Бюджет и бюджетная политика

Бюджет – законодательно установленная роспись доходов и расходов Правительства на определенный период времени

Бюджетный процесс состоит:

1. Подготовка проекта бюджета

2. Рассмотрение проекта и утверждение бюджета

3. Исполнение бюджета

4. Отчет об использовании и аудите исполнения бюджета

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА БЮДЖЕТА.

- начинается с экономического анализа и прогнозирования основных социально-экономических параметров, институциональных и законодательных изменений, ожидаемых в новом бюджетном периоде.

Ключевыми показателями при подготовке бюджета являются:

· Объем ВВП

· Уровень инфляции и налогов

· Цена за баррель нефти

· Динамика и структура государственных расходов

· Курс рубля

Основное внимание уделяется формированию приоритетных целей бюджета.

Одновременно с проектом бюджета готовится пакет предложений по изменению ранее принятых законов.

Проект бюджета основан на прогнозе, бюджетном послании Президента, на планах развития государственных и муниципальных секторов экономики.

РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА.

1. Нулевой этап разработки проекта бюджета Минфина и Министерства экономического развития, вместе с профильными комиссиями Госдумы

2. В августе бюджет поступает в Госдуму

В Госдуме бюджет проходит 3 чтения:

1. Рассматривается концепция бюджета и его макроэкономические параметры (дефицит, профицит)

2. Детальная структура доходов и расходов, определяется перечень защищенных статей, определяются параметры межбюджетных отношений (дотации, субвенции, субсидии, ссуды), программы внешних, внутренних заимствований.

3. Голосование по бюджету и утверждение его в качестве федерального закона.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.

- осуществляет Правительство, Счетная палата РФ (при Госдуме), Казначейство РФ, Федеральная налоговая служба контролирует использование бюджета.

- контроль исполнения проводится в течение всего бюджетного периода.

- текущий контроль осуществляют соответствующие комитеты Госдумы и Совета Федерации, заслушанные отчеты Правительства.

Бюджетная политика – изменение государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

ВИДЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ:

1. Стимулирующая – нацелена на преодоление циклического спада экономики, путем повышения государственных расходов и уменьшения налогов.

2. Сдерживающая – нацелена на ограничение подъема экономики, путем увеличения государственного расхода и увеличения налогового бремени.

Государственный бюджет может быть федеральным и консолидированным.

Консолидированный бюджет – государственная роспись доходов и расходов федерального, регионального и муниципального бюджетов.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА:

1. Аккумулирование (концентрация) финансовых ресурсов, в целях распространения средств между отраслями, регионами

2. Обеспечение создания государства и его институтов

3. Стимулирование экономического роста по приоритетным для страны направлениям

4. Социальная защита бедных, пожилых и детей.

ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ:

1. Политическая (поддержание существующего строя за счет затрат на государственное управление, армию, безопасность, внешнеэкономическую деятельность,)

2. Социальные

- стабилизация социальной ситуации в стране, смягчение различий в уровне доходов отдельных групп населения и поддержка отраслей социальной сферы.

3. экономические

- формирование конкурентной рыночной среды за счет антимонопольных мер, поддержания малого бизнеса, структурной перестройки экономики, выполнения обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Изменяя структуру расходов, государство оказывает воздействие на размеры спроса и объема инвестиций, конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке.

СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

1. Эмиссия денег Центральным Банком

2. Внутренние и внешние займы у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций и в виде продажи государственных ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: