Федеративная природа России обусловлена:
Ø многонациональный состав населения (более ста наций и народностей): 81,5% составляют русские, 3,7% - татары, 2,9 - украинцы, 1,2 - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6 % - чеченцы и другие нации и народности
Ø Огромная территория
Ø различия территорий по погодно-географическим, социально-экономическим, историко-политическим и иным показателям
Ø Исторически сложившаяся форма устройства
В основе российского федерализма лежат принципы, закрепленные ч. 3 ст. 5:
- государственной целостности,
- единстве системы государственной власти,
- разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
- равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Российского федеративного государства установлен ст. 5 Основ конституционного строя и главой 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» и характеризуется следующим:
|
|
10. государственный суверенитет и территориальная целостность. В соотв. с ч. 1 ст. 67 в состав территории РФ входят территории ее субъектов (не имеющих право сецессии – выхода), внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними.
Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 07.06.2013) "О Государственной границе Российской Федерации "
Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 30.09.2013) " О континентальном шельфе Российской Федерации "
Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 07.06.2013) " О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации "
11. двухуровневая система законодательства – на уровне РФ и субъектов РФ (ст. 76);
12. двухуровневая система государственной власти (ст.11, 77, 78);
13. двухпалатный федеральный парламент, где верхняя палата – Совет Федерации, состоящий из представителей субъектов РФ (по 2 – один от законодательной, другой – от исполнительной власти);
14. единое федеральное гражданство (п. в) ст. 71);
15. национальные вооруженные силы (п. м) ст. 71);;
16. официальный статус национального языка (ч. 1 ст. 68 – офиц. язык – русский,
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 02.07.2013) " О государственном языке Российской Федерации "
17. наличие государственных символов (ч. 1 ст. 70)
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ " О Государственном флаге Российской Федерации "
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ
" О Государственном гимне Российской Федерации "
|
|
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ" О Государственном гербе Российской Федерации "
18. разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ:
ст. 71 – перечень вопросов РФ,
ст. 72 – перечень вопросов совместного ведения,
ст. 73 – отсутствует список вопросов, остальные относятся к исключительному ведению субъектов РФ.
В соответствии со ст. 76
- по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ,
- по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
По предметам ведения РФ и совместного ведения, акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
- По предметам исключительного ведения субъектов РФ принимаются акты субъектов РФ, которые могут противоречить федеральному законодательству.