Работа по формированию языковой культуры нам видится в следующих направлениях:
1. Необходимо обратить внимание родителей на существующую проблему, ознакомить их с результатами анкетирования, призвать к отбору мультфильмов, предназначенных для детского просмотра. Это направление работы было выполнено на родительских собраниях. Хочется отметить, что не все родители согласны с тем, что нужно выбирать мультфильмы для детского просмотра. Многие (примерно 30%) считают, что если такие мультфильмы транслируются на телеэкранах, то нет ничего вредного для ребенка, в том числе и для формирования его речи. Очень трудно убедить родителей, что слова, стилистически ограниченные в употреблении, проникают в память детей непроизвольно, появляются в детской речи неосознанно.
2. В рамках «Декады русского языка и литературы» были проведены конкурсы на лучшего знатока русской речи, конкурс знатоков русского языка, конкурс чтецов, конкурс ораторов, конкурс на знание терминологии, конкурс инсценированной басни, выпуск стенгазет. Эту работу нужно проводить постоянно.
|
|
3. Работа по формированию языковой культуры должна проводиться постоянно, а не только в рамках специальных мероприятий. Например, в 9-Б классе подсчитали, что во время учебного дня школьники этого класса произносят от 3 до 24 стилистически ограниченных в употреблении слов, а также есть дети, активно использующие нецензурную лексику. Если за каждое употребление жаргонного слова ввести символический штраф в 10 копеек, а нецензурного – 50 копеек, то бюджет класса за день можно пополнить на 47 грн.60 коп., за неделю – на 238грн., а за учебный год – на 8330грн., на которые в класс можно купить компьютер со всеми аксессуарами. Эти цифры заставили детей задуматься над существующей проблемой и внимательнее относиться к своей речи. Огорчает тот факт, что многие учащиеся относятся к «загрязненности» своей речи как ко временному явлению, которое пройдет после окончания школы, с поступлением в институт, с поступлением на работу, с созданием семьи, с рождением детей, для которых нужно быть примером и т.д. Но если речь изобилует лексикой, ограниченной в употреблении, работу по формированию правильной речи следует начинать как можно раньше. Этот процесс требует волевых усилий, постоянного самоконтроля, преодоления боязни последствий выделения из круга сверстников, умения ставить большие цели и маленькие задачи и стремиться к их достижению. И самое главное – работа по формированию культуры речи – это дело не одного дня и даже не одного года.