Тема 8. Управление текущими издержками.
Лекция 7.12.2011
Вопрос 1. Место системы управления текущими издержками в финансовом менеджменте.
Необходимость управления текущими издержками обусловлена 4 факторами:
1. Неопределенность условий хозяйственной деятельности (негарантированность сбыта, нестабильность емкости рынка и отпускных цен и т.д.). С точки зрения предотвращения потерь в силу неопределенности предприятие формирует механизм управления текущими затратами.
2. Предупреждение кризисных ситуаций. Те компании, у которых внедрен механизм прогнозирования будущих затрат при изменении факторов внешней среды, имеют возможность избежать неверных решений.
3. Поддержание успеха – в случае благоприятной ситуации позволяет выявлять резервы наращивания прибыли.
4. Сложность и децентрализованность современных предприятий.
На самом деле больше факторов.
Содержание системы управления затратами:
1) Система мониторинга затрат – невозможно управлять тем, что не отслеживается.
2) Анализ отклонений сложившегося уровня затрат от запланированного – позволяет выявить ведущие факторы, вызывающие перерасход.
3) Прогнозирование финансовых результатов с учетом изменившихся условий.
4) Обоснование необходимости корректирующих воздействий и выбор метода воздействий.
Вопрос 2. Экономическая сущность и виды затрат.
Издержки – самая большая экономическая категория; денежное выражение стоимости ресурсов, привлеченных для функционирования предприятия. Делятся на явные (отражаемые в учете) и неявные.
Издержки, которые отражаются в учете и которыми можно управлять, приобретают характер затрат (финансовая категория) – денежное выражение стоимости ресурсов, привлеченных для осуществления всех видов деятельности предприятия.
Неявные (экономические) издержки имеют только экспертную оценку, не становятся затратами: издержки упущенной выгоды, уменьшение гудвилла.
Расходы – субъективная категория, часть затрат, финансовая категория. Их состав и сумма регулируется ПБУ 10/99 и главой 25 НК РФ. Условия для признания затрат расходами: 1) документальное подтверждение, 2) экономическая обоснованность для получения прибыли.
Взаимосвязь затрат, активов и расходов (см. презентацию)
По способу признания расходов:
- Затраты на продукт:
1) Материальные затраты – прямые затраты на приобретенные материальные ресурсы.
2) Прямые затраты труда – на оплату труда.
3) Производственные накладные затраты – внутри цеха, распределяемые на всю продукцию (счет 25). Те затраты, которые не признаны расходом, увеличивают активы.
Затраты периода: - всей начисленной суммой признаются расходами, отражаются в отчете о прибылях и убытках, включаются в полную себестоимость.
4) Коммерческие затраты
5) Управленческие затраты
Все, что финансируется за счет чистой прибыли – затраты, не расходы.
Выплаты – перечисление или выдача наличных денежных средств, не связанные с необходимостью получения прибыли.
Количественно сумма выплат и затрат за один и тот же период не совпадают:
1) Наличие затрат, не вызывающих движения денежных средств
2) Временной лаг в движении запасов и их стоимости.
По способу отнесения на себестоимость:
1) Прямые
2) Косвенные.
По степени связи с динамикой объема деятельности:
1) Переменные – прямо пропорциональная связь; но в жизни связь не настолько прямая.
2) Постоянные – неизменны в рамках релевантного диапазона.
Релевантный диапазон – границы физического объема производства или продаж, в рамках которых можно выделить неизменную часть затрат.
3) Смешанные, состоящие из постоянных и переменных частей.
Выборка – в идеале 3 года с помесячной разбивкой.
Методы дифференциации смешанных затрат:
Линейное уравнение суммарных затрат (см. презентацию)
TC = FC+ AVC*V, где
TC – суммарные затраты периода,
FC – постоянные затраты периода.
1) Метод минимальной и максимальной точки (см.презентацию):TC – затраты в период с максимальным и минимальным объемом производства. Самый неточный метод, только для предварительных расчетов, в программах не заложен.
2) Графический: делаем график, строим тренд. Точка тренда, пересекающаяся с осью ординат, - объем постоянных затрат. AVC= (TCср – FC)/Vср. Более точен.
3) Метод наименьших квадратов (см.презентацию). Самый точный, самый трудоемкий метод заложен в программах установки управленческого учета.
По возможности приносить доход:
1) Входящие – стоимость ресурсов приобретенных, имеющихся в наличии, способных в будущем принести доход (активы баланса).
2) Истекшие – стоимость ресурсов израсходованных, потерявших способность принести доход (отчет о прибылях и убытках – расходы).