Государственное прогнозирование

Прогноз – это система аргументированных высказываний о будущем состоянии объекта, носящий достоверный характер.

Прогнозирование – процесс предвидения, построенный на вероятностном и научно-обоснованном суждении о перспективах развития объектов в будущем, о его возможном состоянии.

Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта.

ФУНКЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

1. Предвидение тенденций изменения объекта хозяйствования

2. Оценка возможных последствий принимаемых решений

3. Коррекция результатов выполнения принимаемых решений

МЕСТО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГРЭ:

1. Прогноз – это стадия, которая предшествует стадии планирования и ее целевое назначение дать материалы для составления плана, программы, проекта.

2. Прогнозы используются для обоснования стратегии и приоритетов планирования

3. Прогнозы определяют возможные последствия принимаемых стратегических и тактических решений.

4. Прогнозы позволяют своевременно внести коррективы или отменить решение, если этого потребует обстановка

5. Прогноз имеет самостоятельное значение и используется для выработки определенных перспектив и текущих управленческих решений.

ОТЛИЧИЕ ПРОГНОЗА ОТ ПЛАНА:

1. План носит обязательный и адресованный характер, прогноз имеет рекомендательный характер

2. Прогноз имеет более вероятностный характер

3. Прогноз многовариантен, план всегда одновариантен (это выбранный вариант достижения цели)

4. Прогноз охватывает больший период времени, чем план

5. В прогнозировании используются менее точные методы (гипотеза, экспертные оценки, сценарии), в планировании более точные методы (норм, баланс, экономико-математические)

6. Объект прогнозирования шире объекта планирования

ВИДЫ ПРОГНОЗОВ:

1. По масштабности объекта прогнозирования

· Глобальные

· Макроэкономические (общие тенденции страны, объем и динамика ВВП, уровень занятости, безработицы, инфляции, доходы и сбережения населения, государственные доходы и расходы, объем реализованных инвестиций, размер внутреннего и внешнего долга)

· Прогнозы развития народнохозяйственного комплекса

· Отрасли, регионы

· Прогнозы предприятий

2. По периоду упреждения (по периоду времени)

· Дальнесрочные (более 15 лет)

· Долгосрочные (5-15 лет)

· Среднесрочные (1-5 лет)

· Краткосрочные (1 год)

· Оперативные (1 год)

3. В зависимости от характера исследования

· Демографические

· Прогноз трудоспособности ресурсов и рабочей силы (численность и половозрастная структура)

· Оценка природных ресурсов

· Социальные прогнозы

· Прогнозы конъюнктуры внутренних и внешних рынков

· Научно-техническое прогнозирование

· Инновационные прогнозы (по инновационным разработкам)

· Сводные макроэкономические прогнозы (прогнозирование основных параметров национальной экономики, изменение ВВП, объем промышленного и сельскохозяйственного производства, объем инвестиций, реальные доходы населения, оборот розничной торговли, объем услуг, экспорт и импорт)

· Внешнеэкономические прогнозы

· Военно-политические прогнозы

4. По способу предоставления информации

· Точечные (например, рост цен на хлеб)

· Интервальные (минимальное и максимальное значения, например, инфляция)

5. По функциональной направленности

· Поисковые (он основан на условном продолжении в будущем, тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем). Задача: выяснить, как объект будет продвигаться из настоящего в будущее.

· Нормативные (целевые) – предполагает установление цели на будущий период как правило в виде нормы и его задача определить сроки и пути достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

1. Экспертный метод – универсальный метод. Прогноз определяется на основе суждений экспертов, формируется на основе опыта, их интуиции и аналогии с другими объектами.

2. Метод разработки сценария. Описывается картина будущего, составляется с учетом правдоподобных предположений. В сценарии устанавливается логичная последовательность событий исходя из существующей ситуации, и тем самым описывается, как шаг за шагом может развиваться событие в будущем.

СЦЕНАРИИ: - оптимистический, -реальный, -пессимистический

3. Метод экстраполяции – продолжение в будущем тенденций, сложившихся в прошлом и настоящем


Темп роста = n-1 ВВП 2011г. = 3, 5%

ВВП 2000г.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГМУ.

Программирование состоит в разработке и реализации программ и проектов, развитие всей экономики или ее отдельных частей.

Основным моментом является установление целей социально-экономического развития в конкретном временном периоде и разработка мероприятий по достижению этих целей.

Метод включает разработку программ и проектов с учетом стратегических целей, включая определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Процедура программирования:

1. Выявление проблемы и определение ее актуальности

2. Прогноз ее состояния в будущем

3. Формулировка основных целей

4. Анализ социально-экономической системы, в которой существует эта проблема

5. Поиск возможных путей решения проблемы

6. Оценка и отбор альтернатив, чтобы выбрать оптимальное решение

7. Детализация отобранных альтернатив

8. Проверка эффективности решения

9. Разработка рекомендаций по реализации программ или проекта

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОБЛЕМ С ЦЕЛЬЮ ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ СПОСОБОМ:

1. Настоятельность / особая необходимость

2. Межотраслевой и многоплановый характер проблемы

3. Сложность проблемной ситуации

4. Принципиальная новизна мероприятий

5. Величина проблемы

Программа – комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивающий достижение поставленных целей.

Виды программ:

· Федеральные целевые программы

· Региональные целевые программы

· Муниципальные целевые программы

По уровню значимости:

· Межгосударственные

· Государственные

· Региональные

По содержанию:

· Научно-технические

· Социальные

· Производственные

· Инвестиционные

· Экологические

· Организационно-хозяйственные

По периоду действия:

· Долгосрочные

· Среднесрочные

· Краткосрочные

По источникам финансирования:

· Из федерального или регионального бюджета

· Из средств местного бюджета

· Смешанное финансирование

По масштабности проблемы:

· Комплексные

· Узкоцелевые

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

1. Содержание проблемы

2. Основные цели, задачи, сроки, этапы реализации

3. Система, программа мероприятий

4. Ресурсное обеспечение

5. Механизм реализации программы

6. Оценка эффективности последствий от реализации программы

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

8. Паспорт целевой программы

Проект – замысел (задача) и необходимые средства ее реализации, с целью достижения желаемого экономического, технического, организационного результата.

Проект – совокупность организационно-правовых и расчетно-финансовых документов для осуществления определенных действий.

Проект является исходной частью программы. На основе системы мероприятий формируется набор проектов, которые затем объединяются в блоки и подпрограммы.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: