Особенности личности мл. школьника

1. Доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.

2. Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать.

3. Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.

4. Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.

5. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.

6. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:

• потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;

• потребность в движениях;

• потребность во внешних впечатлениях.

Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:

• точно выполнять требования учителя;

• овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;

• получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;

• быть лучшим учеником;

• выполнять общественную роль.

У младших школьников встречаются все виды самооценок: адекватная, высокая адекватная, завышенная, неадекватная заниженная. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества.

Условия формирования адекватной самооценки: чаще говорить: «Ты сможешь»; не навешавать ярлыков на ребенка «Ты тупой, ты неряха…»; влияют отношения родителей в семье. Там, где родители постоянно ссорятся ребенок растет с заниженной самооценкой:, влияет то, как родители проводят время с ребенком6 тот ребенок, который много видит, знает, чувствует себя более уверенным.


Билет 20. К задаче. Речь идет о зоне ближайшего развития. Она является оснеовой развивающего обучения. Развивающее обучение (по Выготскому) – это обучение, которое идет впереди развития и подтягивает его за собой.Не каждое обучение развивает, а то, которое чуть-чуть опережает развитие и подтягивает его. Учение о развивающем обучении в отечественной психологии создал Л.С.Выготский. Прежде, чем обучать ребенка, надо знать уровень его актуального развития – т.е. то, что ребенок умеет делать сам на сегодняшний день. После определения УАР, мы даем такой материал, который ребенок сам не может усвоить, но с помощью взрослого справляется с материало, и так до тех пор, пока и со взрослым не может освоить материал. Определяем зону ближайщего развития, т.е потенциальные возможности ребенка: от того, что ребенок делае со взрослым, отнимает тот возраст, что является показателем его УАР. Это и будет ЗБР. Значение ЗБР: то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он будет делать сам. Произойдет скачок в его развитии.) см. лекцию).


Билет 21. К задаче. В основе разделения детей по возрастным группам лежит периодизация Эльконина. Он считал, что развитие ребенка происходит в двух сферах: «Ребенок-люди» и «Ребенок – вещь». Каждая из этих сфер является основной на каком-то этапе. Он выделил 3 этапа в сфере «Ребенок-люди» и 3 этапа в сфере «Ребенок- вещь»

Сфера «Ребенок-люди» - младенческий период, дошкольный и подростковы. Везде ведущая деятельность связана с общением. Остальные 3 этапа в сфере «Ребенок-вещь» Это ранний возраст, младший школьный и старший школьный. Все эти этапы связаны с развитием операциональной стороны6 действий с предметами. Назовите ведущие виды деятельности в каждом возрасте.(см. тетрадь)


Билет 22. К задаче. Выготский охарактеризовал социальную ситуацию развития на 1 году жизни словом «МЫ». Без взрослого ребенок не будет развиваться, а возможно, что даже погибнет. Ведущая деятельность на 1 году жизни- непосредственно- эмоциональное общение со взрослым. Взрослый – центр любой ситуации, он обеспечивает и физический уход и психическое развитие. Результатом общения с ребенком является комплекс оживления, который появляется в 2-3 месяца и говорит о хорошем психитческом развитии ребенка. Если его нет – это ЗПР ребенка. К.О. – это совокупность эмоциональных, речевых и двигательных реакций ребенка. Это первая социальная потребность в общении со взрослым. Комплексом оживления ребенок удерживает взрослого около себя. Главным условием его развития является речевое общение с ребенком. Если взрослый мало общается с ребенком на 1 году жизни, то у ребенка появляется недоверие к миру людей, которое пройдет через всю его жизнь. Дети с комплексом оживления лучше развиты в психическом и физическом плане, в К.О. развивается речевая сфера, т.к. он включает в себя вокализацию (гуление, лепет), развивается эмоциональная сфера, тк. Он включает в себя положительные эмоции, двигательные реакции (взмахи руками, ногами) развивают ребенка физически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: