Свободные искусства

1) Тривиум (грамматика диалектика (логика) риторика);

2) Квадривиум (арифметика геометрия музыка астрономия)

Первые университеты – Болонский (ориентирован на изучение римского права – основа для юр фак-от, от него потом будут образовываться юридические университеты) и Парижский (открылся в составе 4ех корпораций(фак-ов) – богословие, право, медицина, свободные искусства). В первых российских вузах никогда не было богословия. Все европейские университеты, кот-ые открывались до 18 века, преподавали только на латыни. А русский университет открылся сразу, как национальный, поэтому образование там получалось на русском языке.

1755 в России открывался первый университет, а в Германии их было уже 40, России сильно опоздала в этом процессе, именно из-за этого для развития образования приглашались европейские специалисты.

Все университеты, возникшие после 12 века создавались по матрице либо Болонского, либо Парижского университетов и только англичане в Оксфорде и Кембридже создали уникальную модель, которая будет освоена потом за океаном, и американские университеты ветви плюща создавались по образу и подобию английских, так как англ матрица была туда увезена.

Школы, университеты и книгопечатание способствовало появлению огромному кол-ву вопросов и сомнений в оф доктрине, т.е. в оф христианском учении. После неудачи с крестовыми походами и очень жестоком преследовании еретиков церковь оказалась в состоянии серьезного кризиса. Шел заметный отток сторонников католической церкви + стяжательство, продажность, продажа индульгенций, торговля должностями - всё это способствовало тому, что в католич мире наступает кризис. Желая восстановить престиж и преследовать всех своих врагов, их всех объявляют еретиками и отправляют на казнь без пролития крови – это было сожжение. Противостояли этому новые учения против католич церкви в виде ереси, даже в Россию это дотягивается через Новгородскую торговую республику в 13 – 14 вв – Стрекольников и Житовский, кот-ые потом выльются в нестяжателей. В 14 веке еретики начинают выступать открыто (ранее это было скрыто).

В 15 веке в Европе начинается формирование слоя буржуазии. Новому классу, претендовавшему на господство, нужна была новая идеология и желательно дешевая церковь, поскольку деньги нужны были на предпринимательство. В тех гос-ах, где была сильная королевская власть не дали возможность католической церкви разгуляться, т.е. там относительно спокойно. А вот в центральной европе, где была раздроблена Германия и Италия католическая церковь чувствовала себя очень вольготно и вела себя так, как хотела. Именно здесь (не в самой Италии, а чуть подальше, куда совсем не дотягивались руки Папы Римского) возникло то явление, которое впоследствии будут называть протестантизмом.

Истоки этого: в Англии и Чехии – протест еретиков в 14 – 15 веках, и получает форму открытого выступления. В 14 веке свой протест против Рима выразил профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (1320 или 1324 - 1384). Он провозгласил необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризацию церковной земли. За эти лекции его преследовал, и, в конечном итоге, с ним расправилась католическая церковь. Всех студентов, кот-ые слушали его лекции, разогнали. Студенты из Чехии, кот-ые слушали его лекции и вернулись к себе на родину, и привозят идеи Уиклифа в Пражский университет и представляют своему профессору Яну Гусу (1369 или 1371 - 1415), кот-ые уже знал и о трудах Уиклифа + идеи, кот-ые рассказали приехавшие студенты, приводят к тому, что Ян Гус выступает с теми же идеями и создается та церковь, кот-ая сущ-ет до сих пор в Чехии – гуситская. Джон Уикли и Ян Гус – явные еретики – с первым расправились, второго сожгли.

16 век – мощное выступление против католической церкви – реформация.

Лидеры этого движения – Мартин Лютер (1483 – 1546, Германия), Уильрих Цвингли (1484 – 1531, Швейцария) и Жан Кальвин (1509 – 1564, сбежал из Франции в Швейцарию, т.к. во Франции было достаточно сложно с этим).

Реформация в Европе начинается с выступления Мартина Лютера со своими проповедями и 95 тезисов, кот-ые он привил церквям.

В итоге мощное движение против католической церкви, начатое этими 3мя людьми приведет к возникновению нескольких христианских церквей – в Европе помимо католической церкви возникнет лютеранская, англиканская, кальвиинийская и цвинглианская церковь. Также сложились различные общины или религиозные сообщества – анбаптистов, меннонитов, квакеров, писунов, на сегодняшний день, их около 50. В реформации участвуют очень разные слои групп, это был и верхний аристократический слой, и средний и нижний. Масштаб движения, идейная направленность и результаты были очень разными.

Идейные основы и цели Реформации:

1. Реформация носила религиозный характер и опиралась на постулат, который отверг необходимость особой посреднической роли духовенства в "спасении души".

2. Основу учения Реформации составляют два принципа — sola fide (только верой) и sola Scriptura (только Писанием). За основу христианского вероучения реформаторы считали только Библию; тогда как католическая церковь признавала еще и роль Священного предания — постановлений церковных соборов и пап.

3. Путь к спасению лежал через "истинную веру" и следованием нравственным принципам Евангелия, а не через "добрые дела". Католическая церковь считала "добрыми делами" соблюдение всех церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви. Реформация отвергла традиционный римско-католический культ с пышной обрядностью и сделала главными в службе проповеди, разъясняющие истины Священного Писания.

Между верующим и Богом не должно быть ничего. Основу учения составляют 2 принципа: sola fide (только верой) sola Scriptura (только Писанием). Чел-к берет библию, читает священный текст, понимает и верит в Бога так, как он понимает эту Библию, т.е. есть текст священный – откровение Божеское и есть Бог. Отсюда нужен был следующий шаг – перевод на национальный язык Библии, что и было сделано (Возрождение переводит), и всех нужно было научить читать.

Те страны, которые станут протестантскими, они и рванут в своем развитии и станут локомотивом развития Европы – Нидерланды, Англия, Северная Германия. К примеру, потому что в Швейцарии в конце 16 будет закон о том, что глава дома наказывался тюремным заключением от месяца до двух, если в его доме обнаруживали хотя бы одного человека, кот-ый не умел читать (для чтения священного текста). Благодаря этому начали читать, отсюда возникли вопросы, поэтому происходит безумное развитие протестантских стран. Следом за ними католические, а затем православные. Впоследствии мир выстроится по этим трем эшелонам в Европе.

Реформация охватывает большинство стран зап и центр европы. Удалось одержать победу во многих немецких княжествах. В первой половине 16 века лютеранство распр в Австрии, Скандинавии, Прибалтике, частично в Польше, Венгрии и Франции. Протестантство почти полностью становится в Швейцарии.

Контрреформация – то, что отвоюет католическая церковь, когда поймет смертельную опасность для себя в лице реформации.

Полностью протестантской страной становится Швейцария, здесь сложатся две общины – кальвинийская и цвинглианская и до сих пор так, т.е. они обе сущ-ют в Швейцарии.

В Англии протестантство принимает очень интересную и своеобразную форму, когда папу римского вытесняют, а главой английской церкви себя объявляет английский король и до сих пор это так. Король или королева назначают верховного священника, именно поэтому выделяется отдельная англиканская церковь, в которой ни догматы, ни внутреннее устройство практически не поменялись, изменилась лишь иерархия, т.е. церковь починена светской власти. Отсюда она проникла в Ирландию, затем становится господствующей протестантской церковью в Нидерландах и практически не оказывает реформации на Испанию и Португалию, кот-ые до сих пор католические, именно поэтому латинская америка до сих пор католическая. Реформация частично затронет Италию, но будет быстро там раздавлена, до сих пор на католическая страна.

Реформация заставляет папу принять решительные шаги в укреплении католической церкви. С 1517 года начинается открытое выступление реформаторов церкви Мартина Лютера и далее всех остальных, а в 1540-ые католическая церковь начала контрнаступление или контрреформацию. Был создан боевой отряд для проведения контрреформации – Орден общества Иисусова или Иезуиты (одна из лучших разведок мира на сегодняшний день). Католический мир – лучшая разведка в мире. Это общество было основано испанцем – Игнатием Лойолой в 1534 году. Папа римский решает собрать верховных иерархов на вселенский собор. Такой собор, кот-ый назвал реформацию ересью состоялся в Тридентском соборе в 1545 -1563 гг, осудил протестантизм как ересь и разрешил преследовать еретиков по всем правилам преследования еретичества. Папа Римский идет на реформы, однако они затронули только формальные стороны церкви и никак не тронули догматику.

Итоги реформации:

1. Возникли независимые от Рима государственные церкви, кот-ые способствовали национальной консолидации своих стран;

2. Утверждение религиозного, а значит и философского, многоголосья в Европе, кот-ое заставило слушать друг друга и уживаться друг с другом;

3. В протестантских странах необыкновенно быстро стало развиваться сознание, а соответственно был сделан шаг в сторону естественно-научной революции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: