1.11.1. Северо-Западный регион является одним из важнейших регионов экспортно-импортных перевозок страны, что объясняется его близостью к странам ЕС и наиболее экономически развитым районам страны, а также наличием достаточно развитой транспортной системы, тяготеющей к международным транспортным коридорам.
После распада Союза в составе Российской Федерации на Балтийском море осталось четыре порта, через которые осуществляются внешнеторговые операции: Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, а также порты Северного бассейна - Мурманск, Архангельск, Кандалакша. Их главным назначением является обеспечение экспортно-импортных перевозок навалочных грузов, генгрузов и леса.
Существенным недостатком в уровне развития портовых комплексов региона являлся исторически сложившийся дефицит мощностей, значительное отставание их от тяготеющих к бассейну грузопотоков как по объему, так и по структуре. Поэтому значительная часть этого грузопотока в страны ближнего и дальнего зарубежья направлялась через порты Балтии и Финляндии.
|
|
Концепция увеличения производственных мощностей российских морских торговых портов и пополнение флота современными судами получили развитие в Указе Президента Российской Федерации от 3 декабря 1992 г. № 1513 «О мерах по возрождению торгового флота России», в Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 гг.)», в проекте «Транспортная стратегия Российской Федерации (на период до 2020 г.)».
В новых политических и экономических условиях распределение грузопотоков между российскими и зарубежными портами, а также между уже существующими и вновь строящимися портами будет происходить в условиях острой конкурентной борьбы за грузы с учетом не только сугубо экономических показателей, но и уровня сервисных услуг, оказываемых клиентуре в каждом их портов-конкурентов.
В настоящее время определились две тенденции в развитии портов Северо-Запада. Во-первых, государство ведет политику по переключению транспортных потоков из Прибалтики в российские порты. Как следствие этого процесса определилась вторая тенденция: владельцы портов вынуждены наращивать мощности, а экспортеры — строить новые порты.
Таким образом, необходимость развития портовых мощностей России на Балтике не вызывает сомнений в отечественных политических и деловых кругах. Различные точки зрения и оценки высказываются по прогнозируемому объему, направлениям и структуре грузопотоков, а также по районам размещения и концентрации портовых мощностей.
Имеется ряд предложений о преимущественном наращивании мощностей путем реконструкции и расширения существующих портов. Однако расчеты специалистов показывают, что реальные резервы для расширения Санкт-Петербургского, Калининградского, Архангельского, Мурманского и других существующих портов достаточно ограничены. Это обусловлено состоянием сухопутных и водных подходов, отсутствием свободных территорий, трудностями в наращивании причального фронта, энерго- и водоснабжения, сложной экологической обстановкой и высоким уровнем приведенных транспортных затрат
|
|
Реальное покрытие преобладающей части дефицита мощностей возможно лишь при создании транспортно-технологического комплекса в Финском заливе. Именно к этому бассейну тяготеют Карелия, Центральный район, западная часть Сибири и страны СНГ, не имеющие прямого выхода к морю. Отсюда имеются естественные пути сообщения с государствами на побережье Балтийского и Северного морей, а также Атлантического океана, достаточно близко порты в Финском заливе расположены и к странам-импортерам.
1.11.2. Крупнейшие российские морские порты в Финском заливе расположены в Петербурге (БП СПб.) и Ленинградской области (Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, ОАО «Лесной Терминал “Фактор”»).
1.11.3 Основными грузопотоками Северо-Запада, как уже отмечалось, являются нефть и нефтепродукты.
Нефть. В докладе, опубликованном британской нефтяной компанией ВР в 2003 г. запасы нефти в мире составили 1147,7 млрд. баррелей (1 т. нефти = 6,2898 баррелей). Крупнейший нефтяной запас у стран-членов Организации стран экспортеров нефти (ПЕК)-80 % мировых.
Ведущими производителями нефти в мире являются Саудовская Аравия, Россия, США. Лидером по потреблению является США. Россия располагает доказанными запасами в размере 7,75 млрд. т и занимает 7 место в мире по этому показателю.
В целом сырьевая база России, по мнению ПНРА (Первого независимого рейтингового агентства), имеет следующие характеристики:
· избыточность запасов (срок обеспеченности порядка 50 лет);
· удаленность месторождений и неблагоприятные климатические условия-> высокие затраты на обустройство месторождений и транспортировку нефти до места её переработки и потребления;
· нефтяной потенциал России это 12-13 % мировых разведанных запасов нефти. Месторождения нефти расположены в 37 субъектах, но в основном сосредоточены в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье и на Европейском Севере.
Наиболее серьезным препятствием расширения экспорта нефти является пропускная способность нефтепроводов и морских портов.
Разработанная в 2003 г. «Энергетическая стратегия России (на период до 2020 г.)» предусматривает увеличение добычи и экспорта нефти в России на всех направлениях. Дальнейшее развитие сопровождается следующими тенденциями:
· изменением географии добычи нефти в России - появлением новых крупных центров нефтяной промышленности на Востоке страны, снижением добычи в европейской части страны, в первую очередь, в волго-уральской и северокавказской нефтегазоносных провинциях;
· изменением структуры добычи нефти в мире- появлением крупных центов в Каспийском регионе, ожидаемым падением добычи в Северном море;
· изменением структуры мирового спроса – стабилизацией потребления нефти и нефтепродуктов в Западной Европе, их медленным ростом в Северной Америке и быстрым увеличением с странах АТР.
Важным направлением развития экспортной инфраструктуры, как отмечено в документе, служит интеграция трубопроводных систем Центральной и Восточной Европы.
Нефтепродукты. Для обеспечения экономики и населения России нефтепродуктами необходимо повышение эффективности работы нефтеперерабатывающей промышленности.
«Энергетической стратегией» предусматривается рост объемов переработки нефти по всех вариантам, кроме критического.
|
|
Предполагается модернизация нефтеперерабатывающих заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов, включая улучшение экологических характеристик, и производству катализаторов. Требования к качеству производимых нефтепродуктов и сроки их достижения также должны быть закреплены законодательно.
Варианты перспективных грузопотоков экспорта нефтепродуктов рассматриваются при условии строительства новых и развития существующих специализированных терминалов Северо – Западного региона и переключения на них части грузопотоков из портов Балтии и Финляндии.
Планируемое развитие порта Приморск и других российских портовых комплексов (БП СПБ, Высоцк, Калининград, новые терминалы) изменит общую картину географического распределения нефтеперевалочных мощностей в Финском заливе и во всем бассейне.
Уголь. Европейский грузопоток угля в основном подразделен между российскими портами: Мурманским, Высоцким, СПБ-ким и Калининградским. Данные об экспорте через порты Северо-Западного региона показывают, что рассматриваемые порты при перевозке угля на 98-100% работают вместе со странами Европы.
Для освоения прогнозируемого потока угля через российские порты Северо-Запада необходимо создание высокопроизводительных специализированных комплексов. Планируется развитие мощностей в порту Усть-Луга и создание комплекса в порту Мурманск.
Минеральные удобрения. Мин удобрения разделяются на калийные, азотные, фосфорные или комплексные (смешанные), определяемые активными веществами, входящими в них. Географическое распределение производства удобрений связано с наличием ресурсов сырья для их изготовления.
Россия является одной из ведущих стан мира по выпуску калийных и азотных удобрений. Россия вместе с Украиной, Казахстаном и Узбекистаном входит в число основных стран-экспортеров аммофоса и диаммофоса. Основными потребителями мин удобрений являются страны Азии, Северной Америки и Европы.
|
|
Контейнеры. Отмечается рост мирового объема контейнерных перевозок. Мировыми лидерами по перевалке контейнеров являются Гонконг, Сингапур, Шанхай, Пусан, Роттердам, Лос-Анджелес, Гамбург, Антверпен. Среди отдельных портов Балтийского моря наибольшие объемы контейнеров освоили СПБ, Хельсинки, Гдыня, Котка, Копенгаген, Рига, Клайпеда. Отмечается дальнейший рост перевалки контейнеров.