Творчество Л.Толстого до «Войны и мира»

Взгляды Толстого на литературу, ее назначение не были одинаковыми в разные периоды его жизни. Тревоги и волнения, непрестанные поиски истины и напряженный труд были постоянными спутниками творческих свершений Толстого. Жизнь, ее запросы и высокие цели являлись для Т. мерилом творчества, его роли и значения.

Ранние произведения на первый взгляд кажутся обособленными от общего процесса развития русской литературы первой половины 19 века. Темы нравственные, психологические привлекали внимание молодого писателя. Связи раннего Т. с предшествующей литературой более тесные и органичные. Основной центр повестей «»Детства»», «»Отрочество»», «»Юность»»-формирование молодого человека, его отношений с окружающей средой, история исканий им своего жизненного призвания. Формирование молодого человека, поиски им своего жизненного призвания Т. рисует как историю постепенного открытия мира, познания героем самого себя. Внимание писателя привлекают духовный рост героя и его заблуждения, жизненные конфликты и нравственные искания.

«»Детство»»-это не столько рассказ о событиях, входящих в жизнь юного героя, сколько повествование о его душевных переживаниях, возникающих в процессе познания действительности. Изображение чувств, мыслей Николеньки Иртеньева открывает внутренние задатки героя, непосредственность его восприятия жизни, склонность к правде, добру, острую детскую наблюдательность. Мир Николеньки-это мир, становящейся все более сложным и противоречивым.

«»Отрочество»»(1854) и «»Юность»»(1857) с новой стороны открывали процессы формирования человеческой личности, ее отношения со средой. В отличие от своих предшественников-писателей первой половины 19в., автор рисует не только влияние среды, но и отталкивание от нее, преодоление привычного, устойчивого. Подробно анализируя движение чувств, мыслей Н.Иртеньева, писатель показывает возможности юного героя, вожможности человека в его противостоянии среде, его духовном самоопределении. Светский образ поведения, принадлежность к привилегированной среде казались Николеньке высшей ценностью, высшим благом бытия; все что находилось за пределами избранного круга людей представлялось ему недостойным внимания. И не только здесь, но и в «»Отрочестве»» и «»Юности»» Т. показывает воинствующий аристократизм Николеньки, его презрение к людям, занимающим более низкое положение в обществе. Все токого рода представления, чувства автор рисует как процесс развращения от отрока и юноши. В трилогии широко использованы автобиографические факты. Многие переживания ее героя близки чувствам и переживаниям юного Толстого, но все это претворено в большие художественные обобщения. Пока создавалась трилогия, происходил духовный рост самого художника, ему становилось тесно в рамках прежней творческой концепции произведения. Автора начали волновать новые художественные проблемы; поэтому вторая половина юности не была написана, так же не осуществилось намерение создать еще одно произведение этого цикла-«»Молодость»». При некоторой незавершенности трилогии, повести, входящие в ее состав-целостное художественное произведение, отмеченное единством героя, единством своей проблематики. Сквозь заблуждения героя вырисовывается его горячее стремление к совершенствованию. Нравственный критерий выступает здесь в поисках героем своего жизненного призвания и в оценке им окружающих людей, в стремлении к полной жизни и в неприятии ложного, мелочного. Трилогия-это история человеческой души, история роста молодого человека.

Работа над трилогией прерывалась напряженным творческим трудом над другими произведениями («»Набег»»1852, «»Записки маркера»»1853, «»Рубка леса»»1855, «»Утро помещека»»1856 и особенно «»Севастопольские рассказы»»1855). Рассказы «»Набег»», «»Рубка леса»», «»Записки маркера»» обладают своими идейными и художественно-структурными особенностями. Испытание внутренней силы человека, человек и трудные жизненные обстоятельства-основная их тема. Здесь рисуется поведение людей в особенных, необычных условиях. В «»Набеге»» изображены люди в обстановке военных опасностей, требующей самообладания, силы духа.

В «»Рубке леса»» отразились сложные впечатления, которые вынес Т. из своей военной службы на Кавказе, открывшей ему широкое поле для жизненных наблюдений. В рассказе изображается воздействие на людей трудных условий, их отношения к жизненным испытаниям. Рисуя индивидуальное в облике своих героев, Т. подчеркивает и общее, что свойственно простым людям, русским солдатам,-их спокойное мужество, лишенное крикливости. В настоящем русском солдате не заметно хвастовства, желания разгорячиться во время опасности.

Важная роль в творчестве Т. принадлежала событиям, связанным с Крымской войной 1854-1855гг. Писатель был непосредственным и деятельным участником обороны Севастополя. «»Севастопольские рассказы»» состоят из трех очерков: «»Севастополь в декабре»», «»Севастополь в мае»», «»Севастополь в августе»».

Идеи «»Набега»», «»Рубки леса»» нашли продолжение и развитие о Севастопольской обороне. Изображая войну, Т. решительно отказался от батальной «»живописности»», он рисует войну в настоящем ее выражении-в крови, в страданиях, в смерти. Тема испытаний человека в трудных обстоятельствах, тема мужества, развитые в кавказских рассказах, получили освещение в новеллах об обороне Севастополя. Внимание Т. привлекают к себе прежде всего будни вайны, ее неприукрашенный облик. Писатель открывает ту самоотверженность, ту непреклонность, мужество, которые очень ярко характеризуют массовый героизм. «»Севастополь в мае»»-вторая новелла, рисующая поведение на войне офицеров-аристократов, их духовный мир. Не любовь к родине определяет действия этих героев, а тщеславие, соображения карьеры. За словесным патриотизмом открываются низменные чувства и стремления.

Развенчание ложной военной романтики, воссоздание трезвой правды о войне составляет содержание рассказа «»Севастополь в августе 1855года»». В нем широко показаны прифронтовая жизнь, драматические события, предшествующие падению осажденного города, поведение людей в разной обстановке. «»Севастопольские рассказы»» отразили силу и величие народной героики. Автор ставил целью в обыкновенном раскрыть величественное, в героическом-простое, человеческое. Здесь реалистическое исскуство вобрало в себя творческий опыт трилогии-с ее психологическим анализом, опыт кавказских рассказов-с их яркой обрисовкой характеров. Здесь расскрылись и новые черты творческого метода писателя-эпическая монументальность, сливающаяся с героикой, с детальным изображением внутреннего мира человека.

После возвращения из Севастополя, к концу 50-х и нач. 60-х г. Т. пишет повести «»Юность»», «»Семейное счастье»», рассказы «»Три смерти»», «»Альберт»» и др.

«»Утро помещика»»-рассказ, опиблик. 1856г. Рассказ написан в духе сурового реализма, который ярко проявился в севастопольских новеллах. Здесь показ бедственного положения народа в соединении с раскрытием жизненных мсканий центрального героя. Основная внутренняя коллизия-это отчужденность между крестьянами и господами. Нехлюдов по-своему искренне хочит добра крестьянам, хочет улучшить их жизнь, быт. Но делоет это как их хозяин, как барин. Попытки Нехлюдова помочь крепостным являются одновременно осуществлением его барской власти. Всякие начинания Н. встречают недоверие со стороны крестьян. Соприкасаясь с народной жизнью, Т. чувствовал не только противоречие между крестьянами и дворянством, но и назревающий открытый конфликт между ними.

Большое значение в творческой биографии Т. имела его поездка за границу в 1857г., во время которой он побывал в Германии, Франции и Швейцарии. Сопоставление различных социальных укладов заставило Т. глубже почувствовать отрицательные стороны жизни отсталой феодальной России. Одновременно писатель ощутил и острейшие противоречия капиталистического общества. Реальное событие, свидетелем которого писатель в Люцерне, в Швейцарии, послужило поводом для появления рассказа-памфлета «»Люцерн»». В нем Т. как бы суммировал свои впечатления, вызванные пребыванием за границей. Буржуазная цивилизация и судьба человеческой личности-основная тема этого рассказа. Буржуазная цивилизация отталкивает Т. своей жестокастью.

«»Семейное счастье»»-повесть замысел которой включает всебя изображение противоречивых душевных движений-горячей любви и охлаждающихся чувств, порывов и сомнений в людях, в жизни. Это история отношений любящих друг друга людей. Толстого не удовлетворило это произведение. Честный, изолированный мирок был слишком узок, чтобы вобрать в себя большое содержание жизни, слишком замкнут.

Испытав острое разочарование в писательском труде Т. после раздумий решает посвятить себя делу, которое имело для него важное значение. Создание Яснополянской школы педагогические занятия были продиктованы горячим желанием найти новую область настоящего приложения творческих сил. Писателя захватывают идеи народного образования; он хочет приносить реальную пользу простым людям. С самого начала занятий в школе Т. ищет оригинальные решения педагогических проблем.

Прежде писатель искал убежища в облости чистой поэзии, в сфере моральных проблем, теперь он обращался к народу, к его жизни. Первым художественным произведением, которое Т. написал перед «»Войной и миром»», опубликовал после творческого кризиса, были «»Казаки»»(1863). Замысел этой повести относится к началу его литературной деятельности(1852). Центр тяжести переносится на расскрытие казацкого мира с его своеобразнам жизненным укладом и на обрисовку молодого героя, его внутреннего столкновения с петербургским обществом, его противоречивых отношений с казацкой средой. В новых исторических условиях Т. рассматривал казачество, освобожденное от феодальных уз, от многих повинностей и тягот. Поиски истинного человеческого существования героем, вступившим в конфликт с «»цивилизованным»» обществам, не случайно соединяются с изображением квзацкой среды. «»Казаки»»-важное звено в развитии эпического искусства Т. в отличие от «»Севастопольских рассказов»» в «»Казаках»» Т. достигает эпичности обрисовкой жизни в ее естественных проявлениях, раскрытием ее величаво-простого, спокойного и многокрасочного облика. После «»Сем. сч.»» писатель нашел новые пути освещения больших социальных и философских тем. В обрисовке казачества выступают разные стороны его жизненного уклада, духовного облика-любовь к воле соединяется с привязанностью к войне и грабежу, уважение к другим народам-с чувсвом своей исключительности, приверженность к старым порядкам-с усвоением новых обычаев.

Самобытный жизненный стой казацкой общины рисуется вне широких повседневных связей с тем социальным миром, в котором господствует»»обычный»» порядок. Противоречие между этим «»цивилизованным»» миром и жизнью простых людей с их человеческими стремлениями являются главным движущим началом повести. Среда, изображенная в «»Казаках»», была обособлена от обычного мира. Обрисовка народно-казацких героев, независимых и свободных, оттеняла реальное положение основных слоев крестьянства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: