Для этого операционист в соответствии с законами своих стран обязаны проводить идентификацию клиентов (по паспорту или документу, заменяющему его. Копии документов должны храниться в досье несколько лет) и сообщать о подозрительных операциях служащим подразделений внутреннего контроля.

По данным Financial Times, ежегодный оборот этой индустрии составляет $590 млрд. и характеризуется потоком денег главным образом из финансовой периферии в финансовые центры. «Рекорд» в этой индустрии принадлежит бывшему диктатору Нигерии С.Абаха, который разместил на счетах 15 международных банков в Лондоне более $4 млрд.[57] Масштабы и угрозы этого «бизнеса» потребовали согласованных действий правительств (под эгидой ООН) и крупнейших международных банков.

В 90-е годы во многих высокоразвитых странах были приняты не только законы о противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, но и созданы аналитические службы финансовой разведки, осуществляющие (по данным ЦБ, банков, налоговых органов и таможен) мониторинг за движением в глобальном масштабе подозрительных валютных ценностей размером более $10–15 000.

7 августа 2001 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», согласно которому с 1 февраля 2002 г. создан Аналитический центр финансового мониторинга за подозрительными сделками на сумму более 600 тыс. руб.[58]

Под легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем российский Закон понимает «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».[59]

К основными мерам, направленным против легализации такого рода доходов, относятся внутренний контроль организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и внешний обязательный контроль. К последнем (Ст.6) подлежат пять видов операций, превышающих 600 тыс. руб. (что эквивалентно $20 471 по курсу Банка России $1/29,31 руб. на 9 августа 2001 г.). К ним относятся сделки, совершаемые: в наличной форме (снятие со счета, зачисление на счет; покупка/продажа наличной валюты; приобретение физическим лицом ценных бумаг; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом средств в уставной капитал); с резидентами из стран-производителей наркотических средств или стран, в которых не предусмотрено раскрытие или предоставление информации по финансовым операциям; операции по банковским счетам (размещение денежных средств во вклад с оформлением документов на предъявителя; открытие вклада в пользу третьих лиц; движение по счету юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации); сделки с имуществом (ломбардные операции, выплаты страховых премий, получение имущества по договору финансовой аренды (лизинг).

К обязанностям организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом Закон относят идентификацию личности (копии документов подлежат хранению 5 лет), предоставление сведений в уполномоченный орган в течение 2-х рабочих дней по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также по запросу уполномоченного органа. Ст.3 настоящего закона обязывает финансовые организации сообщать обо всех подозрительных операциях, «независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренных Ст.6 настоящего Закона».

Закон предусматривает широкое международное сотрудничество на стадиях сбора информации, расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений, но в случае их не противоречия интересам национальной безопасности РФ. Закон оговаривает предоставление и использование информации компетентными органами иных государств лишь с согласия органов государственной власти РФ. Наказание за отмывание денег предусмотрено от 500 МРОТ до 8 лет лишения свободы (для ОПГ – до 10 лет). За нарушение внутреннего контроля финансовые организации рискуют лишиться лицензии.

В конце октября 2000 г. 8 ведущих банков мира (швейцарские UBS и CSFB, американо-британский Citigroup Barclays, английский HSBC, германский Deutsche Bank, французский Societe General, голландский ABN Amro, испанский Banco Santander Central Hispano) подписали Руководство «Глобальные стандарты надлежащей проверки», согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными клиентами.[60] Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделений по проверке денежных переводов в Департаментах управления международных платежей и денежной наличности (Money Transfer Investigation of Global Payments and Cash Management Department).

Macroeconomics Case-Studies и контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: