Выводы ко второму разделу

Учащиеся как старшей, так и начальной школы большую часть свободного от учебы времени проводят у экрана телевизора и за компьютером.

Почти треть учащихся начальной школы смотрят мультфильмы автоматически, не задумываясь о том, что они видят на экране. А старшеклассники не смотрят мультфильмы просто так, как яркие картинки, мелькающие на экране, а смотрят определенные мультфильмы, которые им нравятся чем-то конкретным. Им больше запоминаются фразы с отрицательным смыслом, чем с положительным; и почти половина учащихся потом употребляет их в своей речи, чаще в шутку.

Прослеживается очевидная тенденция между словами-жаргонизмами, употребляемыми героями мультфильмов, и словами сленга, которые мы обнаружили в речи детей в процессе наблюдения. То есть можно сделать вывод, что учащиеся заимствуют в свой активный лексический запас лексику из мультфильмов, порой даже не отдавая себе в этом отчета. Эта проблема требует вмешательства родителей, учителей, самоконтроля со стороны детей. Использование в телепрограммах (и особенно в передачах для детей) слов ограниченных в употреблении говорит о низком уровне культуры общества в целом.

Огорчает тот факт, что школьники не любят читать. Ведь чтение – это один из эффективнейших способов овладения культурой речи.

Многие учащиеся относятся к «загрязненности» своей речи как ко временному явлению, которое пройдет после окончания школы, с поступлением в институт, с поступлением на работу, с созданием семьи, с рождением детей, для которых нужно быть примером и т.д.

Работа по формированию культуры речи требует волевых усилий, постоянного самоконтроля, преодоления боязни последствий выделения из круга сверстников, умения ставить большие цели и маленькие задачи и стремиться к их достижению.

ВЫВОДЫ

В современной русской устной и письменной речи проявляются тревожные тенденции, которые нужно преодолеть для того, чтобы сохранить русский язык во всем его разнообразии, богатстве и красоте. Следует отметить, что в связи с возрастающим влиянием телевидения (и в частности мультипликации) на речь школьников, актуальной становится проблема определения позиции родителей, педагогов в формировании у детей культуры речи.
Исследование лексики зарубежных и отечественных мультфильмов показало, что лексика, ограниченная в употреблении, чаще всего встречается в мультфильмах зарубежного производства.
Младшие школьники отдают предпочтение просмотру мультфильмов зарубежного производства и заимствуют из них слова сниженной стилистической окраски.
Слова, стилистически ограниченные в употреблении,звучат в обыденной речи школьников, употребляются ими как в качестве обращений, так и в качестве оценочных характеристик личности.
В результате проведенного исследования гипотеза научной работы подтвердилась — словарный запас школьников “обогащается” за счет лексики, ограниченной в употреблении и негативно влияет на культуру их речи.
Учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным. Многие школьники относятся к сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами.

Наряду с жаргонизмами встречаются в речи учащихся и грубые, циничные выражения, нецензурная брань. Между тем, специалистами давно доказано, что использование сленга и "сниженной" лексики приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение. Поэтому необходимо настойчиво и последовательно формировать у учащихся отвращение к загрязнению языка и понимание того, что жаргонизмы и ругательства активней всего используются людьми малокультурными.

Наиболее востребованным и реализуемым среди молодежи является среднелитературный тип речевой культуры, который характеризуется фрагментарностью в восприятии мира и понимании его, преобладанием информирования, а не убеждения.

Использование в телепрограммах (и особенно в передачах для детей) слов ограниченных в употреблении говорит о низком уровне культуры общества в целом.

На наш взгляд, необходимо уделять гораздо больше внимания формированию языковой культуры.
Основными способами формирования языковой культуры в школе являются уроки языка и литературы, предметные декады, проведение в рамках декад конкурсов на лучшего знатока русской речи, лучшего оратора, лучшего чтеца литературных произведений, лингвистических олимпиад на знание терминологии, выпуска стенгазет.

Список использованной литературы

3. Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.- С. 652.

4. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова 4-е издание, доп.- М., 1987.-528с.
5. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- 1996.- №3.- С.32-41

6. Борисова Е.Г.О некоторых особенностях современного жаргона молодежи

//Русский язык в школе.- 1981.- № 3.- С. 76-78.

7. Васильева А.Н. Основы культуры речи – М.: Просвещение, 1990.- 234с.
8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие – Ростов – на –Дону: Изд-во «Феникс», 1999.- 350с.
9. Виноградов В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы языковой культуры // Вопросы языкознания.- 1961.- №4.-С.8.

10. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.:Изд-во АН СССР, 1963.- 256с.

11. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка.- М.: Наука, 1978.-320с.

12. Винокур Г.О. Культура языка: Очерки лингвистической технологии. – М.:Изд-во «Работник Просвещения»,1929.- 336с.

13. Гальперин
И. Р. О термине "слэнг"// «Вопросы языкознания».- 1956.- № 6.-С105-112.

14. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. – М.:Наука, 1988.-176с.
15. Головин Б. Н. Давайте говорить правильно: пособие по рус. яз. - М.: Высшая школа, 1988. – 320 с.

16. Горнфельд А.Г.. Новые словечки и старые слова. Речь на съезде преподавателей русского языка и словесности в Петербурге 5 сентября 1921 года.- Петербург: Колос, 1922.-С.54.

17. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. -470с.

18. Зубанова С.Г., Виноградова Н.В. Социальные факторы в изменении языковой ситуации в России // «Ученые записки МГСУ»-Научно-теоретический сб.-№1.-1998.- С.82-91

19. Карцевский С. И. Из лингвистического наследия. Текст. /С.И.Карцевский// Сост., вступит. статья и комментарии И. И. Фужерон. М.: Языки славянской культуры, 2000. Том 2.- 2004.- 344с.

20. Коктев Н.Н. Риторика: Учебные пособия для учащихся 8 – 11 классов. – М.:Просвещение,1994.-220с.
21. Костомаров В.Г. Русский речевой этикет // Русский язык за рубежом. -1967.- №1.- С.34-39.

22. Костомаров В. Г. Культура языка и речи в свете языковой политики. // Язык и стиль.- М. -1965.- С.26.

23. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. -СПб.: Златоуст, 1999.-320с.

24. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. 5 изд. - М.: УРСС, 2003.- С. 93.

25. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365с.

26. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи.:Учеб. пособие для филол. фак. пед. инст. – М.: Высшая школа, 1974.-352с.
27. Основы культуры речи. Хрестоматия. Сост. Л. И. Скворцов.- М.: Высшая школа, 1984.-С.8

28. Перельмутер И.А. Аристотель // История лингвистических учений. Древний мир. - Л.-1980 – С.287

29. Петрякова А.Г. Культура речи. – Москва.: Издательский центр «Академия»;Флинта,1998.-253с.

30. Пешковский А.М. Как вести занятия по синтаксису и стилистике в школе доп.–М.: Высшая школа,1987.- 400с.
31. Розенталь Д.Е. Практическая стилистика русского литературного языка.-М.: Высшая школа, 1977.- 316с.

32. Рождественский Ю.В. Общая филология. - М.Фонд «Новое тысячелетие», 1996. -326с.

33. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997.-600с.
34. Русская риторика. Хрестоматия. Автор – составитель. Л.Н. Граудина. –

35. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А. Земской. (коллективная монография) – М.: Венский славистический альманах- 1996.-496с.

36. Селищев А.М. «Язык революционной эпохи и ее особенности» // А.М.Селищев и современная филология. Елец.- 2003.- С.426-430

37. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура. – Л.: Лениздат, 1980.- 24с.
38. Советский энциклопедический словарь, под ред. С.М. Ковалева, - М.: «Советская энциклопедия». – 1600с.

39. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.- С. 15.

40. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: Прогресс, 1992.- 416с.

41. Тургенев И.С. Избранное. Стихотворение в прозе «Русский язык».// Классическая библиотека "Современника". Москва: Современник-1981 – 605с.

42. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А.

43. Цицерон Марк Тулий. Об ораторе / /Три трактата об ораторском искусстве. — М.:
Ладомир, 1994. часть.1.- 441с.

44. В. Успенский Л.В. За языком до Киева: Лингвистическая проза; Повесть; Рассказы; Публицистика; Письма. — М.: Лениздат, 1988. — 511 с.

45. Чернышев В.И. Чистота и правильность русской речи // Избранные труды.- Т. 1. – М.: Просвещение - 1970. – С.41.

46. Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения.//Известия АН СССР – М.: АН СССР, 1974. - С. 37-69

47. Щерба Л.В. О нормах образцового русского произношения // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- С.110-113


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: