Основой системы ГРЭ является законодательное регулирование, которое создает условия для ГРЭ.
Экономические методы:
1. По организационному критерию различают:
· Административные методы – методы прямого воздействия со стороны государственных органов на различные социально-экономические процессы (меры запрета, разрешения, принуждения).
Осуществляющиеся путем выдачи или отказа лицензии, принятия закона и подзаконных актов.
Эти методы действуют в течение определенного времени и ограничивается сфера их действия в основном охраной окружающей среды и социальной сферой, но в критической ситуации исполнение административных методов резко возрастает.
К административным методам относятся:
1. Лицензирование и квотирование
2. Применение индивидуальных и таможенных льгот
3. Гос заказ
4. Проведение тендеров
5. Приватизация
6. Осуществление процедуры банкротства
7. Зачет долговых обязательств в предприятии
Экономические методы – методы косвенного воздействия, через создание условий, стимулов деятельности предприятии в направлении выгодном для всего общества.
|
|
К ним относятся:
1. средства бюджетной и налоговой политики
2. ДКП прогнозирование
3. планирование
4. программирование экономики
5. воздействие государственного сектора.
ПЛАНОВО-ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1. Планирование
2. Прогнозирование
3. Программирование
Макроэкономическое планирование.
Планирование – это определение цели, средств ее достижения, составление плана действий и контроль за выполнением этого плана.
Планирование – это одна из приоритетных функций управления на всех уровнях национальной экономики, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов, программ и планов в обосновании их оптимальности, обеспечении возможности их выполнения и проверки.
Планирование – это процесс создания модели намечаемого состояния объекта в будущем, одновременно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния.
План – документ, который содержит систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально-экономических задач, адресованных конкретным субъектам хозяйствования и предусмотренных к выполнению.
В плане отражаются цели и приоритеты. Ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения действий.
Виды плана:
· По общественной ориентации планирования:
1. Реактивное планирование (ориентация на прошлое)
2. Инактивное планирование (ориентация на настоящее)
3. Преактивное планирование (ориентация на будущее)
4. Интерактивное планирование (нацелено на взаимодействие всех предыдущих подходов)
|
|
· По временному горизонту планирования:
1. Долгосрочное планирование (от 5 лет и выше)
2. Среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет)
В РФ трехлетнее планирование (рычаг планирования)
3. Краткосрочное планирование (до 1 года)
4. Оперативное планирование (на 1 месяц, 1 неделю, декаду, на 1 день, на 1 час)
· По технологии планирования:
1. Дискретное планирование (на определенный календарный период)
2. Непрерывное планирование (скользящее)
· По выполненным функциям:
1. Социальные планы
2. Научно-техническое
3. Экологическое
4. Маркетинговое
5. Планы по управлению персоналом
6. Финансовые
· По объекту планирования:
1. Глобальное планирование (экология, планы развития сельского хозяйства)
2. Общегосударственное
3. Региональное
4. Отраслевое
5. Общефирменное
6. Планирование на уровне хозяйственного подразделения фирмы
· По статистической детализации планов и целевой направленности:
1. Стратегическое планирование (ориентированность на долгосрочную перспективу, определяет основные направления развития объекта)
2. Тактическое планирование (процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов)
3. Оперативно-календарное планирование (конкретизация показателей тактического плана, т.е. это процесс составления плана конкретных мероприятий, увязанных по исполнителям, источникам финансирования и периода использования)
4. Бизнес-планирование (на уровне предприятия, является методом оценки целесообразности внедрение того или иного мероприятия)
· По степени участия государства в процессе принятия планов решения
1. Директивное планирование (планы имеют обязательный характер для исполнения, является адресными и отличается чрезмерной детализацией)
На макроэкономическом уровне директивное планирование служит средством решения задач, имеющих общенациональное значение (социальная политика, оборона, охрана окружающей среды)
бюджет (региональный, муниципальный, федеральный);
Федеральные и региональные целевые программы, учреждения государственного сектора; госзаказ;
2. Индикативное планирование (планы – прогнозы; содержат важнейшие показатели, которые носят рекомендательный характер)
Индикативное планирование составляется с целью помочь фирмам сориентироваться и разработать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Возникло в 50х гг., в Европе.
Особенности:
1. Объектом планирования может быть: национальная экономика, отдельные элементы национальной экономики, включая отраслевые, региональные, муниципальные уровни, а также экономические организации.
2. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу
3. Основной целью является ускоренное достижение стратегических целей общества на основе увязки _____ стратегии со стратегиями развития регионов и организаций.
Функции:
1. Определение перспективных целей социально-экономического развития системы
2. Выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей и имеющихся ограниченных ресурсов.
3. Выработка механизмов реализации выбранных системных приоритетов и исполнения для этого методов прямого и косвенного регулирования.
· Стратегическое планирование (из будущего в настоящее)
· Тактическое планирование (из настоящего в будущее)
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА:
1. Прогнозно - аналитические обоснования и расчеты
· Стадия стратегического анализа развития национальной экономики
· Включает определения набора, вариантов развития национальной экономики на основе анализа процессов в прошлом и прошлое их возможного протекания в будущем.
|
|
Основная цель: оценка эффективности предыдущей стратегии развития страны и предвидение возможностей вариантов будущего развития.
2. Формирование концепции развития национальной экономики.
Главная цель: определить стратегические ориентиры, цели развития НЭ, основные направления и механизмы их реализации.
В концепции прогнозный элемент сочетается с элементами планирования.
СОСТАВ КОНЦЕПЦИИ:
1. Стратегические условия и оценка исходной социально-экономической системы
2. Стратегические цели и приоритеты
3. Основные направления реализации стратегических целей
4. Механизм реализации концепции
3. Разработка государственного стратегического плана на основе концепции
4. Разработка индикативного плана на уровне региона
5. Разработка программ мероприятий и формирование государственных целевых программ и проектов.
6. Механизм реализации мероприятий в виде госзаказов, контр системы, программ, экономических стимулов и разработка государственного бюджета.
7. Контроль за реализацией мероприятий, стратегий.
Индикативное планирование – процесс определения цели социально-экономического развития государства или региона в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработку преимущественных косвенных экономических мер государственного воздействия для их достижения.
- это процесс формирования индикатора социально-экономического развития, а также прогнозирование экономических результатов, позволяющих достичь состояния экономики, соответствующего выработанной системы индикаторов.
- механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.
ДОСТОИНСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
1. Снижение неопределенности при принятии управленческих решений
2. Повышение стабильности национальной и региональной экономики
3. Имеет рекомендательный характер (планы включают только ориентиры)
|
|
4. Косвенное регулирование через систему экономических нормативов и льгот
5. Исполнение стоимостных, а не натуральных показателей
6. Отличается от директивного планирования меньшим числом и укрупненным характером показателей
7. Для предприятий государственного сектора индикаторы имеют обязательный характер
Индикатор – параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться в реализации стратегических целей.
Особенности индикатора:
1. Носит векторный направленный характер
2. Имеют нижние и верхние пороговые уровни 6% безработицы – критическая ситуация.
3. Призван сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии его развития.
Индикативное планирование – это основной практический документ по реализации целей стратегического плана с учетом конкретно складывающейся экономической ситуацией.
Индикативное планирование – главная форма конкретного накопления и реализации стратегических планов и тесно связанных с государственным бюджетом.
Содержание индикативного планирования:
1. Концепция экономического и социального развития страны/региона
2. Прогнозы
3. Государственные и региональные целевые программы и проекты и система экономических регуляторов