М. Салтыков-Щедрин: эволюция сатирического творчества от 40-ых к 80-ым годам 19 века

Быть сатириком – это дар, быть писателем-сатириком – это не значит быть просто писателем, это гораздо больше. Рев. Демократ, социалист, просветитель по своим идейным убеждениям, С.-Щ. отрицал все формы угнетения человека человеком. Идейно-эстетические воззрения С.-Щ. формировались с одной стороны под воздействием усвоенных им в молодости идей Белинского, идей фр. утопических социалистов и вообще под влиянием широких философ., литер. и соц. исканий 40-ых годов, а с другой стороны – в обстановке 1-го демократич. подъема в России.

Начало творческого пути (40-е г.) – написание «Губернских очерков», где начинается переход от юмора к сарказму. В этой книге С.-Щ. обличает многие пороки чиновников, но ведущая тема - взятничество (очерк «Скука», а тж очерки «Озорники», «Надорванные», «Аринушка»). В рассказах, картинах, сценах, пейзажных зарисовках, сказках, размышлениях «записок» Щедрина возникает поток живой жизни в ее многоликости и многоголосии. Что же поражает в нем читателя? Как в одной из отдаленных губерний (а зн. и во всей России) непосредственно реализуется слож-ся система гос. устр-ва, к-рая определяет не только соц. отношения, но и нравств. состояние общества. Общий итог книги – «Дело – в системе…». С-Щ любит народ, дух. мир народа и любовь к родине сливаются в мировоспр-ии писателя как положит. Начала русской жизни, определяющие лирическую интонацию некоторых страниц книги, но эта лирич. Интонация здесь же перебивается и иронией: трезвый взгляд на жизнь разрушает идиллическую мечту о возможности всеобщего единения, да и чистота народной души порой вызывает сомнения («Варвар же ведь и мужик, как его разожгут – что твой зверь»)

Губерн. очерки – этапное произведение в масштабе русс. л-ре: от пушкинской манеры изображения дух. жизни, дух. мира дворян и разночинцев он перешел к гоголевской (изображение жизни крестьянства, описание народных предрассудков). Консерватизм и невежество надо расшатывать не юмором, а сатирой. Чернышев: «Гоголь был сатириком, но ему не хватало вскрытия взаимной связи разоблачаемых зол русской жизни». С-Щ пошел дальше и выше: он вскрывает связь, он глубже Гоголя проникает в чиновн.-бюрократич. казуистику, показ-т соц. основу грабительства (помещик тянет себе, чиновник – себе, и в народе разные нравы…) писателем был найден сатирич. жанр облич. очерка, кот. восходит к физиологич. очерку.

в 60-ые годы – усиление С-Щ-ой сатиры в его тв-ве. 1874 г. – заканчивает цикл рассказов «Помпадуры и помпадурши». Этот цикл рассказов нач-ся с удаления на пенсию помпадура времен Николая 1. Он обижен тем, что его время вышло. Чиновн-во старого и нового типа отличается наличием «сомневающихся помпадуров», кот-е признают нек. ограничения в размахивании рук. Утопическая модель мира помпадуров: самая лучшая администрация закл-ся в отсутствии таковой. С-Щ исп-вал сочетание сатиры и реальности, благодаря чему отпала надобность в авторских бублицистич. объяснениях.

«История одного города» это револ-демокр. сатира на самодерж. режим и царскую демократию. В ней С-Щ исп-вал приемы пародии, гиперболизации и гротеска. «ИОГ» - это история России. Город, где происходит действие, Щ назвал Глуповым, а первый из длинного рядя градонач-ков – Брудастый, тот у кого органчик в голове вместо нормального человеческого устройства, «фантастический путешественник» - Прыщ с фаршированной головой – вот действующие лица его книги, вот реальная жизнь России. Два угла зрения на это ХП: 1)сатира, изображающая власть имущих; 2) гневное бичевание народа. В этом ХП царь сменяет царя (Фердыщенкин, Бородавкин, Негодяев, Угрюм-Бурчеев – вот представители абсолютно глупых, недальновидных правителей). У Щ нет ни одного героя с нормальной головой, т.к. дать на страницах книги Прыщу или Брудастому нормальную голову, значило бы отступить в бессилии перед видимостью («градоначальник с фарш. головой – это не человек, а именно градонач-к, распоряжающийся судьбами многих тысяч людей» А.Н.Пыпин). С-Щ показывает правителей- идиотов, превратившихся в машину угнетения народа. Важна роль летописца-рассказчика (каждый градон-к не знает о другом, но рассказчик собирает все воедино). Смех Щ горек, но есть в нем и высокое упоение тем, что все, наконец, предстает в истинном свете, всему объявляется настоящая цена.

«Господа Ташкенцы» - сатира на русск. «цивилизаторов». С-Щ показ-т, как в нетронутый край хлынуло чиновничество и начался грабеж богатейшего края. Ташкенцы – символич. обозначение наступившего в России века ажиотажа, погони за наживой.

70-е годы «Благонамеренной речи» - цикл очерков, в кот. Щ запечатлел хар-ры тогдашней действит-ти (буржуазия и делячество, «охранители» режима, оскудевшее дворянство, помещик-приспособленец в пореформенное время).

«Господа Головлевы» - новый тип соц.романа (зд. трагедия нравств. деградации паразитич. личности + проблема возмездия в романе). Действие «ГГ» нач-ся еще при крепостном праве в помещичьей усадьбе, там и продолжается, хотя права больше нет. На страницах р-на вымирает весь Головл. род. Историч. выморочность входит в кровь, проникает в естество, передается из поколения в поколение. Иудушка и Аннинька доживают свои дни в пьяном беспамятстве и угаре. Р-н еще не завершен, а финал Иудушки был всем как будто очевиден. «ОН может делаться все хуже и хуже… и умереть на навозн. куче» (Гончаров), но «нанеси себе удар ножом, пустить пулю в лоб – это значит все-таки осознать ужас своего положения, безотрадность падения». – Гонч. не верил в эту способность Иудушки, но С-Щ показал прогрессию человека, Иудушка замерзает – пассивно, но все же сам.

«Сказки» 70-80-х годов впитали в себя темы всего предыдущ. творч-ва С-Щ. Здесь сочет-ся элем-ты фантастики с реальной политич. жизнью. Своеобразие жанра: исп-ие фолькл. тем, образов, их политич. заостренность, сочет-ие аллегории и реал-ма. Темы сказок: 1) любовь к народу, презрение к его угнетателям (сказка «Коняга», «Пустопляс») 2) эксплуататорство, жестокая класс. борьба («Дурак», «Деревен. пожар», «Соседи») 3) критика царск. чинов-ва («Недремлющее око», «Праздничный разговор») 4) антинародн. теория («Премудрый пмскарь», «Здравомысл. заяц», «Самоотв. заяц») 5) тема самодерж-ия («Медведь на воеводстве», «Бедный волк», «Орел-меценат») + «Как мужик двух генералов кормиил». «Сказки» подводят итог его 40-ней работы С-Щ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: