Методы ГРЭ

Основой системы ГРЭ является законодательное регулирование, которое создает условия для ГРЭ.

Экономические методы:

1. По организационному критерию различают:

· Административные методы – методы прямого воздействия со стороны государственных органов на различные социально-экономические процессы (меры запрета, разрешения, принуждения).

Осуществляющиеся путем выдачи или отказа лицензии, принятия закона и подзаконных актов.

Эти методы действуют в течение определенного времени и ограничивается сфера их действия в основном охраной окружающей среды и социальной сферой, но в критической ситуации исполнение административных методов резко возрастает.

К административным методам относятся:

1. Лицензирование и квотирование

2. Применение индивидуальных и таможенных льгот

3. Гос заказ

4. Проведение тендеров

5. Приватизация

6. Осуществление процедуры банкротства

7. Зачет долговых обязательств в предприятии

Экономические методы – методы косвенного воздействия, через создание условий, стимулов деятельности предприятии в направлении выгодном для всего общества.

К ним относятся:

1. средства бюджетной и налоговой политики

2. ДКП прогнозирование

3. планирование

4. программирование экономики

5. воздействие государственного сектора.

ПЛАНОВО-ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1. Планирование

2. Прогнозирование

3. Программирование

Макроэкономическое планирование.

Планирование – это определение цели, средств ее достижения, составление плана действий и контроль за выполнением этого плана.

Планирование – это одна из приоритетных функций управления на всех уровнях национальной экономики, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов в обосновании их оптимальности, обеспечении возможности их выполнения и проверки.

Планирование – это процесс создания модели намечаемого состояния объекта в будущем, одновременно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния.

План – документ, который содержит систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально-экономических задач, адресованных конкретным субъектам хозяйствования и предусмотренных к выполнению.

В плане отражаются цели и приоритеты. Ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения действий.

Виды плана:

· По общественной ориентации планирования:

1. Реактивное планирование (ориентация на прошлое)

2. Инактивное планирование (ориентация на настоящее)

3. Преактивное планирование (ориентация на будущее)

4. Интерактивное планирование (нацелено на взаимодействие всех предыдущих подходов)

· По временному горизонту планирования:

1. Долгосрочное планирование (от 5 лет и выше)

2. Среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет)

В РФ трехлетнее планирование (рычаг планирования)

3. Краткосрочное планирование (до 1 года)

4. Оперативное планирование (на 1 месяц, 1 неделю, декаду, на 1 день, на 1 час)

· По технологии планирования:

1. Дискретное планирование (на определенный календарный период)

2. Непрерывное планирование (скользящее)

· По выполненным функциям:

1. Социальные планы

2. Научно-техническое

3. Экологическое

4. Маркетинговое

5. Планы по управлению персоналом

6. Финансовые

· По объекту планирования:

1. Глобальное планирование (экология, планы развития сельского хозяйства)

2. Общегосударственное

3. Региональное

4. Отраслевое

5. Общефирменное

6. Планирование на уровне хозяйственного подразделения фирмы

· По статистической детализации планов и целевой направленности:

1. Стратегическое планирование (ориентированность на долгосрочную перспективу, определяет основные направления развития объекта)

2. Тактическое планирование (процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов)

3. Оперативно-календарное планирование (конкретизация показателей тактического плана, т.е. это процесс составления плана конкретных мероприятий, увязанных по исполнителям, источникам финансирования и периода использования)

4. Бизнес-планирование (на уровне предприятия, является методом оценки целесообразности внедрение того или иного мероприятия)

· По степени участия государства в процессе принятия планов решения

1. Директивное планирование (планы имеют обязательный характер для исполнения, является адресными и отличается чрезмерной детализацией)

На макроэкономическом уровне директивное планирование служит средством решения задач, имеющих общенациональное значение (социальная политика, оборона, охрана окружающей среды)

бюджет (региональный, муниципальный, федеральный);

Федеральные и региональные целевые программы, учреждения государственного сектора; госзаказ;

2. Индикативное планирование (планы – прогнозы; содержат важнейшие показатели, которые носят рекомендательный характер)

Индикативное планирование составляется с целью помочь фирмам сориентироваться и разработать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Возникло в 50х гг., в Европе.

Особенности:

1. Объектом планирования может быть: национальная экономика, отдельные элементы национальной экономики, включая отраслевые, региональные, муниципальные уровни, а также экономические организации.

2. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу

3. Основной целью является ускоренное достижение стратегических целей общества на основе увязки _____ стратегии со стратегиями развития регионов и организаций.

Функции:

1. Определение перспективных целей социально-экономического развития системы

2. Выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей и имеющихся ограниченных ресурсов.

3. Выработка механизмов реализации выбранных системных приоритетов и исполнения для этого методов прямого и косвенного регулирования.

· Стратегическое планирование (из будущего в настоящее)

· Тактическое планирование (из настоящего в будущее)

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА:

1. Прогнозно - аналитические обоснования и расчеты

· Стадия стратегического анализа развития национальной экономики

· Включает определения набора, вариантов развития национальной экономики на основе анализа процессов в прошлом и прошлое их возможного протекания в будущем.

Основная цель: оценка эффективности предыдущей стратегии развития страны и предвидение возможностей вариантов будущего развития.

2. Формирование концепции развития национальной экономики.

Главная цель: определить стратегические ориентиры, цели развития НЭ, основные направления и механизмы их реализации.

В концепции прогнозный элемент сочетается с элементами планирования.

СОСТАВ КОНЦЕПЦИИ:

1. Стратегические условия и оценка исходной социально-экономической системы

2. Стратегические цели и приоритеты

3. Основные направления реализации стратегических целей

4. Механизм реализации концепции

3. Разработка государственного стратегического плана на основе концепции

4. Разработка индикативного плана на уровне региона

5. Разработка программ мероприятий и формирование государственных целевых программ и проектов.

6. Механизм реализации мероприятий в виде госзаказов, контр системы, программ, экономических стимулов и разработка государственного бюджета.

7. Контроль за реализацией мероприятий, стратегий.

Индикативное планирование – процесс определения цели социально-экономического развития государства или региона в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработку преимущественных косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения.

- это процесс формирования индикатора социально-экономического развития, а также прогнозирование экономических результатов, позволяющих достичь состояния экономики, соответствующего выработанной системы индикаторов.

- механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.

ДОСТОИНСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

1. Снижение неопределенности при принятии управленческих решений

2. Повышение стабильности национальной и региональной экономики

3. Имеет рекомендательный характер (планы включают только ориентиры)

4. Косвенное регулирование через систему экономических нормативов и льгот

5. Исполнение стоимостных, а не натуральных показателей

6. Отличается от директивного планирования меньшим числом и укрупненным характером показателей

7. Для предприятий государственного сектора индикаторы имеют обязательный характер

Индикатор – параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться в реализации стратегических целей.

Особенности индикатора:

1. Носит векторный направленный характер

2. Имеют нижние и верхние пороговые уровни 6% безработицы – критическая ситуация.

3. Призван сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии его развития.

Индикативное планирование – это основной практический документ по реализации целей стратегического плана с учетом конкретно складывающейся экономической ситуацией.

Индикативное планирование – главная форма конкретного накопления и реализации стратегических планов и тесно связанных с государственным бюджетом.

Содержание индикативного планирования:

1. Концепция экономического и социального развития страны/региона

2. Прогнозы

3. Государственные и региональные целевые программы и проекты и система экономических регуляторов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: