Билет 1.
Причины трудностей в учебной деятельности подростков.
П.П.Борисов предлагает наиболее полную классификацию причин неуспеваемости:
1. Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
2. Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.
3. Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
4. Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Билет 2. Причины поведения подростка – Кризис 13 лет. Кризис – переломный этап онтогенетического развития. Это самый сложный в дисциплинарном отношении кризис развития.
Ошибки родителей в общении с подростками:
Основные правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками
1. Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
2..Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).
4.Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать, одним словом, начинают успешно манипулировать взрослыми.
5.Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
6.О наказаниях. От ошибок никто не застрахован, и настанет момент, когда Вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Но! За один проступок наказываем один раз, а не припоминаем бесконечно чужие ошибки.
7. Очень распространенная ошибка родителей – постоянно давить на ребенка и навязывать ему свою волю: вот это можно делать, а вот это – нельзя. Родители используют авторитарные стратегии воспитания, которые не позволяют ребенку проявить свой независимый голос или чувство ответственности за собственные решения. Другие родители, наоборот, практикуют вседозволенность. Лучший тип воспитания – это справедливость, гибкость, уважительное отношение к своему ребенку-подростку и постоянное их обучение, а не террор для достижения своей цели.
8.Ошибкой является и постоянные упреки и критика подростка: не убрал постель, не встает утром, не моет посуду. Подросток просто игнорирует слова взрослого,т.к. они произносятся постоянно и резко.
Необходимо выстраивать со своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения.
Чтобы этого достичь, нужно:
1.Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживать своё желание критиковать, а любой порыв ребёнка что-либо с Вами обсудить, поощрять. Демонстрируйте уважение к подростку, как к личности.
2.Быть одновременно твердым и добрым. Взрослый должен выступать в роли не судьи, а советчика.
3.Снимать излишний контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. В случае гиперконтроля ответный гнев не приведёт к успеху, а скорее испортит отношения.
4.Поддерживать подростка. В отличие от награды поддержка нужна ребёнку даже тогда (и в первую очередь тогда), когда он не достигает успеха.
5.Иметь мужество. Изменение поведения требует практики, времени и терпения.
6.Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.