Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Таблица 1.
Динамика объемов производства и реализации продукции (работ, услуг)
Наименование продукции | Значение показателей по периодам, тыс. руб. | ||
2. Стоимостные показатели: Товарная Релизованная | 612 508 780 113 | 815 692 625 948 | 445 586 505 730 |
Итого: | 1 392 621 | 1 441 640 | 951 316 |
В 2006 году производство товарной продукции увеличилось на 203 184 тыс. руб., а реализованной уменьшилось на 154 165 тыс. руб., что составляет 33,17% и 19,76% соответственно. В 2007 году производство товарной и реализованной продукции уменьшилось на 370 106 тыс. руб. (45,4%) и на 120 218 тыс. руб. (19,21%) соответственно.
|
|
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают состав и структура производства и реализации продукции.
При формировании состава и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования состава включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Динамика состава и структуры продукции приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика состава и структуры продукции (работ, услуг), тыс. руб.
Наименование продукции | Вертикальный анализ | |||||
кол-во, тыс.руб. | уд.вес, % | кол-во, тыс.руб. | уд.вес, % | кол-во, тыс.руб. | уд.вес, % | |
Производство автобусов Производство материалов Услуги по ремонту Услуги по сервисному обслуживанию Участок нестандартного оборудования | 348 326 177 608 75 793 2 109 8 672 | 56,87 12,37 0,34 1,42 | 552 146 201 594 55 013 1 806 5 133 | 67,69 24,71 6,74 0,22 0,63 | 252 146 131 090 49 506 3 147 9 697 | 56,59 29,42 11,11 0,71 2,18 |
Итого: | 612 508 | 815 692 | 445 586 |
За период 2005-2007 гг. наибольший удельный вес в составе продукции составляет производство автобусов (более 50%), т.к. выпуск автобусов – основная деятельность предприятия. Производство материалов занимает второе место по количеству произведённой продукции (не менее 24%), что играет немаловажную роль в деятельности предприятия. Самую малую часть из всего состава занимают услуги по сервисному обслуживанию (не более 0,71%).
|
|