Билет 16. Внутреннее психическое действие

Этот механизм в психологии называется интериоризацией. Интериоризация – это переход внешних действий с предметом в план внутренних психических действий с этим же предметом. У детей все психические процессы формируются по этому механизму. Дело в том, что многие внутренние п сихические действия еще не сформированы у детей, они формируются постепенно из внешних действий. Так происходит с внутренней речью. До 5 лет ее почти нет. Сначала развивается внешняя речь, затем как переходная стадия – эгоцентрическая речь, которая по форме является внешней, т.к. выражена в звуках (Это громкая речь для себя), а по функциям эгоцентрическая речь – похожа на внутреннюю, т.к. она обслуживает мышление). И только потом появляется внутренняя речь – речь про себя. Такой же путь проходят все внутренние психические действия. Сначала ребенок учится выполнять сложные умственные действия во внешнем плане. Например, считает сначала на пальцах, на палочках. Но постепенно в результате упражнений внешние действия сворачиваются, обобщаются, сокращаются и переходят вво внутренний план действий. В задаче ребенок проходит именно такой путь. Сначала ребенок учится писать при помощи внешних способов ориентировки (линеечек), которые показывает учитель, затем в результате упражнений ребенок сам обращает на них внимание, эти внешние ориентиры становятся внутренними, засталяя ребенка следовать им.

Петр Яковлевич Гальперин создал свою теорию поэтапного формирования умственных действий, в которой задействован механизм интериоризации. Он обучал слабоуспевающих пятиклассников математике, используя следующие этапы. 1 этап. Ориентировочный: объяснял материал, широко используя наглядность, карточки-задания с определениями. 2 этап. Материализованные действия самого ребенка. Ребенок решал задачи, используя эту и другие виды наглядности. 3 Этап – Внешнеречевая деятельность. Наглядность убиралась, но ребенок вслух проговаривал алгоритм своих действий, и все определения понятий. 4 Этап – проговаривание про себя. Ребенок проговаривал не вслух, а про себе подробно все этапы решения задачи. 5 Этап – Внутреннее психическое действие – действие в уме. Это действие уже сокращенное, обобщенное. Гальперин доказал, что такая методика особенно хороша для младших школьников. Эти дети, прошедшие эксперимент, и через два года лучше остальных справлялись с задачами по математике.


Билет 17. По задаче. 1. На развитие ребенка влияют следующие факторы: наследственность, социальная среда, воспитание, самостоятельная деятельность. Отсутствие даже одного из этих факторов может привести к задержке психического развития ребенка, как и было в данном случае. После 7 лет ребенок лишился общества людей, а многие человеческие качества формируются в результате научения и по подражанию (например, речь, формы поведения). К тому же не было специальных развивающих воздействий, т.е воспитания. Не было упражнений по закреплению нужных знаний, умений и навыков, т.к. воспитательные и обучающие воздействия отсутствовали. 2. Однако, до 7 лет мальчик жил среди людей, основные психические функции у него уже были сформированы, т.к. они формируются до 3-4 лет. Сезитивный период для формирования психических функций не был упущен, поэтому легко удалось восстановить то, что было сформировано до 7 лет. Детей, вскормленных животными, не удается вернуть в человеческое общество, т.к. упущен сензитивный период развития. Сензитивный период – наиболее чувствительный для воздействий период, когда психические функции только начинают развиваться.

Роль социальной сред ы. Человек становится человеком только в человеческом обществе. Социализация по человеческому типу происходит только, если ребенок живет в среде себе подобных Он усваивает человеческие формы поведения, общечеловеческий опыт в общении с другими людьми. (Амала и Камала – привести пример ). Роль воспитания. Психическое развитие будет происходить и без воспитания, но оно будет неэффективным. Воспитание помогает ребенку развиваться в нужном направлении. Благодаря воспитанию развиваются все высшие психические Функции: произвольные психические процессы, речь, логическое мышление, воля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: