Соц.-филос. и нравств. проблематика романов Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»

Тв-во Достоевского—одна из вершин не только рус., но и миров. лит-ры. В своих произведениях писатель разработал особый тип филос., психологически углубленного реализма, обращенного к познанию сложн. и противореч. сознания чел-ка.

В р-не «П. и Н.» Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся с темой бунта чел-ка, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему совершил преступление?

Р. беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, чтобы помочь брату. Он наблюдает с состраданием нищенскую жизнь семьи Мармеладовых. В тесных, затхлых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные нищетой, несправедлив-ю «бедные люди». Картина соц. нерав-ва заставляет героя искать причины его, размышлять, анализ-ть. Р. пыт-ся найти выход. Но собствн. бедность, желание помочь своим—не главн. причины преступления.

Р. делит людей на 2 категории людей: одни могут следовать сложившемуся порядку—их большинство; другие способны нарушать законы и нормы морали, становятся владыками судьбы, не останавливаясь перед преступлениями,-- это «избранные» люди, среди них Наполеон. Р. хочет найти в этих индивидуалистических идейных построениях свое место. Он одержим идеей на практике проверить, «тварь ли я дрожащая или право имею…». Он должен доказать, что ему дано право преступать законы морали. Убийство старухи—не импульсивное движение, а продуманный шаг. Р. рассматривает его как эксперимент. Он понимает, что совершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. (Центральными эпизодами р-на, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», явл-ся встречи Р. с Порфирием Петровичем).

Р. разочарован в себе, но не в своей теории, не признает себя виновным перед законами мира и не раскаивается в преступлении. Герой р-на презирает себя за то, что не вынес свое преступление и сделал явку с повинной, страдает о того, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как и все. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» герой не смог. Человеч. природа, натура Р. не выдерживает мучительные чувства преступности, он все время проговаривается, выдает себя. В р-не утверждается мысль о противоестественности убийства чел-ка чел-ком, о том, что нельзя преступить принцип человечности.

Достоевский выделяет в преступлении Р. факт нарушения нравствен. законов, а не юридических. Р. переживает мучительн. кризис. «Я не старуху убил, я себя убил»,-- говорит он Соне Мармеладовой.

Р. считал, что за свои действия он ответственен только перед собой, мнения людей для него неважны, но оказалось, что «разомкнутость и разъединенность с человечеством» очень тяжелы и мучительны.

В развенчании идеи сверхчеловека, большое знач-е имею «двойники» Раскольникова. С некоторым отвращением Р. узнает себя в Лужине—расчетливом и бессердечном дельце. Лужин все свои действия оправдывает полит. экономией, которая отбрасывает мораль. Чел-к должен заботится только о «личном интересе». «Экономич. мораль» приводит к мысли, что «людей резать можно».

Это вариант принципа Р. «все дозволено».

Другим «двойником» Р. явл-ся Свидригайлов, циник, потерявший различие между добром и злом. Свидригайлов делает добро с тем же равнодушием, что и сеет зло. Настоящий чел-к без убеждений, деятельности, освещенной идеалом, жить не может. Свидригайлов это понял и сам казнил себя. Смысл сопоставления этих образов в том, чтоб показать, что Р. намного выше Лужина и Свидригайлова. Раскольникову невыносима мысль о том, что его теория сходна с их теориями, что она «как все». Обстоятельства, в которые попадают Дуня Раскольникова, Катерина Ивановна аналогичны ситуации, в которую поставлена жизнью Сонечка Мармеладова (не пойди Соня на улицу, умерли бы все ее близкие. Пойти на улицу—значит надругаться над собой, переступить закон морали и совести).

Естествен. чел. отнош-я в обществе искажены: добро по отнош-ю к людям требует зла по отнош-ю к себе, любовь к людям может проявиться только в форме самоотрицания, понятия «добра» и «зла» нерасчленимы. Жизнь ставит героев Достоевского в ситуации, где безнравственным становится само требование нравственности. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтоб купить право на существование. В р-не противоп-ся 2 «правды»: теория Р., не освещенная любовью к чел-ку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия. «В отходе от бога» видит Соня причину преступления Р.. Сохранить в позоре и унижении взгляд на мир и чистую душу помогла Соне вера в Бога. Р. живет разумом. Соня руководствуется сердцем и религиозной верой. По мысли Достоевского, христианская религия, вера в бога—основа народн. жизни. Нравствен. суть народн. жизни, по мнению Достоев-го,-- в смирении и способности к страданию и состраданию. Искупить свою вину страданием предлагает Соня Р.. Религиозность Сони «заражает» его: «Тут и сам станешь юрдивым! заразительно!» Утверждая «правду» Сони, Достоев-й хочет убедить чит-ля, что источник обновления мира, путь к чел. братству не в борьбе протесте. Уничтожение зла Достоев-й видел не в перестройке общ-ва, а в нравствен. усовершенствовании личности. В нравствен. единении людей на основе христианских идеалов пис-ль ищет опору, противост. бурж. аморализму. Возвышает и очищает, открывает путь к богу и внутренней свободе чел-ка страдание.

«Идиот» и «Бесы» Идеал «положительно прекрасного» человека Д. выразил в романе «Идиот». Главн. герой князь Лев Ник. Мышкин – «князь Христос», выросший вдали от общества, чуждый его сословно-эгоистич. страстей и интересов, - чел-к исключит-го душ. бескорыстия, красоты и гуманности. главная мысль этической конц-ии Д.: «Высочайшее употребление, кот. может сделать чел-к из своей личности – это как бы уничтожить свое Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье. Т.о. закон Я сливается с законом гуманизма». Мышкин – чел-к душевно больной, а все принимали его за человека выше других. нравств. побужд-ия, влечения души, поступки князя имеют чувств. источник, и нет ничего ошибочнее, чем приписывать Мышкину некий бесплотный альтруизм. Князь, м.б., самый чувств. Герой в романе, и Рогожин очень прав, говоря ему: «Жалость твоя, пожалуй, еще пуще моей любви». Дух князя возбужден ощущением красоты и неодержимо влечется к ней во всем. Красота гипнотизирует его: именно так действует на князя портрет Настасьи Филипповны, таково впечатление произведенное Аглаей Епанчиной, так воспринимает князь ребенка, произведения иск-ва, проявл-ия благор-ва, любви и сострадания в человеке. За красотой физич-ой князь ищет красоту душевную, за ней предугадывает и пророчит иные высшие ступени красоты. Тема красоты – одна из главенствующих в романе. Она раскрыв-ся и во внешн. чертах героев, и во внутр. мире, противостоя безобразному в человеке и в жизни. («Мир спасет красота»). В реально-психологич. плане познания красоты – это момент болезненного экстаза, в котором состояние «грусти, душ-го мрака» резко сменяется почти невыносимым чувств. наслажд-ем, «беспредельным счастьем». В этико-философском плане красота раскрывается как гармония и высший синтез. Сострадание – это глав. закон существ-ия всего челов-ва. Для гл. гер. сострадать – зн. принять в себя другое Я в его высших и крайних проявлениях, так герой принимает красоту и боль Наст. Фил., гибельные страсти Рогожина, трагич. бунт Ипполита Терентьева. В отношении к красоте раскрыв-ся нравств. упадок, дух. безобр-ие общества. Красоту стремятся превратить в вещь Тоцкие и Епанчины, сделать ступенью к успеху Иволгины, овладеть как собственностью Рогожины. Д. гениально перевел трагедию совр. чел-ка, поправшего красоту, на язык трагич. судьбы своей героини Наст. Фил. – прекрасной женщины со стыдливой и нежной душой, испытавшей унижение и обреченной на гибель. Ее «надрыв», воспаленная гордость, отвергающая попытки пожалеть ее как жертву развратника, и желание, точно из мщения всем, доказать свою порочность, и рядом с этим – мучительное сознание позора – все это составляет исключит. по своей психол-ой остроте и напряж-ти образ. в безмерном страдании Наст.Фил. символич-ки преломилась бесконечность вины, громадность греха людей, оскверняющих и губящих прекрасное в человеке. Князь Мышкин, задум как полож. герой, воздейств-ть на жизнь не в состоянии, он никому не может помочь. Князь искупает эту всеобщую вину подвигом самоотреш-ой любви, отдает всего себя и уходит из челов-го мира. Общество не приемлет идеи князя: безмерность сострадания, идея спасти и возродить человека любовью нарушают прин. порядок вещей – цнязь оказ-ся в глазах окр-щих смешным нелепым идиотом, даже Аглая считает, что в нем «все исковеркано». Утопизм позиции Мышкина очевиден инее скрывается писателем. Крах князя неотвратим – это составляет гл. трагедийный сюжет романа. Мышкин и Рогожин обретают братскую близость у ног распятой и погубленной красоты, убитой Нас-и Фил., но их близость уже за порогом жизни: в Рогожине чел. сокрушен безверием и неистовством плотск. страстей, в Мышкине прекасный дух. лик, обращенный к ужасу действ-ти, искаж-ся гримасой боли и безумия.

Роман «Бесы» - антиревол. по своему содер-ию, документальный в своей основе. Начиная работу над бесами Д. намер-ся создать полит. памфлет, обращенный против западников и нигилистов. Несостоят-ть их теор. программы, гибельность практич. пути ее осущ-ия, самозванство и деспотизм многих деятелей направл-я – об этом, по мнен. Д., букв-но кричали факты рус. жизни, а именно: факт созд-ия С.Г.Нечаевым тайного общ-ва «Народн. расправа» и убийство осенью 1869 г. членами этой организации слушателя Петровской академии И.Иванова. В этом событии Д. увидел крайнее и характ-ое выр-ие «бесовщины», «симптом трагич. хаоса и неустройства мира, специфич. отраж-ия общей болезни переходного времени, переживаемого Россией и чел-вом». Гл. фигура р-на Петр Верховинский не верит ни в Бога, ни в бессмертие, ни в нравств. законы, убежден, что необхмо окончат-но и любыми ср-ми разрушить весь балаган жизни и учредить всеобщ. «равен-во», спроектированное нигилистом Шигалевым («каждый принадл-т всем, а все – каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное равен-во»). Обобщенные черты «свирепого нигилизма» в образе Верховинского получ-ют устраш-ие размеры. Презрение к «живой жизни», злая воля к разруш-ию, безгран. цинизм – все это, усиленное честолюбием, завистью, мстительной жестокостью, энергией энтузиаста, почти маньяка, претворяется не в одни речи, то пугающие, то шутовские, но в бешеную деят-ть (он проник-т всюду, интригуя, шантажируя, сея раздор и смуту). Трагич. судьба Ник. Ставрогина – это судьба дух. распада наследников дворянской культуры. Ставрогин расплач-ся собою за все поколения рус. «лишних людей». Их красота, свобода духа, ненасытность желаний достигают в нем своего предела – и обращаются в свою противоп-ть (он красив, но красота его пугающе близка к отвратительному, внутр. мир героя далек от красоты, он низок, лжет, развратничает). Все герои заражены хаосом, бесы вселяются в людей, нач-ся чертовщина. Гармония и красота – забытые понятия. Т.о. роман «Идиот» наполнен светлой гармоничной идеей спасения мира через красоту, а роман «Бесы» полон мрачной безотрадной уверенности в том, что мир катится в пропасть и ничто его не спасет. Мир в «Бесах» достигает высшей степени своей безобразности (пакостный разврат, гнуснейшее насилие, убийство), он далек от сострадат-ти и самоотв-ной любви князя Мышкина. мер-ся созлать полит. п Д. н-ти, искаж-ся гримассой ы, убитой Насьи Филозрадить человека из чселов-го мираовеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: