Система массового обслуживания -абстрактный объект, в котором выполняется последовательность операций, включает совокупность приборов обслуживания, которые связаны определенным логическим порядком. В соответствии с этой логикой происходит движение материальных носителей —заявок на обслуживание от канала (ОУ) к каналу (ОУ).
Структура систем массового обслуживания представлена на рисунке 4.2.1.
Рисунок 4.2.1 — Структура систем массового обслуживания.
Заявка характеризуется моментом появления на входе системы, статусом по отношению к другим заявкам, некоторыми параметрами, определяющими потребности во временных ресурсах на обслуживание
Постоянно поступающие заявки на обслуживание образуют поток заявок — совокупность заявок, распределенную во времени.
Поток заявок может быть однородным (с точки зрения обслуживания все заявки равноправны) и неоднородным.
Основной параметр потока заявок промежуток времени между моментами поступления 2-х соседних заявок.
Поток заявок может быть стационарным и нестационарным (например, изменяться от времени суток).
Поток заявок рассматривается как случайный процесс, характеризующийся функцией распределения периода поступления заявок (например, простейший поток, поток Эрланга).
Элемент системы, в котором происходят операции, называется обслуживающим устройством. В момент выполнения операций он занят, иначе -свободен. Если ОУ (канал) свободен, то заявка принимается к обслуживанию.
Обслуживание каждой заявки каналом означает задержку в нем заявки на время, равное периоду обслуживания. После обслуживания заявка покидает прибор обслуживания. Таким образом, ОУ характеризуется временем обслуживания заявки.
При случайном характере поступления заявок образуются очереди.
Заявки принимаются к обслуживанию
в порядке очереди (FIFO, очереди с приоритетами и др.),
в случайном порядке в соответствии с заданными распределениями, по минимальному времени получения отказа, и др.
Реальный процесс функционирования СМО следует представлять в виде последовательности фаз обслуживания, выполняемых различными устройствами. Примеры многофазного обслуживания: обслуживание покупателей в магазине (прилавок, касса); производственно-технологический процесс (обработка деталей на станках). Причем эти многофазные системы могут иметь сложную структуру (стохастические сети), как показано на рисунке 4.2.2.
Рисунок 4.2.2 — Стохастическая сеть.
Обслуженная заявка покидает прибор обслуживания и покидает систему (поглотитель заявок), либо движется дальше в соответствии с технологической схемой работы системы.
Различают следующие типы СМО:
- одноканальные и многоканальные — (по количеству ОУ);
- с ожиданием и без ожидания (с отказами);
- с ограничением на длину очереди (или с ограниченным ожиданием) и без ограничения;
- с упорядоченной очередью и с неупорядоченной очередью; с приоритетами и без приоритетов; и др.
Любая модель строится для того, чтобы оценить какие-то показатели качества.
Основные показатели качества обслуживания:
- общее количество обслуженных заявок за какой- либо промежуток
- времени;
- пропускная способность — среднее число заявок, обслуженных в
- единицу времени;
- доля заявок обслуженных;
- доля заявок, получивших отказ;
- время пребывания заявки в системе (от момента поступления заявки в систему до момента завершения ее обслуживания);
- среднее время обслуживания (функция распределения времени обслуживания);
- средняя длина очереди; среднее время ожидания;
- загрузка каналов — коэффициент использования (как доля времени, в
- течение которого ОУ было занято) — характеризует степень
- простоя ОУ;
- и др.
Классические математические методы исследования СМО предложены теорией массового обслуживания. Чем аппарат аналитического моделирования СМО отличается от имитационного моделирования? Аналитические методы весьма стеснительны для решения практических задач: например, часто используется предположения о простейшем потоке заявок (однако для различных фаз обслуживания он может быть не простейшим), об однотипных устройствах и т.п. В имитационном моделировании подобные и другие ограничения снимаются: могут применяться произвольные законы распределения, различные схемы обслуживания (например, порядок обслуживания заявок из очереди и т.п.), СМО исследуется не обязательно в стационарном режиме (возможно изучение переходного режима, когда показатели отличаются от предельных асимптотических значений).
Сущность метода имитационного моделирования для СМО состоит в следующем. Используются специальные алгоритмы, позволяющие вырабатывать случайные реализации потоков событий и моделировать процессы функционирования обслуживающих систем. Далее осуществляется многократное воспроизведение, реализация случайных процессов обслуживания и на выходе модели —статистическая обработка полученных статистических данных, оценка показателей качества обслуживания.