Общая характеристика субъектов РФ. Виды субъектов РФ

В действующей Конституции впервые применен термин субъект Федерации - это ограниченно правоспособное национально-государственное или территориально-государственное образование, имеющее черты государственности, обладающее собственным статусом, полномочиями и входящее в единое федеративное государство.

Статья 65, которая открывает главу 3 «Федеративное устройство», содержит полный перечень 85 субъектов (в алфавитном порядке), входящих в состав РФ:

- 22 республика,

- 9 краев,

- 46 областей,

- 3 города федерального значения,

- 1 автономная область,

- 4 автономных округа.

Субъекты, в зависимости от принципа, лежащего в основе их образования, делятся на 3 вида:

- Национально-государственные образования (республики).

- Территориальные образования (края, области, города федерального значения).

- Национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа).

Россия представляет ассиметричную федерацию, поскольку статус ее субъектов различен, несмотря на закреплении в ч. 1 ст. 5 равноправия субъектов.

Так, в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республика определена как государство. Несмотря на это, республики, как и иные субъекты РФ не обладают собственным суверенитетом.

Ассиметричность субъектов – результат исторического развития.

Правовой статус субъектов Федерации определяется федеральными и региональными учредительными актами (Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ) (чч. 1, 2 ст. 66).

Элементы статуса субъектов РФ:

- Наличие учредительного акта (Конституции в республиках, уставов в иных субъектах). Причем республики имеют право самостоятельно определять способ принятия конституций (референдумом, законодательным органом, специальным органом и др.)

- не имеют право в одностороннем порядке менять статус, в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 6 ст. 66) – такой закон не принят;

- имеют определенную территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67) и население. Субъекты по взаимному согласию могут изменить границы, самостоятельно устанавливают административно-территориальное деление, могут выступить с инициативой объединения с другими субъектами;

- граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;

- имеют свою символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр);

- наличие совместной и собственной компетенции (стст. 72, 73);

- имеют систему органов государственной власти. Самостоятельность в ее определении ограничена основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом;

- имеют систему законодательства. Законы принимаются по предметам совместного ведения (не могут противоречить федеральным) и предметам собственного ведения (ст. 76, 77).

- участие в законотворческом процессе на федеральном уровне при принятие федеральных законов по предметам совместного ведения, а также при внесении конституционных поправок (ч. 2 ст. 76, ст. 136);

- наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета;

- обладание ограниченной международной правосубъектностью (п. «о» ст. 72 при координирующей функции РФ в соответствии с ФЗ от 04.01.1999 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»);

- право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ

- особенности конституционно-правового статуса видов субъектов:

Республики

- принимают свои Конституции, законодательство, символику;

- учреждают свои органы власти;

- устанавливают наряду с русским свой гос. язык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: