Понятие предпринимательского договора и его особенности

Предпринимательским договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). В данном случае договор является сделкой, но предпринимательский договор может трактоваться как правоотношение - договорное обязательство.

Особенности договоров в сфере предпринимательства обусловлены различными факторами: целями их заключения, определенным составом сторон, возмездным характером и т.д.

Договор заключается с целью осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности, наличие или отсутствие такой цели влечет определенные правовые последствия для сторон. В частности, к обязательствам сторон (стороны), заключивших договор в целях осуществления предпринимательской деятельности будут применяться специальные нормы законодательства об обязательствах.

Определенный состав сторон. Стороны (или одна из сторон) таких договоров должны являться субъектами предпринимательской деятельности, таковыми они являются с момента государственной регистрации.

Предпринимательские договоры носят возмездный характер: сторона такого договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Данная особенность обусловливается целью предпринимательской деятельности - направленностью на получение прибыли. Законодательство России содержит принципиальный запрет на заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. В частности, дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается.

Особенностью предпринимательских договоров является и то, что споры, связанные с их заключением, изменением, расторжением и исполнением, в основном рассматриваются в специальном порядке (арбитражным или третейскими судами).

Особенности предпринимательского договора.

Особенности заключения предпринимательских договоров.

Большое значение в предпринимательской деятельности имеет такое средство привлечения контрагентов по договору, как реклама. Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом и юридическом лице, товаре, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей начинаний. Реклама предшествует оферте (предложению заключить договор). Она может осуществляться в различной форме; помещением объявлений в печати, на телевидении, рассылкой проспектов, буклетов, каталогов, устройством рекламных счетов. Обычно такая информация не содержит существенных условий договора и не является офертой.

Публичная оферта, под которой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (ст. 437 ГК РФ). Публичная оферта может выражаться, например, в рассылке прайс-листов, в некоторых рекламных объявлениях, содержащих все существенные условия договора. К существенным условиям относится определение предмета договора, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Акцептом считается полный и безоговорочный ответ стороны, которой адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В предпринимательской деятельности возможна такая форма акцепта, как совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, конклюдентных действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, выполнение работ и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: