Американская малая проза. Андерсон,Хемингуэй,Карвер

Во 2-м десятилетии 20в.Америка пережила лит.революцию,к-ая перечеркнула идеи, формы и установки 19в. 20-е гг были временем экспериментов,поиска новых ценностей и смысла жизни.Париж.салон Гертруды Стайн(1874–1946) стал центром амер.литераторов-экспатриантов,. Новелла занимает особ.место в лит.истории США.В 20-е гг произошел корен.перелом в амер.новелле,связанный с именем Андерсона (книга новелл "Уайнсбург, Огайо"(1919),"Триумф яйца"(1921),"Кони и люди" (1923),"Смерть в лесу" (1935). Ш.Андерсон (1876–1941)один из первопроходцев модернизма в США и основоп-к амер.новеллы нов.типа. В 21 жил во Фр,где сблизился со Стайн.19 выходит книга нов-л "Уайнсбург,Огай». В нов-х нет дей-й,события запрятаны в подтекст.В основе раскрытие псих-и героя,детальн.исслед-е его эмоций. широко использовались принцип сжатого времени, кинематогр.приемы,включались внутр. монологи героев. Сборник состоит из 22 рас-в,подзаголовок – «книга гротесков». Такое же название у первой нов-е,посвящ.стареющ.писателю,к-ый записывает свои сны.Прорываясь через шлюзы бессознательного в виде гротесков,они приносят и боль и радость и возм-ть почув-ть себя молодым.В" Шарики из бумаги" выведен некто доктор Риффи,стар.нелюдим.чудак, записывает свои мысли на клочках бумаги,затем кладет их в карман,там они слеживаются в комочки.За образом шариков из бумаги открывается безысход.одиночество героя,к-ому невозможно ни с кем поделиться тем,что его тревожит или мучает.Образ свернутой в тугой комок чел.мысли выступает воплощением идеи некоммуникабельности.Адольф Майерс ("Руки"), талантл.учитель,ласково гладит своих учеников по голове,учит мечтать,его призерают,сбежает из родн.города,меняет фамилию (Уинг Бидлбом),становится чемпионом по скоростн.сбору клубники,руки его востребованы.Все герои "мал.люди",сред.американцы,у каждого есть своя особ-ть,"чудинка".Чудачество как поднимает над их окруж-ем,так и усугубляет их одиночество.Собирателем гротеск.историй становится мол.репортерУиллард.Он переходит из новеллы в новеллу.Мир "героев-гротесков"трагичен,глубокий разлад ч-ка со средой,выход из такой ситуации невозможен.Новаторство А.в об-ти новел.жанра оказало огромное влияние на всех современных писателей в США.Вслед за ним появились нов-ы Хемингуэя,Фолкнера,Фитцджеральда,Стейнбека,Колдуэлла,Апдайка,Сарояна, Сэлинджера.

Эрнест Хемингуэй(1899—1961), навсегда сохранил пометину "потерянных"(те,кто прийдя с войны,не видят больше отличий м\д войной и миром и те,кто пережив трагедию разочар-я в мире,без всякой войны оказываются посторонними).Проза его отточенная, предельно экономная в изобраз.ср-ах,опиралась на лич.опыт писателя. разработал прос.и свеж.манеру письма-сдержан.,экономн., объективн, приближ.к разгов.речи.Е го отец,врач, помогал индейцам в мест.резервации,брал сына с собой-это отразилось в рассказах о ран.годах хемин.лир. героя Ника Адамса ("В наше время").Определивший судьбу Х.опыт Пер.мир. лег в основу новелл сборника "Мужчины без женщин"(1927). В 23г выходит книжечка «Три рассказа и десять стихотворений» и сборник прозаич.миниатюр «В наше время»,состоял из коллажа «стоп-кадров»-виденного автором на европей.и на греко-турец.(22-23г)войне,в Чикаго,Испании на корриде.В 25г публикуется расширен. вариант этой книги,включает 15 нов-л(объединенных фигурой Ника Эдамса,мол.американца,побывавшего на войне),среди к-ых «Дома»,«Кошка под дождем», «На Биг-Ривер».Стирается граница м\д воен.и послевоен.временем.Действие первых пяти новелл происходит до войны, предшествующие им главки неизменно отражают военную тематику, шестая интерлюдия и связанный с нею рассказ знаменуют переход к послевоенному времени.

В 1980-е гг в литру приходит нов.поколение писателей: Раймонд Карвер (1939-1988),Дж.Дидион,Мейсон,Тайлер.Многие из них фигурируют как «нов.реалисты» или минималисты, т.е.сержанно-нейтрал.поверх-ть пов-я,подчеркнутая невыр-ть тем и сюжетов,приглуш-ть,почти не заметность слож.иронич.смысл.игры. Дебютировал рассказом «Чудовищная погода» 61. Проза Карвера с первой же фразы поражает простотой и отсут-емзамысловатости. Кратк.реплики персонажей состоят из ходов.слов и выраж-й в речи совр.американцев.Рассказы Сюжеты повествуют о зауряд.житейс.делах:семейн.радости,ссоры м\д супругами, потеря работы,переезде из 1 города в др.,дорож.происш-ях,распродажа ненужн.домаш.скарба.Рас-зы завораживают своей глубиной,недосказ-тью и загад-тью.

Книга "О чем мы говорим,когда говорим о любви»81. В но-ле "Ванна"о хрупкости человеч., особенно детс.,жизни,к-ая оказывается под угрозой,о силе инерции повседнев.существ-я,о том,что никакая катастрофа не может остановить течения жизни.Этот рассказ о несчаст.случае,к-ый произошел с мальчиком по дороге в школу в день его рождения,и как переживали это несчастье его родители.Отвечать на вопросы каж.читатель будет по-своему, подтекст неисчерпаем.Рас-зы К.зовут людей к размыш-ю об общих бедах и неурядицах,к поискам пути выхода из духов.кризиса и депрессии.

14. Немец.послевоенная литература. Группа 47.

20в-время интенсив.политизации нем.литры,писатели часто вовлекались в борьбу различ.партий,групп,идеологий. ри драматич.события определяли судьбу Г.и ее литры:Перв.Мир.война,годы фашист.диктатуры(1933-1945),раскол страны сначала на 4 оккупацион.зоны(1945-1949),а затем на 2 гос-ва(ФРГ и ГДР-1949-1990). Сам.мощн.литературно-художествен.движение в Г.- экспрессионизм. На почве нравствен.осмысления «немец.вины» в Запад.Г.в 1947г возникла «Группа 47» -объед-е писателей,не желавших возрождения милитаризма и национализма.у ее истоков-деят-ь журнала«Призыв». Основоположники:Рихтер,Андерш,Кольбенхоф.Присуждаемые в 50г премии Группы были сам.престижными в ФРГ,их получили Айх,Белль,Айхингер,Бахманн,Вальзер,Грасс, Бобровский и др.

Генрих Белль(1917-1985) -послед-ль Группы,«совесть нации». Родился в семье католика,воевал. Немец.боль,стыд, вина с глубок.личн.пережив-ями сделались сквозн. лейтмотивами его ТВ-ва.В 47г-перв.рассказ «весть»,в 49г повесть «Поезд прибывает по расписанию». Главн.тема-осмысление путей защиты челов-и в жесток.и бесчелов.мире.Разоблачит.пафос свойственен всему ТВ-ву Б.Критикуя церковь,глубоко каталичен.Ключев.слово ТВ-ва-сопричастность!Его персонажи вступают в контакт с миром в силу неких изначал.св-тв своей натур.Ни положит.,ни отрицат.герой не может выпрыгнуть из себя,истин.натура одерживает вверх.Для мн.пр-й характерен лиризм-носитель выстрадан.правды. «глазами клоуна 63г» Обычно критики связ идею романа с критикой послевоенной Германии. все ее содержание — один вечер из жизни клоуна. профес клоун попал непри ситуацию — от него ушла жена и он повредил колено и долго теперь не сможет раб, упал он на глазах публики.Теперь клоуну нужны деньги. Он кладет перед собой лист с номер тел-в всех своих знакомых и родных (родители его очень богаты, но они никогда не помогали сыну-клоуну). И, поочередно обзванивая всех, в перерывах вспоминает всю свою жизнь. С неклюдьми у него связаны хор воспом-я, с нек трагич. Эти воспом и сост-т всю книгу. Шнир видел Вторую Мир войну, он прошел и ч-з богатство и через бедность. Он вспом-т своих двуличных знакомых, таких как его мать,(была нацисткой, сейчас, возглавл бюро «Смягчим расовые противоречия»). И он вспоминает свою жену, свою перв встречу с ней, перв ночь. В процессе повествования читатель вместе с самим клоуном начинает понимать, что главн целью звонков знакомым являются вовсе не деньги, а жена Шнира — Мария. Он пытается найти ее, но весь мир словно обернулся против этого, все их общие знакомые скрывают ее местонахож-е и не желают ей ничего передавать.Мария очень религиозная женщ и именно это и погубило их семью. Шнир не «расписался» с ней, поскольку для этого требовалось оформить огромное колво бумаг в церкви, к кот принад-ла Мария. Он пыт-ся убедить всех ее знакомых, что, независимо от того, были они обвенчаны с Марией или не были, они муж и жена, и, уходя от него к другому, она нарушает заповедь. Но тот человек, к кот ушла Мария, тоже католик, и даже родной брат клоуна (он монах) стал против Шнира.Постеп стан-ся очевидно, что Шнир в тупике, и это настр безысх-сти и вселенской обиды мастерски передано автором.произв сильно растянуто, некот абзацы порой повтор=ся

-Б.будто бы заимствует тематику и проюлематику«Жестяного барабана»59г.Ганс Шнир-двойник Оскара Мацерата,оба художники(Артисты),добиваются успеха и любви в презираемом ими общ-ве и добровольно отказываются от своего успеха. Тема непреодоленного прошлого вступает в многознач.соприкосновение с темой шута. Патрик Зюскинд(1949) ,81-перв.пьеса «Контрабас».85–роман «Парфюмер»,87- новелла «Голубь».91-автобиограф.пр-ие «История господина Зоммера». «Парфюмер» 85г,подзаголовок «История одного убийцы»,рассказывает о жизни чел-ка, чья «гениал-ть и феноменал.тщеславие ограничивалось сферой,не оставляющей следов в истории-летучим царством запахов».Дей-е происходит во Фр.сер18в,эпоха Просвещения. Приём автора-принцип псевдо-историзма.Он убеждает читателя,что описанное действительно когда-то происходило,сообщая событиям романа хронологич.точность. Текст насыщен датами,отмечены время и обстоят-ва их смерти героев.Тот же эффект кажущейся реал-ти автор использует,описывая места,где происходит дей-е.Сюжет начинает и заканчивается в день рождения гренуя во Фр.на Кладбище невинных.Путешествия героя не выходят за пределы Фр.(Парижа-Овернь-Монпелье,-Грасс-Ла-Напуль-Грасс-Париж).

15.Постподернистская проза 50-х гг. Постм-м-продукт столь позд.стадии развития зап.цивилизации,когда уже “все сказано” и нов.идеи в литре невозможны.Одни считают постмодернизм продол-ем и разв-ем модернизма,Другие видят в кул-ре постмод-ма разрыв с классич.мод-мом пер.пол-ны века. Модернизм: романтизм, символизм,Форма (последов.,завершен.),Целенаправ-ть,Замысел,Иерархия, Мастерство /логос,Законч.пр-е ис-ва,Дистанция,Тв-во/синтез,Присутствие, Центрирование,Жанр/границы,Семантика, Парадигма,Метафора,Отбор,Обозначаемое. Постмодернизм: Бессмыслица,Антиформа(прерыв.,открыт.),Игра,Случайность,Анархия, Усталость /молчание,Процесс /перформанс/хэппенинг,Соучастие,Разложение / деконструкция,Отсутствие,Рассеивание,Текст /интертекст,Риторика,Синтагма,Метонимия Комбинирование,Обозначающее.Теоретики постм-ма утверждают,постмод-м отвергает свойственные мод-му элитарность и формальное экспериментаторство,трагизм в переживании отчуждения.постмод-м переживает дегуманизацию планеты,конец истории,конец чел-ка.худ-к-постмод-т знает, что слово и язык субъективны и способны отразить какие-то моменты индивид.точки зрения.Писатель-постмод-ст выражает усталость ч-ка от жизнен.борьбы,пустоту существ-я.В постм-ме ис-во становится необязат.,анархич.,ироничным.В основании лит-ры лежит понятие игры.Игра заполоняет все и поглощает саму себя,ведет к утрате цели и смысла игры.Постм-ты заявляют,пришла пора отказаться от традиц.категорий прекрасного и подлинного,потому что мы живем в мире одноднев.подделок,фальшив.данностей,в мире имитаций. В постмод.пр-ях резко вырастает степень самосознания,самокритики внутри текста; писатель не скрывает от читателя,каким путем он достигает того или иного эффекта, предлагает читателю на обсуждение те выборы,к-ые стоят перед автором текста,это обсуждение с читателем тоже приобретает хар-р игры.Все крупнейшие писатели конца 20в в той или иной мере затронуты постмод-м. Француз. “нов.романисты”Саррот,Анри Роб-Грийе,Клод Симон; немцы -Гюнтер Грасс,Патрик Зюскинд; американцы -Джон Барт и Томас Пинчон; англичане -Джулиан Барнс и Грэм Свифт,Салман Рушди; итальянцы Итало Кальвино и Умберто Эко,и в расцвете латиноамер.романа (Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар),и в тв-ве восточноевроп.писателей (Милан Кундера, Агота Кристоф, Виктор Пелевин).

Ален Роб-Грийе (1922-2008) занимается описанием мест,простран.расположения вещей.Читателю кажется,что он находится в театре теней,к-ые следует материлизовать на осн-и предложенных подсказок.Мир был бы совершенно пуст,лишен знач-й,если бы ч-к,к-ый введен в его границы,не пытался бы вступить с ним в слож.отн-я. фр.романист, эссеист и кинематографист.Пер роман«Резинки»53,55-«Подсматривающй»,57-«Ревность».В романах почти нет дей-я.Книга содержит подробн.описания неодушевл.предметов («шозизм»),персонажи несущественны,обозначаются инициалами. Рассказчик-нигде не упомянутый наблюдатель-хроникер,повествует в отстраненном тоне,однако на самом деле со страстью воспринимает объекты и события,имеющие отн-ие к роману его жены с др.мужчиной.Ход времени прерывается бесконеч.повторами одних и тех же эпизодов. Роман «В лабиринте»59г – на гране реального и нереального.Фоном бытия,небытия становится призрачный город.По его заснежен.улицам бродит солдат,к-ый должен передать родственникам убитого товарища его вещи.Фонари,двери подъездов,коридоры,лестницы-все это в роли зловещ.зеркал.

50-60гг-время постмодернизма-»проза кошмаров»,школа черн.юмора.Корифей этой школы- Джон Барт(1930) -прозаик,литературовед,критик. американский писатель.Его постмодер.романы-эксперимент,комич. отражали его гнев и отчаяние о мире нелепом и бессмысленом «Торговец дурманом»60,описывает времена 17в в Мэриленде,и ловко высмеивает историч.романы. В роман «Плавучая опера»56г перед героем встает вопрос убить себя или остаться жить,герой так и не принимает решений.Роман «Конец пути»58г:герой заболевает таинствен.болезнью-космопсис,симптон-равнодушие ко всему на свете.Ему на помощь приходит лекарь с методом лечения мифотерапия.

Лоренс Дарелл (1912-1990) «Квартет» опубликован в 57-61. Роман " Жюстин " пер. книга александр.квартета.Александрия-город,где встречается запад с востоком.Город, благодаря своей библиотеке ставший навеки символом величия интеллекта и одновременно его бессилия перед слепой силой варварства.Жюстин-это не Жюстин вовсе,но «бедн. тринадцатое дитя Валентина,падшая «не подобно Люциферу»,через восстание против Бога,но через слишком пылкое желание единения с ним».Дарли-искра,брошенная в материю и ищущая освобождения через запретный гнозис любви,ибо связь с Жюстин д\ него «не похоть и не прихоть,но необх-сть узнать кое-что через друг друга».ключ. слово – «познание»,единое д\мистерии богопознания и мистерии секса.Название перв.тома квартета и эпиграф из Маркиза де Сада настраивают читателя на определенную волну. Даррелл в своем «иссл-и совр.любви»изображает любовь,как «окопн.войну,где врага не видишь,но знаешь,что он рядом и голову следует держать пониже».

Гюнтер Грасс (1927) Образным языком был написан роман «Жестяной барабан»59г. олучил премию «Группы 47»,в романе реальн.историч.события конфронтируют с сюрреалистически-гротескн.образн.языком Грасса.Повеств-е от 1 лица,от Оскара Мацерата.Роман-восспомининия,герой сидит в одиночн.камере в психиотр.больнице, якобы психически нездоровый,но на самом деле он просто хотел отдохнуть ото всех и всего.Это не только 30лет жизни героя,но и истории 10-в лиц.Герой наделен уникал.способ-тями,он воспринисает мир уже в утробе матери,а в 3 год решает остановить рост на 94см,чтобы остаться самим собой и не играть в игры взрослых.Оскар развивает в себе обостренную наблюд-сть,ясновидение.В 3 года ему дарят барабан,с пом-ю к-го он научился выражать свои чув-ва,становится виртуозом и гастролирует по стране.Грасс затрагивает историю Германии 20в,отн-я разных наций.

Макс фриш(1911-1991) «Юрг Рейнгарт»3, «Ответ из тишины»37.В 40-м после прочтения романа Келлера «Зеленый Генрих»,разочаровывается в собств.тв-ве. работает д\театра и пишет пьесы:«Санта Крус»,«Они опять поют»,«Китайс.стена». Мир.извест-ть принесли романа:«Штиллер»5) «Homo Faber»57, «Назову себя Гантенбайн»64.

«Homo Faber» (57). ВАЛЬТЕР ФАБЕР- герой романа, швейцарец, 50-лет. инженер, космополит, живущий то в Париже, о в Нью-Йорке,то в Лиме.считает,что «эпоха романтики давно кончилась»,его идеал-чел-к производящий»,гордится,что таковым является,принося пользу отдел.людям,всему чел-ву.полагает,что в жизни,как в мат-ке и в инженерии,царствует логика и не может произойти ничего неожиданного.История говорит о непредсказуемости жизни,о ее трагич.сюрпризах,к-ые никакой логике не подчиняются.Случайно встретив девушку Елизавет (Сабет),полюбил по-настоящему. Теперь он понимает,что существуют не только машины,чертежи, что есть нечто иное: природа,красота юности,великое древнее ис-во,солнце,блики на воде.Неожидан.горе (Сабет умирает от укуса змеи)отягощено страшн.известием:Сабет оказывается его дочерью.Грех инцеста разбивает вдребезги всю жизн.программу Ф.:в конце концов выясняется,что его давно подтачивает неизлеч.болезнь,готовясь к операции,понимает,что прожил жизнь зря,не принеся счастья близким людям,совершив в молодости предательство своей любви.Современный технократ становится жертвой рока.Роман Фриша породил больш.литру,посвященную проблеме самоидентификации личности, отчуждения и потери себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: