Олимпийский идеал соперничества в атмосфере братства и дружбы между народами — это вымысел, порожденный неверным толкованием олимпийского перемирия. Всем городам-государствам, участвовавшим в пятидневных игрищах, запрещалось вести военные действия до, во время и после празднества. Однако древние руководствовались отнюдь не альтруистическими мотивами. Они всего лишь хотели, чтобы спортсмены и их болельщики добрались до Олимпии без потерь.
Одну из главных целей состязаний греки видели в подготовке мужчин к войне. По словам профессора Венди Рашке, специалиста по античности из Калифорнийского университета Риверсайд, «игры были важной частью жизни воина, доказательством его доблести».
Прыжки в длину, метание копья и бег в доспехах — все это не похоже на мирные занятия. Самым пoпyлярным зрелищем был панкратион, уличная драка без правил. Запрещалось только кусаться и выдавливать сопернику глаза. На протяжении нескольких столетий два города, Элида и Пиза, боролись за привилегию контролировать Олимпийские игры. В IV веке до н.э.спор вылился в вооруженный конфликт, и во время соревнований по пятиборью шел бой.
Победа не главное
Этот благородный идеал провозгласил барон де Кубертен: «Самое главное в жизни не победа, а участие. Суть в интересной борьбе». Но победа для греков была единственным мерилом успеха. На древних Олимпиадах не присуждались призы за вторые и третьи места. А что же проигравшие? Пиндар повествует: «Они крались закоулками, поодиночке, скрытно, сильно уязвленные своим поражением».
Чтобы добиться победы, атлеты ничем не брезговали. Особенно популярен был подкуп. Кулачный боец из Фессалии Эвпол победил, подкупив своих соперников. Кал-лип Афинянин тоже заплатил своим противникам на соревнованиях по пятиборью, а Дамоник из Элиды наблюдал за победой своего сына Поликтора в борцовском поединке, после того как подкупил отца его соперника.
Борцы тайно натирались оливковым маслом, чтобы соперник не мог удержать их в захвате. В забегах на длинные дистанции спортсмены бегали по короткой дорожке, изобилующей крутыми поворотами. Там они либо срезали углы, либо ставили подножку соперникам.
Нечистые на руку атлеты были обязаны давать деньги на бронзовые статуи Зевса, которые воздвигали в назидание другим на пути к стадиону. Античный автор писал, что во время одной из Олимпиад во II веке до н. э. было установлено 16 таких статуй.