1. принятие нового акта взамен коллизирующих или отмену одного из противоречащих друг другу актов.
2. разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.
3. судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское.
4. судебные толкования. Они позволяют устранить коллизионность норм, актов, процедур и т. д.
5. возможности обжаловать те или иные акты или действия в судебном или административном порядке.
6. опротестование актов органами прокуратуры в установленном порядке.
7. согласительно-примирительные процедуры. Они наиболее эффективны при разрешении коллизий компетенции, при различных позициях спорящих сторон.
8. введение временных или специальных режимов. Эти режимы могут включать приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица. В международной практике таким специальным режимом являются экономические санкции, экономические блокады, режим чрезвычайного положения
|
|
55. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
Правопорядок — это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок принято характеризовать как:
1. объективную необходимость, т.е. любое общество, нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;
2. государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юридических средств;
3. явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией,
4. охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. (Это область экономики; это взаимоотношения между социальными группами — нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения);
5. явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;
6. завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;
|
|
7. форму организации общественной жизни — динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера — преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др.
Различают следующее содержание правопорядка:
• материальное – это закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с экономикой, культурой, идеологией.
• государственно-волевое – это совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.
• юридическое – это:
3.реализованность права и законности;
4.систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализованности;
5.состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.
Правопорядок — сложная система с множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними.
В структуре правопорядка выделяют 3 элемента:
1. правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.
2. правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка, как по горизонтали, так и по вертикали;
3. атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.