Юридическая природа российского федеративного государства. Государственный суверенитет и государственные символы РФ

Федеративная природа России обусловлена:

Ø многонациональный состав населения (более ста наций и народностей): 81,5% составляют русские, 3,7% - татары, 2,9 - украинцы, 1,2 - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6 % - чеченцы и другие нации и народности

Ø Огромная территория

Ø различия территорий по погодно-географическим, социально-экономическим, историко-политическим и иным показателям

Ø Исторически сложившаяся форма устройства

В основе российского федерализма лежат принципы, закрепленные ч. 3 ст. 5:

- государственной целостности,

- единстве системы государственной власти,

- разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

- равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российского федеративного государства установлен ст. 5 Основ конституционного строя и главой 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» и характеризуется следующим:

10. государственный суверенитет и территориальная целостность. В соотв. с ч. 1 ст. 67 в состав территории РФ входят территории ее субъектов (не имеющих право сецессии – выхода), внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними.

Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 07.06.2013) "О Государственной границе Российской Федерации "

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 30.09.2013) " О континентальном шельфе Российской Федерации "

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 07.06.2013) " О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации "

11. двухуровневая система законодательства – на уровне РФ и субъектов РФ (ст. 76);

12. двухуровневая система государственной власти (ст.11, 77, 78);

13. двухпалатный федеральный парламент, где верхняя палата – Совет Федерации, состоящий из представителей субъектов РФ (по 2 – один от законодательной, другой – от исполнительной власти);

14. единое федеральное гражданство (п. в) ст. 71);

15. национальные вооруженные силы (п. м) ст. 71);;

16. официальный статус национального языка (ч. 1 ст. 68 – офиц. язык – русский,

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 02.07.2013) " О государственном языке Российской Федерации "

17. наличие государственных символов (ч. 1 ст. 70)

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ " О Государственном флаге Российской Федерации "

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ
" О Государственном гимне Российской Федерации "

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ" О Государственном гербе Российской Федерации "

18. разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ:

ст. 71 – перечень вопросов РФ,

ст. 72 – перечень вопросов совместного ведения,

ст. 73 – отсутствует список вопросов, остальные относятся к исключительному ведению субъектов РФ.

В соответствии со ст. 76

- по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ,

- по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

По предметам ведения РФ и совместного ведения, акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.

- По предметам исключительного ведения субъектов РФ принимаются акты субъектов РФ, которые могут противоречить федеральному законодательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: