Работа по повышению культуры речи учащихся

Работа по формированию языковой культуры нам видится в следующих направлениях:

1. Необходимо обратить внимание родителей на существующую проблему, ознакомить их с результатами анкетирования, призвать к отбору мультфильмов, предназначенных для детского просмотра. Это направление работы было выполнено на родительских собраниях. Хочется отметить, что не все родители согласны с тем, что нужно выбирать мультфильмы для детского просмотра. Многие (примерно 30%) считают, что если такие мультфильмы транслируются на телеэкранах, то нет ничего вредного для ребенка, в том числе и для формирования его речи. Очень трудно убедить родителей, что слова, стилистически ограниченные в употреблении, проникают в память детей непроизвольно, появляются в детской речи неосознанно.

2. В рамках «Декады русского языка и литературы» были проведены конкурсы на лучшего знатока русской речи, конкурс знатоков русского языка, конкурс чтецов, конкурс ораторов, конкурс на знание терминологии, конкурс инсценированной басни, выпуск стенгазет. Эту работу нужно проводить постоянно.

3. Работа по формированию языковой культуры должна проводиться постоянно, а не только в рамках специальных мероприятий. Например, в 9-Б классе подсчитали, что во время учебного дня школьники этого класса произносят от 3 до 24 стилистически ограниченных в употреблении слов, а также есть дети, активно использующие нецензурную лексику. Если за каждое употребление жаргонного слова ввести символический штраф в 10 копеек, а нецензурного – 50 копеек, то бюджет класса за день можно пополнить на 47 грн.60 коп., за неделю – на 238грн., а за учебный год – на 8330грн., на которые в класс можно купить компьютер со всеми аксессуарами. Эти цифры заставили детей задуматься над существующей проблемой и внимательнее относиться к своей речи. Огорчает тот факт, что многие учащиеся относятся к «загрязненности» своей речи как ко временному явлению, которое пройдет после окончания школы, с поступлением в институт, с поступлением на работу, с созданием семьи, с рождением детей, для которых нужно быть примером и т.д. Но если речь изобилует лексикой, ограниченной в употреблении, работу по формированию правильной речи следует начинать как можно раньше. Этот процесс требует волевых усилий, постоянного самоконтроля, преодоления боязни последствий выделения из круга сверстников, умения ставить большие цели и маленькие задачи и стремиться к их достижению. И самое главное – работа по формированию культуры речи – это дело не одного дня и даже не одного года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: