Понятия: ТНК, МНК и метокорпорация

Существует множество вариантов определения сущности транснациональных корпораций (ТНК), например:

многонациональное предприятие, которое объединяет ресурсы и интеллектуальные возможности разных стран для достижения собственных стратегических целей;

или

предприятие, которое контролирует и управляет производственными подразделениями, по крайней мере, в двух странах, или фирма, которая занимается производством (создает добавочную стоимость) более чем в одной стране;

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами. Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности, МСА:

♦ корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

♦ ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

♦ наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компании;

♦ бессрочный характер существования МНК.

Наряду с термином многонациональный- для определения бизнеса, ведущего международные операции по кому миру, часто используют понятия -мировой или глобальный». При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании:

♦ применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

♦ стремится закрепить присутствие компании на ключевых; страновых (региональных) рынках;

♦ ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам.

Метакорпорация – это объединение нескольких экономических агентов, удовлетворяющее следующим требованиям:

1) хотя бы часть экономических агентов является коммерческими организациями;

2) между агентами существуют устойчивые взаимосвязи (в некоторых аспектах объединение выступает как единое целое);

3) существует стратегический центр принятия решений, который может быть как юридическим лицом, так и группой физических лиц (центральный элемент корпорации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: