Бюджет – законодательно установленная роспись доходов и расходов Правительства на определенный период времени
Бюджетный процесс состоит:
1. Подготовка проекта бюджета
2. Рассмотрение проекта и утверждение бюджета
3. Исполнение бюджета
4. Отчет об использовании и аудите исполнения бюджета
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА БЮДЖЕТА.
- начинается с экономического анализа и прогнозирования основных социально-экономических параметров, институциональных и законодательных изменений, ожидаемых в новом бюджетном периоде.
Ключевыми показателями при подготовке бюджета являются:
· Объем ВВП
· Уровень инфляции и налогов
· Цена за баррель нефти
· Динамика и структура государственных расходов
· Курс рубля
Основное внимание уделяется формированию приоритетных целей бюджета.
Одновременно с проектом бюджета готовится пакет предложений по изменению ранее принятых законов.
Проект бюджета основан на прогнозе, бюджетном послании Президента, на планах развития государственных и муниципальных секторов экономики.
РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА.
1. Нулевой этап разработки проекта бюджета Минфина и Министерства экономического развития, вместе с профильными комиссиями Госдумы
2. В августе бюджет поступает в Госдуму
В Госдуме бюджет проходит 3 чтения:
1. Рассматривается концепция бюджета и его макроэкономические параметры (дефицит, профицит)
2. Детальная структура доходов и расходов, определяется перечень защищенных статей, определяются параметры межбюджетных отношений (дотации, субвенции, субсидии, ссуды), программы внешних, внутренних заимствований.
3. Голосование по бюджету и утверждение его в качестве федерального закона.
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.
- осуществляет Правительство, Счетная палата РФ (при Госдуме), Казначейство РФ, Федеральная налоговая служба контролирует использование бюджета.
- контроль исполнения проводится в течение всего бюджетного периода.
- текущий контроль осуществляют соответствующие комитеты Госдумы и Совета Федерации, заслушанные отчеты Правительства.
Бюджетная политика – изменение государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.
ВИДЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ:
1. Стимулирующая – нацелена на преодоление циклического спада экономики, путем повышения государственных расходов и уменьшения налогов.
2. Сдерживающая – нацелена на ограничение подъема экономики, путем увеличения государственного расхода и увеличения налогового бремени.
Государственный бюджет может быть федеральным и консолидированным.
Консолидированный бюджет – государственная роспись доходов и расходов федерального, регионального и муниципального бюджетов.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА:
1. Аккумулирование (концентрация) финансовых ресурсов, в целях распространения средств между отраслями, регионами
2. Обеспечение создания государства и его институтов
3. Стимулирование экономического роста по приоритетным для страны направлениям
4. Социальная защита бедных, пожилых и детей.
ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ:
1. Политическая (поддержание существующего строя за счет затрат на государственное управление, армию, безопасность, внешнеэкономическую деятельность,)
2. Социальные
- стабилизация социальной ситуации в стране, смягчение различий в уровне доходов отдельных групп населения и поддержка отраслей социальной сферы.
3. экономические
- формирование конкурентной рыночной среды за счет антимонопольных мер, поддержания малого бизнеса, структурной перестройки экономики, выполнения обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
Изменяя структуру расходов, государство оказывает воздействие на размеры спроса и объема инвестиций, конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке.
СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.
1. Эмиссия денег Центральным Банком
2. Внутренние и внешние займы у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций и в виде продажи государственных ценных бумаг.